ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ № 47
Новые книги
ОБРАЗОВАНИЕ И НАСИЛИЕ.
Сборник статей. Под ред. К.С.Пигрова.
СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004
Сборник статей “Образование и насилие”
содержит материалы конференции, входящей в
пятилетнюю программу “Философия образования”,
в которых обсуждается феномен насилия в
образовании.
Редактор сборника К.С.Пигров во вступительной
статье пишет: “Если стихии насилия господствуют
в обществе, то они обнаруживаются и в институтах
образования, причем, как правило, еще в большей
степени, еще в более обнаженной форме, чем в
других институтах, не связанных с
целенаправленным формированием человека. Ведь
система образования, его разветвленные
социальные институты есть не просто модель
общества, но его порождающая модель. Если
обратиться к истории, кажется, что образование
невозможно без насилия, оно будто бы всегда
влечет за собой насилие. В самом деле,
образование есть целенаправленное формирование
Другого, и в этом самом широком смысле и есть
насилие… Образование рассматривается как такое
формирование личности, которое предполагает
целенаправленное изменение Учителем Ученика.
Причем это изменение принципиально не может
совпадать с целями самого Ученика, ведь
предполагается, что у последнего еще нет и не
может быть никаких целей. Исходят из того, что
Ученик – это чистая доска, а также из того, что
время образования – это, собственно, не сама
жизнь, а только подготовка к жизни. Но сегодня мы
отчетливо понимаем, что Ученик – это не чистая
доска, что время образования – это не только одна
из частей подготовки к жизни, причем, возможно,
наиболее ценная часть жизни…” К.С.Пигров
говорит о парадоксе образования: оно обязательно
предполагает в той или иной мере насилие, человек,
претерпевший насилие, более образован, чем тот,
кто этого насилия не претерпел.
Но человек, претерпевший насилие, также и унижен.
Униженный человек не есть человек в полном
смысле этого слова, а стало быть, он и
принципиально не образован, его потенция к
образованию в той или иной степени разрушена.
Униженный человек – это “полумертвый” человек,
наконец, сущностным образом необразованный
человек, “сколько” бы образования он ни получил.
Выход из порочного круга насилия указывает, по
мнению К.С.Пигрова, диалогическая философия: в ее
концепциях образование предстает с точки зрения
Ученика и Учителя как субъектов –
феноменологически.
Если же образование предстает только с точки
зрения Учителя как субъекта, а Ученик в этом
плане предстает как объект, – структурно-функционально.
Соответственно и развертывается различная
оценка насилия в образовании. В субъективистском
взгляде насилие, безусловно, недопустимо, а в
объективистском – допустимо. Каждый из этих
подходов высвечивает нечто существенное в
образовании, и в вековечном диспуте этих двух
фундаментальных парадигм и происходят поиски
истины: либо мир творится в диалоге Учителя и
Ученика, либо мир уже задан (в той или иной форме),
он уже существует, а образование способно лишь
“выявлять”, “достраиваить”, “акцентировать”
устройство мира, его объективную структуру.
В сборнике 29 оригинальных статей, в которых
высказываются самые разные точки зрения по
актуальнейшим проблемам современного
образования. Так, М.С.Тимофеева в статье
“Образование и насилие”, соглашаясь с К.С.Пигровым
в том, что “образование уже в том виде, в каком с
ним впервые сталкивается индивид, есть насилие”,
пишет о том, что это насилие рассматривается как
необходимое, что оно как бы “насилие во благо”.
Предполагается, что, только перенеся это
первичное социализирующее и в известной степени
стандартизирующее воздействие, ребенок сможет
стать полноценным членом общества. Результатом
же этого изначального воздействия должно стать
появление потребности в образовании, тяги к его
продолжению… “Но чем выше уровень
образованности, – пишет М.С.Тимофеева, – тем
сильнее чувство коренной неудовлетворенности.
Культ знания ради знания, отсутствие какой-либо
трансцендентной цели дает о себе знать
полуосознанным, но неустранимым беспокойством. В
таком контексте страсть к дальнейшему познанию и
распространению образованности предстает
своего рода неврозом… Человеческая психика –
уникальная и гибкая структура, и тот факт, что
какой-то конкретный ученый муж получает
удовольствие от познания, вовсе не доказывает,
что это удовольствие не было пробуждено
насильственно”.
У проблемы насилия, по мнению М.С.Тимофеевой, есть
и другой аспект: приступая к получению
образования, индивид приносит себя в жертву
своей будущей личности. В процессе обучения он
неизбежно и, возможно, весьма кардинально
изменится. И значит, он добровольно соглашается,
что плодами его образования будет пользоваться
Другой, тот Другой, каким ему только суждено
стать. Таким образом, образование – это насилие
над собой.
В конце книги помещен обзор статей и эссе,
поступивших в редколлегию сборника, среди
которых статья Л.Д.Бондаря “Образование против
насилия в польском кабаре” – об альтернативных
системах образования, статья М.А.Зайко
“Напряжение в образовательном пространстве” –
о массовом образовании в индустриальном
обществе и многие другие, побуждающие к
размышлениям и дискуссиям.
По материалам Государственной
научно-педагогической библиотеки им.
К.Д.Ушинского РАО.
Москва, Толмачевский пер., 3.
E-mail: gnpbu@gnpbu.ru
Internet: www.gnpbu.ru
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|