Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №37/2005

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ДОМАШНИЙ АРХИВ
ПИСЬМА ИЗ КЛАДОВА

Огонек на отшибе
Что видно с Ратаевской Горки?

Есть в наших краях такая деревня – Ратаевская Горка. Наверное, когда-то в ней жили трудолюбивые пахари – оратаи, былинные богатыри. Сегодня же население этой большой и некогда красивой деревни расслоилось, разделилось на три почти равные части. Из сорока трех домов восемнадцать пустеют на зиму, покидают свои дачные дома горожане.
Вторая часть населения Горки – люди пришлые, гонимые судьбой, не нашедшие счастья в родных местах. Не все эти люди живут по законам деревенского мира, их присутствие часто пугает стариков, заставляет и в светлое время суток держать дома на засовах, вздрагивать по ночам, просыпаясь от стука, который просто почудился.
А третья часть – это остатки коренного населения, которое родилось и выросло в Горке (таких очень мало) или переселилось сюда перед войной из затопляемой Рыбинским водохранилищем зоны. Местное население звало их мормужанами, хотя к селу Мормужино они имели лишь косвенное отношение, были почти все родом из деревни Марьино. Приехали молодые, сильные, красивые, девушки носили длинные косы и, выходя в круг, запевали всегда одну и ту же частушку:
Погляжу я в ту сторонку,
Заболит ретивое –
Раньше родина была,
Теперь вот море синее.
Эти люди вросли своими корнями в эту землю, любят ее, считают своей родиной, здесь им доживать свои дни.
С одной из жительниц этой деревни мы встретились. Ее дом стоит на отшибе, на улице, именуемой почему-то Притыкино, очевидно, потому, что она и вправду приткнулась сбоку к главной улице. Елизавета Семеновна Коробова – единственный житель этой улицы.
Пятнадцатилетней девочкой привезли ее родители в Ратаевскую Горку. Всего в семье было четверо детей. Родители, Семен Федорович и Анастасия Андреевна, начали обстраиваться на новом месте, до войны оставался всего один год. А с первыми ее залпами ушли на фронт отец и брат Михаил.
Войну и послевоенный голод семья пережила относительно благополучно, спасали корова, огород да огромное трудолюбие всей семьи. Особо о воспитании детей родители не заботились, это происходило как-то само собой.
Справляли зимой – Крещение, летом – Владимирскую. Восьмого сентября был Обещанный праздник – Адрианов день. На Масленицу собирались на берегу реки, смотрели, как горит большой костер, и пели. Пели и во время работы.
– Бывало, Настя запоет: «Где же ты был, наш черный баран? На мельнице, на мельнице, наш милостливый пан!..» А непонятно, о чем это она поет, и нам весело и страшно.
Елизавета Семеновна рассказывает о нехитром крестьянском житье, и такой стариной, такой русской сказкой веет от ее рассказа.
– Щи варили, – продолжает она, – в глиняных горшках, ставили в печь на целый день, мясо хорошо упревало, а щи не прокисали до самого вечера.
Были в деревне свои мастера, которые шили шапки и полушубки, катали валенки, шили кожаную обувку. От тех далеких времен остались у Елизаветы Семеновны тончайшей ручной работы льняные ткани; даже не верится, что нитки напрядены вручную, что лен на росах можно выбелить до такой ослепительной свежести.
Домой мы возвращались по росяной траве, и каждая росинка казалась нам драгоценной.

Катя ЛЬВОВА,
Саша ШТЫХИНА
и Валентина Павловна ГУСЕВА
д. Кладово,
Ярославская область


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru