Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №37/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНАЯ ТРЕВОГА

Все тексты на одно лицо. Первое

Пятиклашкам читаю текст для изложения. «Шоколадный торт»: герой получает подарки на день рождения и не рад ни одному из них. Стандартный сюжет срабатывает, детей прорывает: «Так нельзя!» Правильно. Авторская интонация говорит об этом. Поймали. Но одна девочка сопротивляется: «А если ему эти подарки не нужны?» «Надо быть вежливым!» – кричат ей. И она смотрит на меня в упор: «Значит, лучше врать?»
Вот первая наука: научиться отделять текст от жизни. Второе: ставить себя на место автора, догадываться о его намерениях по поводу персонажей. Слышать, что хочет сказать текст. Как? Нигде об этом не написано. Одни сразу догадываются, другие туго соображают. Где тут главная мысль? Вот она! Но как вы ее определили? До такого вопроса руки уже не доходят, потому что существует третье: по правилу экзаменационного изложения все тексты следует писать от первого лица, и это лицо – автор текста. У него, ясное дело, собственный художественный мир, жанрово-тематические и стилистические пристрастия. И вот это надо как-то уловить со слуха, потом повторить письменно. Пробовали?
Риск профанирования огромный, и каждый учитель по-своему защищает детей. Детей – от текста, а текст – от детей. Я заранее составляю блоки по темам (выдающиеся личности, сказки и легенды, памятники архитектуры и пр.), по похожим вопросам. Подбираю репродукции картин, фотографии памятников зодчества, стараюсь прочитать с детьми тексты произведений, отрывки из которых предлагаются, мы работаем над стилем. И так приближаемся к требуемой ситуации. А еще надо задать мыслям детей требуемое направление, потом поправить речь, чтобы мысль звучала. Работа не на один год. И если вести ее в системе, то занятия русским языком и литературой уходят на второй план. А это самый интересный синтаксис и золотой век русской литературы!
Но что говорит нам школа? Главное – приготовить детей к экзамену. Не нравится? Не интересно? Но таковы законы жанра. И когда мы их соблюдаем, это не значит, что мы врем. Мы адекватны ситуации. Думаю, моя ученица со временем поймет это. К девятому классу обязательно.

Любовь ШЕВЧЕНКО
Пензенская область


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru