Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №37/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ПЕДАГОГИКА ОБЩЕГО ДЕЛА

Кто хозяин школьного двора?
Ответ на этот вопрос многое может сказать о самой школе

wpeB6.jpg (82628 bytes)

Что бы мы ни говорили о сути школы, как бы ни спорили о ее предназначении и ни пытались ее изменить, одно в этом своеобразном учреждении остается неизменным: в школе детей всегда больше, чем взрослых. Простой факт, с которым, пожалуй, никто спорить не будет.
Но вот что странно. Как только начинаешь разговаривать об «идеальном школьном дворе», слышишь от большинства собеседников про роскошные клумбы, деревья и прочую наведенную взрослыми красоту. Словно речь идет вовсе не о том месте, где каждый день собирается множество детей, проводя здесь немалую часть своей жизни, а о желанном месте для отдыха уставших от повседневных забот взрослых. Словно школьный двор – это не пространство детской свободы, а еще одно место для воспитания детей по установленным взрослыми правилам. Вот вам, дорогие дети, красивый, «культурный» двор – ведите себя соответствующе.
И дети ведут.
До того момента, пока находятся под присмотром учителей. А по вечерам таким школам приходится охранять эту «красивую культуру» школьного двора от... своих же учеников (в том числе бывших), которые, оказавшись на свободе, превращаются в обычных подростков.
А ведь если спросить самих ребят, что именно хотели бы они видеть на школьном дворе, большинство скажут совсем не о цветах и ухоженных газонах. Дети любят бегать, лазить, играть, а многие ли школьные дворы по-настоящему это позволяют? Разве можно носиться по школьному двору сломя голову? Это же неприлично! Или играть в футбол... Есть спортивный зал, футбольное поле – там и играйте в специально отведенное время. А на переменке или после урока, да прямо во дворе – да что вы, мяч может и в окно попасть!
Нет, конечно, дети все равно играют – но часто ли встретишь в России школьную администрацию, которая в своих заботах о школьном дворе в первую очередь думала бы о его игровом обустройстве?
А вот «эстетикой» школьного двора – зачастую в специфически взрослом понимании – занимаются многие.
Ничего плохого в этом, разумеется, нет, за исключением одного «но» – если эта эстетика не вступает в противоречие с детскими потребностями и интересами.
Если это не «административная эстетика» для начальства и не рекламная эстетика для привлечения в школу богатых родителей, а эстетика, созидаемая взрослыми совместно с детьми, если в этой эстетике происходит самовыражение и диалог детей и взрослых, – тогда такой эстетике нет цены... Увы, слишком часто бывает совсем по-другому. Приходит в управление образования новый начальник и отдает приказ убрать со школьных дворов все то, что... портит эстетическое впечатление. Например – закопанные в землю и используемые как удобные физкультурные тренажеры автомобильные шины. «Не положено!» И вообще – лучший вариант административной эстетики – эстетика пустоты. Вот свежий пример: вокруг ряда подмосковных школ по важному предписанию сверху были вырублены все кусты сирени, чтобы... в них не могли спрятаться террористы. Воистину административная эстетика не знает границ!
Школьный двор, который работает для детей, всегда и создается вместе с ними. В конце концов, школьный двор – это огромное пространство для создания совместных дизайн-проектов: можно и конкурс провести на лучшую идею по оборудованию школьного двора, а потом и участие принять в этом самом его оборудовании... И не надо бояться неизбежной эклектики – разные команды заслуживают право на реализацию своих идей в разных уголках двора. Вот тут-то и найдется место и для тех, кто, к примеру, любит выращивать цветы: они разобьют на школьном дворе клумбы, себе доставят радость и других порадуют. А к клумбам, которые дороги одним детям, другие тоже относятся с уважением... И только там, где всех детей в обязательном порядке несколько раз в год выводят на «работы по оформлению пришкольного участка» и заставляют выращивать кустики и цветочки, закупленные взрослыми согласно собственным представлениям о красоте, очень велика вероятность, что вечером дети с большим удовольствием вернутся на школьный двор отнюдь не для дополнительного ухода за этими клумбами...
Такого внимания эстетике школьного двора в специфически взрослом понимании, как в России, не уделяется практически ни в одной стране. В самых обычных школах, которые нам приходилось посещать в Англии, Германии и Дании, школьный двор приспособлен именно для того, чтобы там дети могли с удовольствием провести свое свободное время. Скажем, обыкновенная английская праймери-скул (начальная школа) позаботилась, чтобы на просторный школьный двор был свой (!) выход из каждого класса и чтобы на каждой перемене этот двор был заполнен играми и беготней всех учеников. Немецкий школьный двор запомнился множеством спортивных площадок и специально оборудованных мест для уединения и спокойного общения тех, кто предпочитает посидеть, почитать или поболтать. А встреча с датским школьным двором сохранила в памяти мини-футбольное поле (кстати, огороженное сеткой, чтобы мяч действительно не побил окна), теннисные столы и даже нечто похожее на «тарзанку» – канат, с которого можно прыгать «кто дальше». Поразило, что дети могут прямо во дворе вырыть себе землянку (!) и обустроить ее под какие-то только им ведомые нужды!
Школьный двор – это лицо школы, и то, как обустроено пространство школьного двора, то, как чувствуют на нем себя дети, очень многое говорит о самой школе. Возможно, даже больше, чем проводимые в школе уроки и разные воспитательные мероприятия.
Загляните на школьный двор после уроков или во время перемены – и вы очень много поймете про эту школу. То, в какие игры играют (и играют ли вообще!) дети, как они играют, как общаются и взаимодействуют друг с другом, о чем и как разговаривают выходящие за порог школы старшеклассники... Мониторинг школьного двора – это самый надежный и качественный мониторинг содержания и качества даваемого данной школой образования!
Кстати говоря, хороший совет для родителей: не пожалейте времени, побродите по школьному двору той школы, куда вы хотите отдать своего ребенка, почувствуйте атмосферу школьного двора – и вы очень скоро поймете, какова реальная цена всех тех красивых слов, которые вы только что слышали в кабинете директора. Школьный двор – лучший индикатор качества школьного образования!
Самый распространенный в России тип школьного двора – двор, до отказа нагруженный... административно-бюрократической ответственностью. Двор, организованный по принципу «как бы чего не вышло». Двор, на котором нет «ничего лишнего», – ровный ухоженный асфальт для торжественных линеек, выверенные (и тщательно согласованные) ряды зеленых насаждений... Для детей такой двор скучен. Для взрослых, увы, удобен. Признаться честно, ни за что и никогда не отдал бы своего ребенка в школу с таким двором. Если уж школьный двор организован так, можно представить, какая «зеленая тоска» царит на уроках в такой школе!
К счастью, попадаются и совсем другие дворы. Например, дворы со следами бурной творческой деятельности учителей и подростков. Дворы с активным игровым пространством, множеством физкультурных и иных зон для детской активности, дворы, не боящиеся детского самовыражения.
Это изобретательные и по-настоящему образовательные дворы. Дворы, на которых реализуются различные детско-взрослые проекты. Когда учителю становится тесно в стенах класса и он вместе с детьми выходит во двор, чтобы, например, каждый ребенок нарисовал свою картинку – оставил личную метку! – на одном из кирпичиков, из которых состоит школьная стена... А вот в Якутии практически каждая сельская школа оборудует в своем школьном дворе музей, да не один. Дети в этих музеях и собиратели, и хранители, и экскурсоводы...
Трудно создать школу, которая была бы по-настоящему для детей, но обустроить школьный двор для детей можно в любой стране, в том числе и в России. Наверное, именно поэтому многие школы сегодня оформляют прилегающие к ним участки как открытые спортивные площадки: заботливо ухаживают за небольшим футбольным полем; рядом создают четко размеченную баскетбольную площадку; ставят «рукоходы», различные спортивные комплексы. Огромное количество школ использует изобретение наших умельцев – тренажеры из старых автомобильных шин, по которым можно не только побегать (если они закопаны в определенной последовательности в землю), но и использовать как импровизированные боксерские груши. На тренажерах тренируются не только во время перемен, но и после уроков: почему бы и нет, если это увлекательно и интересно?!
Когда школе не хватает места, ребята расширяют пространство школьного двора за счет прилегающих к нему территорий. В Красноярской школе № 42 на большой сорокаминутной перемене все дети каждый день выходят в близрасположенный городской парк и занимаются там настоящей, игровой и увлекательной (а вовсе не той, что запланирована программой!) физкультурой. Кто-то катается на велосипедах, кто-то прыгает через канат (давно забытое развлечение!); малыши играют в подвижные игры (им помогают ученики из десятых и одиннадцатых классов), а другие старшеклассники предпочитают поиграть в футбол или в волейбол. Прогуливающиеся по парку люди с восторгом и изумлением смотрят на это всеобщее школьное веселье...
По существующему в России порядку каждый школьный двор должен иметь спортивные площадки. И многие формально имеют. Но не это определяет сущность школьного двора (и... прилегающей к нему школы), а то, насколько эти площадки наполнены детьми и насколько им интересно на этих площадках. Футбольное поле рядом с вашей школой никогда не пустует? А зимой на нем заливают каток, а рядом делают снежную горку? Значит, вам хорошо с учениками, а им – с вами.

Ольга ЛЕОНТЬЕВА,
Александр ЛОБОК

Фото Ольги Леонтьевой


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru