Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №36/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ № 47 
 

Владимир СЕВРЮГИН

Новые книги

ОБРАЗОВАНИЕ И НАСИЛИЕ. Сборник статей. Под ред. К.С.Пигрова. ОБРАЗОВАНИЕ И НАСИЛИЕ.
Сборник статей. Под ред. К.С.Пигрова.
СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004

Сборник статей “Образование и насилие” содержит материалы конференции, входящей в пятилетнюю программу “Философия образования”, в которых обсуждается феномен насилия в образовании.
Редактор сборника К.С.Пигров во вступительной статье пишет: “Если стихии насилия господствуют в обществе, то они обнаруживаются и в институтах образования, причем, как правило, еще в большей степени, еще в более обнаженной форме, чем в других институтах, не связанных с целенаправленным формированием человека. Ведь система образования, его разветвленные социальные институты есть не просто модель общества, но его порождающая модель. Если обратиться к истории, кажется, что образование невозможно без насилия, оно будто бы всегда влечет за собой насилие. В самом деле, образование есть целенаправленное формирование Другого, и в этом самом широком смысле и есть насилие… Образование рассматривается как такое формирование личности, которое предполагает целенаправленное изменение Учителем Ученика. Причем это изменение принципиально не может совпадать с целями самого Ученика, ведь предполагается, что у последнего еще нет и не может быть никаких целей. Исходят из того, что Ученик – это чистая доска, а также из того, что время образования – это, собственно, не сама жизнь, а только подготовка к жизни. Но сегодня мы отчетливо понимаем, что Ученик – это не чистая доска, что время образования – это не только одна из частей подготовки к жизни, причем, возможно, наиболее ценная часть жизни…” К.С.Пигров говорит о парадоксе образования: оно обязательно предполагает в той или иной мере насилие, человек, претерпевший насилие, более образован, чем тот, кто этого насилия не претерпел.
Но человек, претерпевший насилие, также и унижен. Униженный человек не есть человек в полном смысле этого слова, а стало быть, он и принципиально не образован, его потенция к образованию в той или иной степени разрушена. Униженный человек – это “полумертвый” человек, наконец, сущностным образом необразованный человек, “сколько” бы образования он ни получил.
Выход из порочного круга насилия указывает, по мнению К.С.Пигрова, диалогическая философия: в ее концепциях образование предстает с точки зрения Ученика и Учителя как субъектов – феноменологически.
Если же образование предстает только с точки зрения Учителя как субъекта, а Ученик в этом плане предстает как объект, – структурно-функционально. Соответственно и развертывается различная оценка насилия в образовании. В субъективистском взгляде насилие, безусловно, недопустимо, а в объективистском – допустимо. Каждый из этих подходов высвечивает нечто существенное в образовании, и в вековечном диспуте этих двух фундаментальных парадигм и происходят поиски истины: либо мир творится в диалоге Учителя и Ученика, либо мир уже задан (в той или иной форме), он уже существует, а образование способно лишь “выявлять”, “достраиваить”, “акцентировать” устройство мира, его объективную структуру.
В сборнике 29 оригинальных статей, в которых высказываются самые разные точки зрения по актуальнейшим проблемам современного образования. Так, М.С.Тимофеева в статье “Образование и насилие”, соглашаясь с К.С.Пигровым в том, что “образование уже в том виде, в каком с ним впервые сталкивается индивид, есть насилие”, пишет о том, что это насилие рассматривается как необходимое, что оно как бы “насилие во благо”. Предполагается, что, только перенеся это первичное социализирующее и в известной степени стандартизирующее воздействие, ребенок сможет стать полноценным членом общества. Результатом же этого изначального воздействия должно стать появление потребности в образовании, тяги к его продолжению… “Но чем выше уровень образованности, – пишет М.С.Тимофеева, – тем сильнее чувство коренной неудовлетворенности. Культ знания ради знания, отсутствие какой-либо трансцендентной цели дает о себе знать полуосознанным, но неустранимым беспокойством. В таком контексте страсть к дальнейшему познанию и распространению образованности предстает своего рода неврозом… Человеческая психика – уникальная и гибкая структура, и тот факт, что какой-то конкретный ученый муж получает удовольствие от познания, вовсе не доказывает, что это удовольствие не было пробуждено насильственно”.
У проблемы насилия, по мнению М.С.Тимофеевой, есть и другой аспект: приступая к получению образования, индивид приносит себя в жертву своей будущей личности. В процессе обучения он неизбежно и, возможно, весьма кардинально изменится. И значит, он добровольно соглашается, что плодами его образования будет пользоваться Другой, тот Другой, каким ему только суждено стать. Таким образом, образование – это насилие над собой.
В конце книги помещен обзор статей и эссе, поступивших в редколлегию сборника, среди которых статья Л.Д.Бондаря “Образование против насилия в польском кабаре” – об альтернативных системах образования, статья М.А.Зайко “Напряжение в образовательном пространстве” – о массовом образовании в индустриальном обществе и многие другие, побуждающие к размышлениям и дискуссиям.

По материалам Государственной научно-педагогической библиотеки им. К.Д.Ушинского РАО.
Москва, Толмачевский пер., 3.
E-mail: gnpbu@gnpbu.ru
Internet: www.gnpbu.ru


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru