ПЕРВАЯ ПОЛОСА
Марьяна Безруких: «Эксперимент по
профильному обучению не будет сопровождаться
мониторингом здоровья школьников»
В разработке проекта закона "Об
охране здоровья детей и подростков в РФ"
принимают участие специалисты Института
возрастной физиологии РАО. На вопросы нашего
корреспондента отвечает директор института,
академик РАО Марьяна БЕЗРУКИХ.
– Кто в нынешнем Министерстве
образования и науки отвечает за проблему
здоровья детей и как складывается
сотрудничество вашего института с главным
образовательным ведомством?
– К сожалению, после реорганизации в
Министерстве образования и науки не осталось
людей и структур, которые занимались бы
проблемой здоровья школьников. Раньше это
направление деятельности курировала
экс-заместитель министра образования Елена
Чепурных, работало Управление специального
образования. Ныне оно упразднено.
Формально в структуре нового ведомства сохранен
Центр образования и здоровья, созданный еще по
инициативе прежнего министра образования
Владимира Филиппова, но денег на его
деятельность в этом году не запланировано.
Раньше благодаря финансированию за счет средств
Федеральной программы развития образования этот
центр активно работал. В частности, с 2000-го по 2004
год проводил комплексное системное исследование
здоровья школьников, учебной и внеучебной
нагрузки, а также анализ здоро-
вьесберегающих технологий. В мониторинге
участвовали свыше 60 тысяч учащихся из 1300 школ 79
регионов.
По результатам исследования Институт возрастной
физиологии РАО выпустил руководство для
работников системы образования “Организация и
оценка здоровьесберегающей деятельности
образовательных учреждений”.
Теперь эта работа прекращена. Более того,
эксперимент по профильному и предпрофильному
обучению не будет сопровождаться мониторингом
здоровья школьников.
– Специалисты вашего института принимают
участие в разработке законопроекта о здоровье
детей и подростков в РФ. В чем заключается
концепция этого документа и какова его главная
задача?
– Задача данного законопроекта состоит в том,
чтобы обеспечить всестороннюю защиту и
поддержку мер, направленных на сохранение
здоровья детей.
О концепции пока говорить рано. На данном этапе
мы собираем информацию о том, как
рассматривается данная проблема в разных
законах – “О семье”, “Об образовании”, “О
здравоохранении”, “О
санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения” и других, с тем чтобы избежать
дублирования или противоречий с уже действующей
нормативно-правовой базой.
– Участники конференции, в том числе заместитель
генерального прокурора Владимир Колесников,
подвергли резкой критике перегрузки школьников.
Некоторые говорили о необходимости
законодательно регламентировать учебную и
внеучебную нагрузку школьников. Разделяете ли вы
эту позицию?
– И максимальное количество учебных часов, и
объем времени на приготовление домашних заданий
законодательно регламентированы
санитарно-гигиеническими нормами и правилами
(СанПиНами). Эти нормы достаточно жесткие.
Однако эта формальная регламентация общего
времени никоим образом не объясняет, по каким
причинам в одних случаях дети способны
эффективно и без ущерба для здоровья учиться в
течение пяти часов, а в других случаях
переутомляются после двух уроков.
Все это зависит от многих факторов, но прежде
всего от технологий и методик обучения, которые
не меняются на протяжении многих лет. Так что
противникам перегрузок следует направить свои
усилия на борьбу не за количество учебных часов
(в плане их сокращения), а за качество работы
учителя. Кроме того, требуют корректировки и
физиологические оценки новых технологий
обучения, и прежде всего компьютерных.
Центр образования и здоровья работал над этой
темой в 2000–2004 годах, но теперь из-за
вышеупомянутых проблем с финансированием все
исследования в этом направлении прекращены.
Вопросы задавал
Максим ВЕТРОВ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|