ПЕДАГОГИКА ОБЩЕГО ДЕЛА
Кто хозяин школьного двора?
Ответ на этот вопрос многое может сказать
о самой школе
Что бы мы ни говорили о сути школы, как бы
ни спорили о ее предназначении и ни пытались ее
изменить, одно в этом своеобразном учреждении
остается неизменным: в школе детей всегда больше,
чем взрослых. Простой факт, с которым, пожалуй,
никто спорить не будет.
Но вот что странно. Как только начинаешь
разговаривать об «идеальном школьном дворе»,
слышишь от большинства собеседников про
роскошные клумбы, деревья и прочую наведенную
взрослыми красоту. Словно речь идет вовсе не о
том месте, где каждый день собирается множество
детей, проводя здесь немалую часть своей жизни, а
о желанном месте для отдыха уставших от
повседневных забот взрослых. Словно школьный
двор – это не пространство детской свободы, а еще
одно место для воспитания детей по установленным
взрослыми правилам. Вот вам, дорогие дети,
красивый, «культурный» двор – ведите себя
соответствующе.
И дети ведут.
До того момента, пока находятся под присмотром
учителей. А по вечерам таким школам приходится
охранять эту «красивую культуру» школьного
двора от... своих же учеников (в том числе бывших),
которые, оказавшись на свободе, превращаются в
обычных подростков.
А ведь если спросить самих ребят, что именно
хотели бы они видеть на школьном дворе,
большинство скажут совсем не о цветах и
ухоженных газонах. Дети любят бегать, лазить,
играть, а многие ли школьные дворы по-настоящему
это позволяют? Разве можно носиться по школьному
двору сломя голову? Это же неприлично! Или играть
в футбол... Есть спортивный зал, футбольное поле –
там и играйте в специально отведенное время. А на
переменке или после урока, да прямо во дворе – да
что вы, мяч может и в окно попасть!
Нет, конечно, дети все равно играют – но часто ли
встретишь в России школьную администрацию,
которая в своих заботах о школьном дворе в первую
очередь думала бы о его игровом обустройстве?
А вот «эстетикой» школьного двора – зачастую в
специфически взрослом понимании – занимаются
многие.
Ничего плохого в этом, разумеется, нет, за
исключением одного «но» – если эта эстетика не
вступает в противоречие с детскими
потребностями и интересами.
Если это не «административная эстетика» для
начальства и не рекламная эстетика для
привлечения в школу богатых родителей, а
эстетика, созидаемая взрослыми совместно с
детьми, если в этой эстетике происходит
самовыражение и диалог детей и взрослых, – тогда
такой эстетике нет цены... Увы, слишком часто
бывает совсем по-другому. Приходит в управление
образования новый начальник и отдает приказ
убрать со школьных дворов все то, что... портит
эстетическое впечатление. Например – закопанные
в землю и используемые как удобные физкультурные
тренажеры автомобильные шины. «Не положено!» И
вообще – лучший вариант административной
эстетики – эстетика пустоты. Вот свежий пример:
вокруг ряда подмосковных школ по важному
предписанию сверху были вырублены все кусты
сирени, чтобы... в них не могли спрятаться
террористы. Воистину административная эстетика
не знает границ!
Школьный двор, который работает для детей, всегда
и создается вместе с ними. В конце концов,
школьный двор – это огромное пространство для
создания совместных дизайн-проектов: можно и
конкурс провести на лучшую идею по оборудованию
школьного двора, а потом и участие принять в этом
самом его оборудовании... И не надо бояться
неизбежной эклектики – разные команды
заслуживают право на реализацию своих идей в
разных уголках двора. Вот тут-то и найдется место
и для тех, кто, к примеру, любит выращивать цветы:
они разобьют на школьном дворе клумбы, себе
доставят радость и других порадуют. А к клумбам,
которые дороги одним детям, другие тоже
относятся с уважением... И только там, где всех
детей в обязательном порядке несколько раз в год
выводят на «работы по оформлению пришкольного
участка» и заставляют выращивать кустики и
цветочки, закупленные взрослыми согласно
собственным представлениям о красоте, очень
велика вероятность, что вечером дети с большим
удовольствием вернутся на школьный двор отнюдь
не для дополнительного ухода за этими клумбами...
Такого внимания эстетике школьного двора в
специфически взрослом понимании, как в России, не
уделяется практически ни в одной стране. В самых
обычных школах, которые нам приходилось посещать
в Англии, Германии и Дании, школьный двор
приспособлен именно для того, чтобы там дети
могли с удовольствием провести свое свободное
время. Скажем, обыкновенная английская
праймери-скул (начальная школа) позаботилась,
чтобы на просторный школьный двор был свой (!)
выход из каждого класса и чтобы на каждой
перемене этот двор был заполнен играми и
беготней всех учеников. Немецкий школьный двор
запомнился множеством спортивных площадок и
специально оборудованных мест для уединения и
спокойного общения тех, кто предпочитает
посидеть, почитать или поболтать. А встреча с
датским школьным двором сохранила в памяти
мини-футбольное поле (кстати, огороженное сеткой,
чтобы мяч действительно не побил окна), теннисные
столы и даже нечто похожее на «тарзанку» – канат,
с которого можно прыгать «кто дальше». Поразило,
что дети могут прямо во дворе вырыть себе
землянку (!) и обустроить ее под какие-то только им
ведомые нужды!
Школьный двор – это лицо школы, и то, как
обустроено пространство школьного двора, то, как
чувствуют на нем себя дети, очень многое говорит
о самой школе. Возможно, даже больше, чем
проводимые в школе уроки и разные воспитательные
мероприятия.
Загляните на школьный двор после уроков или во
время перемены – и вы очень много поймете про эту
школу. То, в какие игры играют (и играют ли вообще!)
дети, как они играют, как общаются и
взаимодействуют друг с другом, о чем и как
разговаривают выходящие за порог школы
старшеклассники... Мониторинг школьного двора –
это самый надежный и качественный мониторинг
содержания и качества даваемого данной школой
образования!
Кстати говоря, хороший совет для родителей: не
пожалейте времени, побродите по школьному двору
той школы, куда вы хотите отдать своего ребенка,
почувствуйте атмосферу школьного двора – и вы
очень скоро поймете, какова реальная цена всех
тех красивых слов, которые вы только что слышали
в кабинете директора. Школьный двор – лучший
индикатор качества школьного образования!
Самый распространенный в России тип школьного
двора – двор, до отказа нагруженный...
административно-бюрократической
ответственностью. Двор, организованный по
принципу «как бы чего не вышло». Двор, на котором
нет «ничего лишнего», – ровный ухоженный асфальт
для торжественных линеек, выверенные (и
тщательно согласованные) ряды зеленых
насаждений... Для детей такой двор скучен. Для
взрослых, увы, удобен. Признаться честно, ни за
что и никогда не отдал бы своего ребенка в школу с
таким двором. Если уж школьный двор организован
так, можно представить, какая «зеленая тоска»
царит на уроках в такой школе!
К счастью, попадаются и совсем другие дворы.
Например, дворы со следами бурной творческой
деятельности учителей и подростков. Дворы с
активным игровым пространством, множеством
физкультурных и иных зон для детской активности,
дворы, не боящиеся детского самовыражения.
Это изобретательные и по-настоящему
образовательные дворы. Дворы, на которых
реализуются различные детско-взрослые проекты.
Когда учителю становится тесно в стенах класса и
он вместе с детьми выходит во двор, чтобы,
например, каждый ребенок нарисовал свою картинку
– оставил личную метку! – на одном из кирпичиков,
из которых состоит школьная стена... А вот в
Якутии практически каждая сельская школа
оборудует в своем школьном дворе музей, да не
один. Дети в этих музеях и собиратели, и
хранители, и экскурсоводы...
Трудно создать школу, которая была бы
по-настоящему для детей, но обустроить школьный
двор для детей можно в любой стране, в том числе и
в России. Наверное, именно поэтому многие школы
сегодня оформляют прилегающие к ним участки как
открытые спортивные площадки: заботливо
ухаживают за небольшим футбольным полем; рядом
создают четко размеченную баскетбольную
площадку; ставят «рукоходы», различные
спортивные комплексы. Огромное количество школ
использует изобретение наших умельцев –
тренажеры из старых автомобильных шин, по
которым можно не только побегать (если они
закопаны в определенной последовательности в
землю), но и использовать как импровизированные
боксерские груши. На тренажерах тренируются не
только во время перемен, но и после уроков: почему
бы и нет, если это увлекательно и интересно?!
Когда школе не хватает места, ребята расширяют
пространство школьного двора за счет
прилегающих к нему территорий. В Красноярской
школе № 42 на большой сорокаминутной перемене все
дети каждый день выходят в близрасположенный
городской парк и занимаются там настоящей,
игровой и увлекательной (а вовсе не той, что
запланирована программой!) физкультурой. Кто-то
катается на велосипедах, кто-то прыгает через
канат (давно забытое развлечение!); малыши играют
в подвижные игры (им помогают ученики из десятых
и одиннадцатых классов), а другие
старшеклассники предпочитают поиграть в футбол
или в волейбол. Прогуливающиеся по парку люди с
восторгом и изумлением смотрят на это всеобщее
школьное веселье...
По существующему в России порядку каждый
школьный двор должен иметь спортивные площадки.
И многие формально имеют. Но не это определяет
сущность школьного двора (и... прилегающей к нему
школы), а то, насколько эти площадки наполнены
детьми и насколько им интересно на этих
площадках. Футбольное поле рядом с вашей школой
никогда не пустует? А зимой на нем заливают каток,
а рядом делают снежную горку? Значит, вам хорошо с
учениками, а им – с вами.
Ольга ЛЕОНТЬЕВА,
Александр ЛОБОК
Фото Ольги Леонтьевой
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|