Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №37/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНАЯ ТРЕВОГА

Обучение слову во времена Пушкина

wpeA7.jpg (79043 bytes)

Трудно представить, но вплоть до начала XIX века в словесном обучении обходились переводными Руководствами по риторике и поэтике. Учились по знаменитой статье «О образах» Георгия Хировоска (Изборник Святослава за 1073 год) – по переводу с греческого. Писали в византийской и античной ораторской традиции.
Первые отечественные печатные учебники по словесности «Букварь» Ивана Федорова (1574) и «Грамматика» Мелетия Смотрицкого (1619) – свод грамматических правил в соседстве с разделами о стихосложении и хрестоматиями. Обучение чтению и грамматике сопровождалось занятиями по пиитике (складыванию стихов по схематическим рецептам) и риторике (сочинению периодов, хрий, писем, речей). Авторитет трактатов Аристотеля, Цицерона, Квинтилиана был беспрекословным. Огромное внимание уделялось упражнениям, «играм в словесные формы».
Труд М.В.Ломоносова «Краткое руководство по красноречию» (1748) привлек к обучению грамматике элементы логики, психологии, факты живой действительности. Список античных образцов был расширен. Но структура учебника была по-прежнему интегративной: теория, хрестоматия с упражнениями, методическое руководство для учителя. До конца XVIII века на уроках словесности учебная деятельность учащихся включала, кроме слушания лекций, огромное количество разнообразных риторических упражнений: переложения великих произведений историков, философов, поэтов и ораторов прошлого, переводы, подражания, хрии, речи, письма, а также сочинение стихотворных и прозаических работ на заданную тему. В центре внимания педагогов – исправление и анализ письменных работ учащихся.
В 1811 году русская словесность как отдельный учебный предмет выделяется в курсе, разработанном С.С.Уваровым для Петербургской гимназии. Это был единичный факт, так как в учебных планах других гимназий из словесных наук присутствовала лишь риторика.
«Краткую историю российской словесности» ввел в гимназическое преподавание единый Устав 1832 года – с тем, чтобы «утвердить учащихся в практическом и основательном познании языка славянского». Образцовые творения Ломоносова, Державина, Богдановича, Хемницера должны были служить учащимся примером «выработанности языка». В педагогическом сознании того времени какое-либо иное назначение литературного произведения было непредставимо. Произведения современных стихотворцев допускались в классы с ограничением: они не-
сравнимы с классическими «в выборе предметов и изяществе вкуса».
Таким образом, в эпоху молодого Пушкина в учебных заведениях был культ письма, ориентированного на классическую эстетику. Непрестанно подражая, переводя, стилизуя и заимствуя, молодые люди не только овладевали языком, но и… создавали русскую литературу. Красивую, тяжеловесную, оборотистую. «Подражание Корану», «Из Зейдлица», «Послание к вельможе»… Так учили тогда.
Миметический (подражательный) принцип изучения языка вытеснялся из обихода очень медленно. После разделения школьной словесности на две специальности – первая треть XX века – и по сей день в преподавании русского языка господствует анализ и структура. Эстетическая языковая деятельность пробирается в школу только нелегально. Никаких основ творчества на языке мы теперь не проходим.

По материалам книги В.Ф.Чертова «Русская словесность
в дореволюционной школе»

 


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru