ПЕДАГОГИКА ОБЩЕГО ДЕЛА
Как поселок стал городом детства
История одного проекта
Пять лет назад школа из небольшого
поселка Подвязники Ивановской области решила
принять участие во всероссийской акции “Я –
гражданин России”. Нужно было разработать
проект улучшения жизни своего поселка и
осуществить его.
Решили начать с обустройства ближайшего к школе
пространства – школьного двора. Но очень скоро
стало ясно, что территория школы не
ограничивается школьным забором. Школьная
территория всюду, где живут ее ученики. А значит,
ярко и интересно должно быть везде.
Первый детский городок решили построить в центре
поселка и только потом – возле школы.
Основное внимание уделили не внешней красивости,
а пользе и радости. Сделать что-то для малышей,
чтобы им было где лазить и играть. А тем, кто
постарше, – лавочки, чтобы поговорить спокойно.
Вроде ничего фантастического. Для городского
жителя – банальность. Но в селах такое обычно
считается излишеством. Лучше еще одну грядку
вскопать.
Однако организаторы сумели вдохновить весь
поселок. Провели анкетирование, выяснили, чего
люди ждут, какими хотят видеть детские площадки.
Все классы, от малышей до выпускников, вместе с
родителями и учителями разрабатывали проекты,
обсуждали, спорили. Реализация этого творчества
по смете, рассчитанной самими же ребятами
(никогда еще уроки математики не проходили
азартнее!), стоила 15 тысяч.
Многие окрестные предприятия пообещали
финансовую поддержку. Но, подумав, забыли о своих
обещаниях. Однако школьников уже было не
остановить. Нет нужной суммы? Значит, надо
сделать дешевле. Найти нестандартный выход.
Например, соорудить лавочки и столики из старых,
списанных стульев и парт... Подключились в
безвыходной финансовой ситуации и родители. Они
стали бесплатными помощниками там, где ребята не
могли справиться сами. Несли из дому краску,
гвозди, доски. И конечно, саженцы, семена, рассаду.
Даже деньги из семейного бюджета. Не много – но
вложенные рубли выручали.
Школьники каждый день пропадали на
строительстве. Никогда еще школьный двор не был
так многолюден. Копали, пилили, красили.
А когда наконец всем стало понятно, что творится
живое, настоящее дело, нашлись и деньги.
Областной комитет молодежи выделил 5 тысяч. Самым
активным строителям в конце лета даже выплатили
небольшую премию. А школу наградили на областном
туре подведения итогов акции “Я – гражданин
России”.
Впрочем, на этом дело не кончилось. Общее дело так
сплотило школу, детям и взрослым так понравилось
украшать и обустраивать окружающий мир, что,
закончив преобразование школьного двора, они
взялись за коридоры и кабинеты школы, наполнили
ее неповторимыми интерьерами, украсили
рисунками, чудесными растениями, нестандартной
мебелью. Деятельность по обустройству школьного
двора повлияла на всю атмосферу школьной жизни.
Ученики перестали восприниматься как просто
ученики, а учителя – как просто учителя:
оказалось, что они могут быть партнерами и
друзьями.
Постепенно совет старшеклассников, родительский
совет, совет уполномоченных по правам человека
(туда входят и дети, и взрослые) стали реальной
силой в школе. Стали сами собой формироваться
культурные способы решения конфликтов. Общее
дело научило учителей и учеников лучше слышать и
понимать друг друга.
Сегодня школа – участница проекта
“Ассоциированные школы ЮНЕСКО”, работает над
проектом “Толерантность – дорога к миру,
согласию, справедливости”. И это тоже в
некотором роде обустройство жизни, только не
внешней, а внутренней.
В важном школьном документе “Концептуальное
обоснование модели воспитательной системы”
педагоги записали: “Гуманность ребенка является
следствием совершаемых им добрых дел в пользу
других. Принуждение к таким делам дает
отрицательный результат”.
Людмила ПЕЧАТНИКОВА
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|