«Все законы о защите детства надо
переписывать»
Так считают авторы Альтернативного
доклада ООН о положении детей в России
Законы, касающиеся защиты прав ребенка,
в России либо не выполняются, либо написаны так,
что только усугубляют положение детей. К такому
выводу пришли авторы Альтернативного доклада о
реализации Российской Федерацией Конвенции о
правах ребенка. Доклад, подготовленный
несколькими правозащитными
неправительственными организациями, будет
представлен в Комитет ООН по правам ребенка в
сентябре 2005 года. В нем содержатся сведения,
несколько расходящиеся с официальной точкой
зрения на положение детей в России.
В 1990 году ООН рекомендовала всем странам
мирового сообщества выработать специальные
политические концепции, посвященные защите прав
ребенка, так называемые «национальные планы
действий в интересах детей».
Сегодня отечественные правозащитники вынуждены
констатировать, что за прошедшие с того момента 15
лет Россия так и не выполнила рекомендации ООН.
В стране до сих пор не создано эффективной
системы защиты детей, а все законы, принятые в
рамках выработки «национального плана
действий», носят чисто публицистический,
декларативный характер.
Так, например, в России существует «Закон о
профилактике безнадзорности
несовершеннолетних». Принят он еще в 1999 году. Но
до сих пор не привел к снижению числа
беспризорников. Просто в законе никак не описано,
что именно надо делать для профилактики
безнадзорности, а главное, кто за это должен
отвечать.
Кроме недействующих законов, есть законы
напрямую дискриминационные, нарушающие права
ребенка, прописанные в Конституции.
Например, закон, отменяющий необходимость
согласия органов опеки на совершение сделок с
недвижимостью, где прописаны
несовершеннолетние. Этот документ, принятый в
конце 2004 года под давлением крупных риелторов, в
десятки раз увеличит количество бездомных детей,
считают авторы доклада.
Главным «деструктивным» нормативным актом
правозащитники безоговорочно признают 122-й
закон.
Самое страшное, по мнению авторов
Альтернативного доклада, последствие 122-го
закона – это децентрализация ответственности за
защиту прав детей.
– Россию разделили на 89 удельных социальных
княжеств, – заявил один из авторов доклада,
руководитель организации «Право ребенка», Борис
Альтшулер. – Где у власти есть возможность, там
дети будут жить хорошо, а если такой возможности
нет либо губернатор предпочитает тратить деньги
на что-нибудь другое, там – не обессудьте,
выкручивайтесь, как хотите! И никаких
государственных гарантий! Это самая настоящая
дискриминация по географическому признаку!
Государство объективно не справляется с
проблемой защиты интересов ребенка. И косвенно
расписывается в собственном бессилии,
перекладывая всю полноту ответственности на
регионы. Но это еще, оказывается, полбеды.
Министерство финансов наложило вето на закон о
патронатной семье, мотивируя его тем, что у
государства нет денег на оплату труда
патронатных воспитателей-родителей. Хотя
проживание одного ребенка в детском доме
обходится государству от 300 до 600 евро в месяц,
тогда как на содержание его в замещающей семье
требуется в 5–10 раз меньше бюджетных средств.
По словам Бориса Альтшулера, «вокруг сирот,
живущих зачастую впроголодь и в невозможных
условиях, на самом деле крутятся миллиарды
долларов, поэтому органам образования,
занимающимся этими вопросами, гораздо выгоднее
отправить ребенка в детский дом при живых
родителях, чем попытаться решить эту проблему
по-человечески».
Альтернативный доклад, который будут читать в
ООН, это самый настоящий приговор всему
отечественному законодательству в области
защиты прав ребенка:
«Деятельность государственных институтов
направлена не на профилактику, а на умножение
социального сиротства».
Кроме того, в 2004 году принят закон, практически
запрещающий иностранцам брать в свою семью
русских сирот. Иностранцы усыновляли, как
правило, серьезно больных детей. За границей им
делали дорогостоящие операции, которые никогда
бы не сделали этим ребятам в «родном» детском
доме. Многим это спасло жизнь. Теперь 6000 детей (а
именно столько человек в год принимали в свои
семьи иностранные усыновители) остаются на
попечении Российской Федерации, которая, уверены
авторы доклада, не в состоянии о них
позаботиться.
Главную мысль доклада озвучила на общественных
слушаниях, посвященных его публикации, Наталья
Яковлева, уполномоченный по правам ребенка.
– Пытаться как-то улучшить российское
законодательство в сфере защиты прав ребенка, –
сказала она, – бесполезно. Единственный выход –
это полностью, с нуля переписывать все законы,
затрагивающие интересы детей.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|