ДОМАШНИЙ АРХИВ
ВСТРЕЧА
Тихие разговоры в прохладных сумерках
О «Ежике в тумане», которому исполнилось
30 лет, рассказывает его создатель Юрий Норштейн
Рассказывает Юрий НОРШТЕЙН:
– Прочитал как-то в одной статье иностранной, что
героев Норштейна нельзя лепить на майки, трусы и
все такое прочее. И обрадовался: боже, какое
счастье, что нельзя! И что это понимают. Но как
трудно получается то, что необходимо. То, что
грезится...
Я помню, как мы мучились с «Ежиком». Уже начали
снимать фильм, а главного персонажа все еще нет.
Мы снимаем планы без Ежика – деревья снимаем, как
листья падают, снимаем... А его самого нет. Но я же
знаю, каким он должен быть! Трудность задачи
заключалась в простоте. Он должен был быть
обязательно прост, восприниматься сразу, как
выстрел, мгновенно, С первого же кадра. Вот
мелькнули на экране два первых кадрика – и вы его
восприняли, приняли. В этом была вся сложность.
На самом-то деле какая сложность – нарисовать
ежика? Сколько их в мультипликации ходит с экрана
на экран!.. И почему-то всякий раз считается, что
это новый персонаж. Потому у нас две задачи были
главными. Простота, о которой я уже говорил, и –
не повторить то, что уже было. Не повторить. Он
должен быть именно Ежик. Само звучание слова:
«Ежик» – не «Еж»! Ежик и Еж – это же разные
персонажи. Ну как сказать «Еж в тумане»? Так
чиновник какой-нибудь скажет. Глухой.
Заместитель председателя какой-нибудь. А «Ежик в
тумане»... Это совсем другое!
Ну, значит, рисовали мы, рисовали этих ежиков без
конца – все не то! Да как же ты не можешь понять –
рисую Франческе, – ведь вот же он должен быть
какой! И не получается. Просто ужас. Получаются
ежи! А потом, помню, был вечер, когда... В общем, он
получился. Вот такой. И больше ничего. И когда он
уже вот так нарисовался, я говорю: «Ну, Франческа,
вот же ведь он – в раскадровке, вот он, вот он...»
Но тут такой странный феномен: только тогда
персонаж начинаешь видеть в раскадровке (вот он
такой, какой должен быть), когда он уже
нарисовался. А до этого будто пелена на глазах, не
видишь и все! И ведь все время рисуется в конце
концов нечто очень близкое к тому, что уже было,
что рисовалось до этого. Но не то. То получается,
когда... Ну вот, есть художник-постановщик. И я сам
рисую. Но, конечно, не могу нарисовать так
законченно, что ли, как надо для фильма. Просто
нет у меня этого мастерства, да и занятие другое.
Так что пусть уж художник и рисует. Однако, для
того чтобы у нас получилось то, что необходимо,
должна быть единая кровеносная система. Так
бывает очень редко, но бывает, когда вот что-то
такое подключается и начинает функционировать
как единый организм. И только в этом случае
получается.
А потом... Вышли мы как-то вечером из дома и
увидели женщину. Она гуляла с ручным ежиком. Я
посмотрел: да как же он похож на нашего-то! Ну
просто наш, и все тут. Казалось бы, пойди раньше,
посмотри. Но ведь это уже потом видишь. Как,
знаете, когда смотришь через оптическое стекло. Я
помню, как в детстве подносил такое стекло к
какой-нибудь картинке, потом начинал отодвигать
– все хотел поймать момент, когда размытая
картинка превращается в отчетливое перевернутое
изображение. Он, этот момент, всегда на меня
действовал самым волшебным образом. Вот, вот, вот
сейчас я должен уловить...
...Я вспоминал нашу дачную хозяйку тетю Феню и
соседку тетю Нюру, вспоминал позвякивание чашек,
их вечерние глухие разговоры, когда неразличимы
слова, когда звуки речи сливаются в единую
ворожбу, как шелест воды на речных перекатах в
прохладных сумерках. Эта их ворожба примиряет
тебя с мирской скорбью, и пока слышался шорох
этих голосов, прочность мира казалась
незыблемой... Пожалуй, только органный голос Анны
Ахматовой можно было сравнить с этими вечерними
разговорами, тяжелыми вздохами, молчанием...
Теперь уже нет этих добрых старух, но все мне
кажется, что тонкая дачная перегородка, как
виолончельная дека, продолжает ловить их голоса.
Вспомнил сжатое поле, и остывающий золотистый
вечер, и комбайнеров далеко в поле, почти
силуэтно в оседающей пыли, пронизанной низким
воспаленным солнцем...
...Но вначале была скатерть. Большая, белая,
закрывающая столы во дворе. Столы, вынесенные из
коммуналок. Солнечное тепло, осеннее – бабьего
лета... И – скатерть, которая накрыла все эти
столы. Люди, которые сели за эти столы, перед тем
как разъехаться из этого дома навсегда. В этой
последней неторопливой встрече должны были
появиться все, кого я знал, – и те, кого уже нет,
тоже... И на перекрестье их разговоров все и
должно было вырасти. Вся история дома. А в
сущности – вся история страны.
Фильм «Сказка сказок» – самый для меня дорогой,
потому что он самый личный... Потому что я прожил в
Марьиной роще почти 25 лет. Потому что оттуда
уехал. Потому что нашего дома нет. А есть огромный
шестнадцатиэтажный дом. И мост – тот, который в
финале фильма, – теперь уже не тот мост. И как
вечером в августе, когда шли дожди, пахла пыль,
прибитая каплями... И как гремели покрышками
синие автобусы, которые ходили тогда по Москве.
Это все постепенно собирается тогда, когда
оглянешься и когда навсегда уходит тот мир, где
ты жил. Двухэтажный старый дом... Двор... Ты вдруг
начинаешь понимать, что на этом-то пространстве и
прошла основная твоя жизнь.
Подготовлено по публикациям в журналах
«Искусство кино» и «Киносценарии».
В Москве, в Музее личных коллекций, проходит
выставка Юрия Норштейна, о которой мы подробно
расскажем в одном из ближайших номеров “ПС”.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|