Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №36/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ № 47 
НАШИ КОНСПЕКТЫ 

Записала Елена КУЦЕНКО

Глоток воды для первоклассника

Административные решения должны подчиняться педагогической целесообразности

Как школе, привыкшей за много лет к директивному режиму, сделать свою жизнь более динамичной и свободной? Мы уже обращались к этой теме, рассказывая об инновационных формах проведения педсовета в «ПС» № 80 за 2004 год. Судя по отзывам, материал оказался востребован, и мы продолжаем говорить о том, как императив постепенно сменяется в школе осознанным отношением к смыслу своей деятельности всех участников образовательного процесса. Об управленческих подходах к такому переходу рассказывают педагоги и психологи Северо-Восточного округа Москвы.

О том, что школа должна не подавлять, а развивать личность ребенка, говорится уже давно. Были попытки, часто весьма успешные, отдельных педагогов и коллективов двигаться в этом направлении.
В массовой школе рассуждения о личностно-ориентированном подходе, о ребенке как субъекте образования долго оставались в основном на уровне деклараций, потому что, во-первых, ни учителя, ни ученики, ни родители не ощущали такой потребности. Сейчас же при приеме на работу выпускник убеждается в том, что охотнее принимают тех, кто самостоятелен, может быстро найти выход из нестандартной ситуации, склонен брать на себя ответственность. Во-вторых, школа просто не умеет пока работать по-новому – исходя из новых потребностей.
Любая школа, даже самая небольшая, представляет собой сложный организм. И переход на новые принципы взаимодействия учителей друг с другом, с администрацией, учениками и родителями легко произойти не может. В то же время это вполне достижимая цель. Многое можно изменить, даже просто трансформируя привычные формы работы с учителями: педсовет, методические объединения и еженедельные планерки.

Все начинается с учителей

Прежде всего гуманитарные ценности должен исповедовать директор. Причем не только ощущать «прекрасные порывы», но и отрефлексировать, какие ценности он действительно готов отстаивать, а что может пока только провозгласить. Руководитель школы должен очень хорошо понимать, что любые принципы работы с учениками начинаются с учителей. Если он действительно рассматривает личностно-ориентированный, например, подход как приоритетный, прежде всего нужно со всеми педагогами школы выстроить отношения в личностно-ориентированной логике, ибо не может учитель-исполнитель, учитель-функция растить творческих и рефлексирующих учеников.
Но это лишь первый шаг. Беда в том, что не все учителя готовы и хотят воспользоваться предоставленной свободой. Многие из них, особенно те, кто проработал много лет в традиционной школе, привыкли ждать директив и указаний от администрации, методистов, разработчиков программ. Они боятся сделать первый шаг в сторону большей свободы, но и большей ответственности, в сторону саморазвития. Кроме того, учителю психологически трудно признать, что он что-то делает не так, чего-то не знает, воспринимает мысль об этом как негативную оценку.
На сохранение устоев традиционной школы работают и критерии, по которым оценивают труд педагога: процент обученности. Хорошо работает тот, у кого много отличников и мало двоечников. А насколько ребятам интересно и комфортно на уроке – это не важно. Пока по крайней мере. Хотелось бы надеяться, что через несколько лет положение изменится.
Эти проблемы серьезны, но преодолимы. Хотя в одиночку директору вряд ли удастся вытолкнуть весь коллектив из привычной колеи, придется искать единомышленников. И постепенно изменять вектор отношений с учителями: не ждите поминутных указаний; давайте подумаем, какие проблемы требуют решения; администрация нуждается в вашей помощи и приветствует конструктивное участие в решении спорных вопросов.
В каждой школе, наверное, найдется учитель, который пробует привнести в свою работу что-то новое. Обычно педагоги стараются не афишировать такую инновационную деятельность, чтобы не нарываться на неприятности: в школе отступление от канонов не приветствуется. Если же директор хочет направить школу в сторону большей свободы, он поддержит и поощрит любое проявление самостоятельности учителя. Приемлемый вариант всегда можно найти: предоставить отгулы, похвалить при всем школьном народе. У некоторых школ есть возможность выплачивать учителям премии, пусть совсем небольшие. Их нужно сделать максимально адресными, чтобы всем было понятно, за что в школе ценят педагогов: за апробацию нового курса, новой формы работы, за проявленную инициативу.
Важно отметить и поддержать стремление учителя, пусть даже у него на первых порах не все получается. И он, и все остальные в школе должны быть уверены, что инициатива здесь не наказуема. Наоборот, нужно создать условия для успешного развития идеи.

Педагогическая гостиная

Можно использовать форму педагогической гостиной, когда учитель, оказавшийся в затруднении, приглашает коллег для консультации, совместного обсуждения своей педагогической проблемы.
Например, учительница физкультуры обеспокоена тем, что ребята одного класса после командных игр всегда ссорятся: члены проигравшей команды каждый раз ожесточенно обвиняют друг друга. Учительница пригласила тех коллег, кто, по ее мнению, мог помочь в обсуждении проблемы, в том числе и психолога. На встрече в педагогической гостиной пришедшие сначала проанализировали возможные причины и предположили, что класс по той или иной причине обостренно реагирует на конкуренцию. Педагоги решили, что в течение ближайших недель классу не нужно предлагать командные игры и на время исключить всякую соревновательность не только на уроках физкультуры, но и вообще из жизни класса. Кроме того, нужно выбирать такие формы работы, которые позволят каждому ребенку почувствовать свою успешность.
Форма гостиной на первый взгляд немудреная, но довольно действенная. Ведь для выхода из многих школьных тупиков необязательны консультации высоких специалистов. Иногда достаточно, чтобы опытный и доброжелательный коллега посмотрел со стороны и дал совет, порой довольно простой, потому что сам учитель настолько затянут в постоянно повторяющуюся проблемную ситуацию – ходит по кругу, – что не видит очевидного решения. В этом случае встреча в гостиной просто незаменима.
Если собравшиеся в гостиной педагоги работают в одном классе, они могут, не дожидаясь большого официального педсовета, договориться о едином подходе в решении проблемы.
Такие неформальные взаимные консультации не регламентируются, не планируются задолго и проводятся по мере необходимости.

Откройте свой урок!

Мы привыкли, что два педагога встречаются на уроке лишь в том случае, когда администрация проверяет учителя, который обычно переживает, нервничает, следовательно, и урок лучше от этого не становится.
В наших школах присутствие двух учителей на уроке не редкость. Прежде всего во время интегрированных уроков, когда они вдвоем разворачивают содержание занятия, обогащая его. Однако присутствие коллеги может быть перспективным и для саморазвития учителя.
Одна из очень эффективных форм сотрудничества педагогов – приглашение коллеги на урок.
Думаю, никто не будет спорить с тем, что наблюдатель со стороны может увидеть многое, подчас даже больше, чем тот, кто участвует в процессе. Важно, чтобы наблюдатель был доброжелательным и тактичным.
Обратите внимание: внешне сцена проверки повторяется, на урок приходит другой педагог и отслеживает, что получается у учителя, а что нет. Но по сути ситуация совершенно противоположна. Во-первых, учитель сам пригласил коллегу, который, в свою очередь, пришел не поймать на ошибках и отчитать, а помочь увидеть точки возможного роста, разглядеть причину проблемы. Эти учителя становятся партнерами. Тем более если гость помогал составлять план урока. А на следующей неделе они могут поменяться ролями.
Чаще всего в такие пары объединяются учителя, работающие над одной темой (не только учебной, но и педагогической, методической), и обсуждение урока ведется не в плане критики, а с точки зрения перспектив: что можно улучшить, как продвинуться.

В термине «методическое объединение» главным должно быть второе слово

Профессиональная кооперация давно знает такую форму, как методическое объединение. К сожалению, во многих школах она себя исчерпала: методобъединения проходят вяло, формально и мало кого вдохновляют.
Форма-то разумная, просто руководители не всегда могут предложить тему, интересную для учителей, или не умеют организовать обсуждение таким образом, чтобы не сваливаться в сторону критики, а обсуждать конструктивные выходы.
В школе № 757 есть опыт совместного планирования методобъединений. Они проходят в форме полилога, разговора всех присутствующих (по аналогии с монологом, когда говорит один, и диалогом – разговором двух собеседников). Главный прием полилога состоит в том, что обсуждение начинается с высказываний наименее опытных учителей. Как показывает практика, они меньше всех подвержены стереотипам и легче генерируют идеи. Кстати, эта традиция имеет глубокие корни: еще на царском флоте была традиция – в случае нештатной ситуации первым спрашивать «что делать?» самого младшего по званию. А адмирал на совете высказывался последним.
В полилоге порядок выступления такой же: развивая тему, высказываются всё более компетентные педагоги – по нарастающей. Таким образом, первоначальная идея дополняется, обрастает деталями, более опытные собеседники предупреждают о возможных проблемах, намечают перспективы. Ведущий подводит итоги, выступая последним.
У него довольно сложная задача – удерживать обсуждение на конструктивном уровне и не давать ему сползти к привычному рутинному методобъединению. Ведущему придется, особенно на первых порах, мягко, но настойчиво возвращать коллег к выбранной теме, ибо у опытного учителя велик соблазн махнуть снисходительно рукой на то, что предложил вчерашний выпускник педагогического института, и вернуться к животрепещущему вопросу: почему в лаборантской вчера было не убрано.
Очень интересно провести урок силами всего методического объединения для самих себя. Учителя объединяются в пары, каждая из которых должна подготовить и провести какой-то этап урока. Пары выходят по очереди, чтобы занять место учителя, а остальные выполняют задания в роли учеников. Но провести свой этап урока нужно не по привычной схеме, а с использованием всех творческих приемов, какие только понравятся. Иногда ведь бывает так, что учитель читал или слышал о каких-то приемах, а в классе попробовать все руки не доходят, да и боязно – вдруг не получится.
А тут перед учителем коллеги в роли учеников, которые сами через несколько минут займут его место и будут что-то пробовать впервые.
После проведения «урока» все участники обмениваются впечатлениями, чтобы сообщить партнерам о плюсах и минусах их инноваций с позиций ученика.

Планирование начинается с обсуждения успехов

Руководителям школы нужно помнить, что один, даже самый интересный и творческий, педсовет погоды не сделает и будет восприниматься скорее как управленческая экзотика. Если вы действительно хотите расшевелить большинство своих коллег, нужно планировать систематическую работу в этом направлении.
Конец учебного года как раз самое удачное время для подведения итогов и планирования следующего года. И сделать это нужно не формально, а с учетом интересов учителей и реальных проблем, существующих в школе.
Результаты работы за год администрации нужно оценивать опять же не с позиции критики, а обобщить и систематизировать все, что удалось. Тогда учителя будут гораздо более свободно и конструктивно обсуждать еще существующие проблемы. Их решение и станет основой плана на следующий год.
Только проблемы нужно формулировать как решаемые, а не вообще. Например, непродуктивна формулировка «как заставить учеников учиться?». Если же учителя примут задачу «как заинтересовать ребят?», у них и у школы в целом появится перспективное направление для работы.
Неинтересна и довольно бесплодна вечная школьная тема освоения учебных навыков. Лучше направить усилия учителей на создание и освоение новых форм и методов преподавания.
При серьезной перестройке идеологии школы администрация должна активно расширять управленческую команду, то есть привлекать самых подвижных, интересных, энергичных, творческих учителей к процессу самоуправления. Тогда постепенно возникнут инициативные группы, которые в сотрудничестве с директором, завучем, руководителем методического объединения будут готовить все предстоящие профессиональные встречи и обсуждения. Очень важно, чтобы работа управленческой команды, как и работа школы в целом, была систематической. Для этого назначают день недели и время, когда управленцы, к которым могут присоединяться все желающие, собираются и обсуждают не хозяйственные и текущие вопросы, а перспективы развития школы.
Это не только облегчит жизнь администрации – изменится логика административных решений. Если в традиционной школе директивы спускают сверху, а учителя волей-неволей их выполняют, то при самоуправлении все происходящее в школе начинается с профессионального педагогического обоснования, а уж потом оно обеспечивается административными решениями.

Зачем в школе психолог?

При подготовке и проведении методического объединения, педсовета, любой профессиональной встречи педагогов полезно было бы пригласить психолога. Однако нужно учитывать, что к этим специалистам в школах относятся, мягко говоря, неоднозначно. Причина недоверия зачастую кроется в той роли, которую администрация навязывает психологу. Это роль диагноста. Чего? Всего, что только может взбрести в голову директору, вплоть до качества работы педагогов. А они воспринимают психолога как недреманное око администрации: все видит, анализирует и оценивает. Учителя же отличаются тем, что легко ставят оценки, но чрезвычайно болезненно относятся к оцениванию их самих.
Именно поэтому психолог должен, во-первых, обсудить с администрацией свои функции и выяснить, чего хочет директор от психологической службы, и, во-вторых, перед приходом на урок заранее спросить разрешения у учителя и объяснить, что он будет смотреть, чтобы не вызвать у педагога негативного отношения и отказа в посещении урока, ибо пускать ли на урок кого бы то ни было – зависит от доброй воли учителя. Урок – процесс тонкий, и учитель имеет полное право закрыть дверь перед тем, кто, по его мнению, этот процесс нарушает.
Психолог должен понимать, что не обязан выполнять фискальные функции по требованию администрации. Завуч, конечно, может быть обеспокоен проблемами в работе отдельного учителя и попросить психолога о консультации. Но даже в этом случае психолог, побывав на уроке, прежде всего благодарит учителя и класс, отмечает все положительные моменты урока, рассказывает педагогу, что показалось важным в поведении ребят. И только потом переходит к обсуждению того, что беспокоит самого учителя во взаимоотношениях с учениками, что он расценивает как проблему.
В компетенцию психолога, кстати, входит и напоминание администрации о поддержании психологического комфорта в школе. Особенно сейчас, в конце года, когда наиболее силен эффект эмоционального сгорания педагогов.
Поставьте в учительскую склянку с рыбками, первые цветы, включите негромкую музыку – и сами удивитесь, как изменится настрой коллег.

Сценарий школьной жизни

За десять лет работы в режиме рефлексивного сотворчества в школе № 529 сложилась модель проведения профессиональных встреч педагогов.
Сначала каждый участник предстоящего обсуждения определяет собственные цели – личные и профессиональные. Очень важно, чтобы учителю было интересно все, в чем он участвует. Тогда разговоры о творческой природе педагогической деятельности не останутся пустыми словами. Кстати, такой подход сделал возможной рефлексивную диагностику любого события или этапа работы. Считается, что учитель должен уметь анализировать свою работу. Это понятие вконец затаскано. Но положа руку на сердце кто станет вдумчиво и добросовестно анализировать то, что делалось по разнарядке?
Иное дело, когда учитель изначально вкладывал личностный смысл в происходящее событие.
Собрав все частные цели, инициативная группа обобщает их и формулирует общие. Потом пытается предусмотреть возможные подводные камни – трудности на пути достижения результата. Для их преодоления понадобятся определенные ресурсы, о которых тоже нужно подумать: хватит ли их, чтобы справиться с возможными проблемами?
Следующий шаг, который делает группа, готовящая сценарий, – поиск культурного аналога. Как правило, это художественное произведение. Почти каждый наш педсовет перекликается с какой-то сказкой.
На последнем, например, мы обсуждали взаимодействие ребенка и взрослых, занимающих разные педагогические позиции. А канвой для разговора стала сказка «Буратино», в которой описано несколько разных типов отношения к ребенку. Родители, как папа Карло, отправляют его в школу, плохо представляя, что с ним произойдет на этом пути; одни взрослые заманивают и обманывают его, как кот и лиса; другие менторствуют и наказывают, как Мальвина; третьи дают мудрые советы и долго дожидаются результата, как сверчок.
Учителя с таким увлечением обсуждали позиции сказочных персонажей, что говорить о взаимодействии ребенка и взрослого стало гораздо легче, чем если бы мы обсуждали конкретные школьные ситуации. Неприятие авторитарной педагогики может начаться с неприязненного взгляда на Карабаса Барабаса или Мальвинины уроки. То, что в своей практике отследить пока трудно, отчетливо видится в отстраненной позиции. А потом учитель так или иначе соотносит себя с носителями разных педагогических позиций, оценивает их плюсы и минусы. И постепенно приходит ко все более глубокому рефлексивному взгляду на свою работу.
Возвращаясь к планированию школьных событий, нужно упомянуть еще этапы и формы работы, которые намечает инициативная группа.
Такая схема оказалась настолько эффективной и привлекательной, что никаких иных педагоги школы сейчас уже не используют.

Семинар провели
Алексей РАСТЯННИКОВ, кандидат психологических наук,
заведующий лабораторией психологии методического центра Северо-Восточного округа Москвы,
вице-президент Института проблем рефлексивной акмеологии,
Лариса СТАНЕНКО, педагог-психолог школы № 970,
Оксана КЛИМОВА, директор школы № 529

ВОПРОСЫ ПОСЛЕ СЕМИНАРА

– Вы говорили о творческих формах работы, придуманных учителями. Расскажите, пожалуйста, о них подробнее.

Алексей РАСТЯННИКОВ. В школах нашего округа учителя действительно придумывают новые приемы или трансформируют уже известные, чтобы заинтересовать детей. Например, изучая историю Великой французской революции, класс превращался в Конвент, обсуждая события того времени. Для ребят это очень привлекательно, тем более что в этом возрасте им гораздо интереснее общаться друг с другом, чем тихо сидеть и слушать целый урок. В другом классе на уроках экономики проходила игра, имитирующая отношения в бизнесе. Ученики объединялись в группы: предприятия, банки, инвесторов… Предприниматели составляли бизнес-планы, заказывали рекламные ролики, прогорали или поглощали конкурентов. Разумеется, это гораздо интереснее и эффективнее параграфа в учебнике.

– До какой степени директор может быть настойчивым, вовлекая педагогов в непривычную для них деятельность?

А.Р. Втащить человека в творчество нельзя. Можно лишь создать условия для того, чтобы он сам сделал этот шаг. Нестандартная, живая педагогическая работа должна быть в школе доступной и привлекательной. Даже престижной. Мы уже говорили о поддержке тех, кто пробует делать в классе что-то новое. А по отношению к тем, кто не решается уйти от привычной традиционной работы, нужно придерживаться политики открытых дверей: мы будем очень рады, когда вы к нам присоединитесь. И директору не стоит торопиться, как бы ни хотелось модернизировать школу побыстрее. Каждый должен пройти свой путь и почувствовать вкус к творческой работе.

– Создавая инициативную группу, на кого из учителей стоит опираться?

А.Р. На лидеров, конечно. Но на тех, у кого есть педагогические идеи. В школах ведь встречаются и негативные лидеры – те, что вечно всем недовольны и по любому поводу мутят воду. Хотя иногда, получив возможность работать конструктивно, они преображаются и тащат за собой многих пассивных коллег. Возможность самореализации может преобразить таких учителей.

– Нет ли какого-то более или менее определенного и упорядоченного пути ухода от традиционной школы?

А.Р. Обновление школы может идти в двух направлениях. Можно перенимать хорошо зарекомендовавшие себя методики. Это так заманчиво – освоить чудесную методику и разом решить все проблемы. Некоторые школы, иногда даже те, что считаются экспериментальными, приглашают к себе авторов, методистов и разработчиков, с тем чтобы они обучили местных педагогов и передали им «гуманистические технологии». Однако термин этот звучит более чем странно: каждый человек неповторим, значит, для каждого нужна отдельная технология; любая ситуация уникальна при всей своей похожести на другую, значит, требует нешаблонного решения. Технологии же унифицируют подходы и методы.
Другое направление – осознать, что готовых рецептов не бывает и каждый раз учителю придется искать новое педагогическое решение. Это ни в коем случае не означает, что он должен быть невежественным в сфере методик и технологий. Учитель должен владеть ими – чем большим количеством, тем лучше – и прекрасно в них ориентироваться. Чтобы в нужный момент воспользоваться единственно необходимым сейчас приемом (пусть даже трижды традиционным), а в другой раз другим – в зависимости от задачи и личности ученика. В этом случае учитель свободен, технология для него не догма, а инструмент.

– Мы часто слышим о том, что для изменения психологического климата проводят многодневные тренинги, специальные программы, а вы говорите: цветы, музыка…

Лариса СТАНЕНКО. Иногда удивительный эффект дают самые простые, даже примитивные решения. Я недавно услышала от коллеги на семинаре историю о том, как в школе решили облегчить жизнь первоклассникам. Как известно, эмоциональное и интеллектуальное напряжение ребенка, впервые пошедшего в школу, сопоставимо с нагрузками космонавтов. Многие дети, придя в школу, не могут усидеть на месте, вертятся, нервничают, ерзают. Так вот, педагоги для снятия напряжения у малышей нашли до гениальности простое решение: поставить на парты обычную питьевую воду, чтобы ребенок, чувствуя дискомфорт, мог сделать глоток воды. Первые две недели, разумеется, весь класс был залит водой – то один прольет, то другой, – но постепенно родители снабдили каждого непроливающейся бутылочкой, и учителя только диву давались, видя результаты. К концу года этот класс обогнал параллельные по динамике на 26%. А вода на партах появилась и у старшеклассников во время контрольных. Мне так понравилось это решение! И почему я сама до этого не додумалась?

– Как, на ваш взгляд, может быть сформулировано корректное задание психологу от администрации?

Л.С. Помощь (только помощь, а не контроль!) учителю в рамках его профессиональной деятельности. Например, консультация по поводу возрастных особенностей детей, с которыми учитель работает.

– О чем нужно помнить директору или завучу, которые приходят на урок к учителю?

Л.С. Административный контроль – это часть нормального рабочего процесса. Нужно только, чтобы он был конструктивным, а не формальным. Хорошо, если учитель чувствует, что к нему пришли не уличать, а помогать. И директор или завуч всячески подчеркивает эту мотивацию. Молодому учителю они объяснят, что хотят вместе с ним подумать об успешном его продвижении. Для учителя со стажем мотивация будет иной: «Вы что-то засиделись на двенадцатом разряде, с вашим опытом и мастерством пора подумать о высшей категории. Давайте определим, что для этого можно сделать».

– При подготовке профессиональных встреч педагогов продуктивнее использовать одну команду или несколько?

Оксана КЛИМОВА. Иногда у нас задействовано несколько групп: административная, представители методических объединений, ученического совета. Команды при подготовке разных мероприятий нужно менять.

– Их планы конкурируют или дополняют друг друга?

О.К. Конкуренции мы стараемся в школе избегать: учителя – люди самолюбивые. Как правило, мы придерживаемся принципа доращивания: все предложенные идеи успешно дополняют друг друга.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru