Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №36/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ № 47 
ПОСЛЕ УРОКОВ 

Людмила ПЕЧАТНИКОВА

Труднее всего научиться быть самим собой

Поэтому спрячем подальше дневники и учебники, соберем рюкзаки – и в путь

Нетерпенье ожиданья

Итак, решено, мы едем – в поход, в экспедицию, в трудовой лагерь.
Летнее путешествие – непременное событие жизни дружного класса. Оно может возникнуть как спонтанная идея, воплощающая нереализованный потенциал, дающая выход неизрасходованной энергии (а не пойти ли нам в горы?); как логическое продолжение учебного года (изучали Древнюю Русь – едем в Новгород, Псков); как ежегодная традиция (раскопки в Херсонесе).
Это цель, радостная перспектива на последние, самые нелегкие учебные недели. “Еще месяц, еще две недели – и…” Не пассивное ожидание лета, а усердная подготовка к нему – ради того, чтобы получить максимум удовольствия, впечатлений, опыта.
Идея путешествия заставит ребят внимательно присмотреться к карте, пристально разглядеть крошечную точку, линию, которые скоро превратятся в неведомые страны, бурные реки и высокие горы. Вчитаться в сухие строки путеводителя, учебника истории, литературы или биологии – представить жизнь, бушующую там, куда вот-вот попадешь и ты, создать для себя чувственный, эмоциональный образ пространства. Поэтому если педагоги, работающие с классом, знают о предстоящей экспедиции и готовы включиться в подготовку к ней на своих уроках, последние учебные недели из грозного препятствия на пути к счастью превратятся в закономерный этап целеустремленного движения.
Если учитель переложит часть ответственности за сборы на ребят, их надежды и ожидания обретут еще более твердую почву.
Обсудили список личного и общественного снаряжения – возникает стихийный обмен опытом по поводу закупки туристического снаряжения наилучшего качества по минимальной цене. Откуда ни возьмись, в знакомом районе обнаруживаются ранее неведомые, но очень заманчивые пространства, где торгуют рюкзаками и карабинами, где собирается серьезный народ, знающий толк в веревках и палатках. Да и в школе, оказывается, есть люди, у которых можно одолжить “пенку” (коврик) и кан (котелок).
Поговорили о том, как будет устроена экспедиционная жизнь (время работы, время отдыха) – главный футболист класса пообещает взять с собой удобный мяч. Не слишком жесткий, чтобы и девчонки могли играть. Найдется хранитель шахмат, бадминтона, прыгалок, “Монополии”. Любители пения договорятся, кто берет с собой гитару, кто песенники с аккордами; театралы подумают, какие вещи смогут превратиться из предметов первой необходимости в сценические костюмы. Рисовальные принадлежности и книги, конечно, каждый берет для себя.
Хорошо, если заранее будет известно, кто какую книгу возьмет. Тогда можно сложить примерный план чтения, обмена. “Я сначала своего Толкиена прочту, а потом у Маши Шварца возьму”. И учитель, который думает, что он будет читать детям по вечерам перед сном, тоже заранее представит себе читательскую палитру и подберет ту книгу, которой не хватает, но которая очень нужна именно в этом путешествии.

Близкие и далекие

Предстоящее путешествие заставляет иначе взглянуть на одноклассников. Это уже не просто сосед по парте. Это человек, который будет с тобой рядом в палатке, в байдарке, в раскопе. С кем ты хочешь быть? Захочет ли кто-то быть с тобой? Чтобы не создавать излишней нервозности, стоит заранее определить состав микрогрупп. Пусть ребята начнут взаимодействовать, приспосабливаться друг к другу еще до возникновения экстремальных ситуаций. Купили билеты – сразу договорились, кто с кем в купе едет. Кто с кем живет в палатке, работает в бригаде, плывет в байдарке.
Конечно, поначалу состав микрогрупп определяет педагог – слишком многое необходимо учесть: соединить друзей, но при этом развести по разным углам тех, кто потенциально взрывоопасен. Бригады должны быть примерно равны по силе, иначе не получится справедливо распределить работу. Жильцы палаток подбираются и по нраву, и по массе: в четырехместную палатку нельзя поселить четырех самых крупных девчонок, теснота провоцирует скандалы – одна худенькая коротышка спасет положение. В купе рядом с туалетом стоит положить самых спокойных, а тех, кому не спится, поместить поближе к себе – иначе ночью не заснет весь вагон.
Однако чем старше участники похода, тем больше им хочется самим выбирать соседей и напарников. Если нет уверенности, что решение ребят устроит взрослых, придется найти компромисс. Например, каждый напишет три имени – тех, с кем больше всего хочется оказаться рядом. И три имени – самых нежелательных партнеров. Вместе с учениками педагог, обработав результаты опроса, составит список каждой группы. Или все делятся на пары, и руководитель распределяет по бригадам сразу по двое. Таким образом, есть гарантия, что хотя бы один надежный друг окажется рядом.
Каждый участник похода окажется звеном сложной паутины отношений. Товарищи по купе – одни, по палатке – другие, а в бригаде и вовсе третьи. Это создает особую атмосферу в классе накануне поездки, атмосферу одновременно более напряженную, но и более доброжелательную, конструктивную. Капризов, пустых обид становится меньше. “Мы теперь одна команда, нам предстоит много времени провести в совместной работе. Лучше не ссориться”.

Правила жизни

Перед первыми экспедициями нельзя жалеть времени на обсуждение совместно принятых законов и правил. Именно обсуждение, а не ультиматум, выдвинутый педагогом.
Чего я жду от других? На что готов сам? Что может обидеть, помешать? Какие у меня права? Обязанности? Это вопросы, которые необходимо решать сообща. И здесь не существует аксиом, если только речь не идет о безопасности.
Непререкаемых правил сохранения жизни и здоровья не должно быть слишком много. Иначе их соблюдение окажется под угрозой. К тому же всего не предусмотришь. Придется пойти на риск, это неизбежное условие педагогической работы, и положиться на здравый смысл детей, которые ведут себя гораздо более осмотрительно, если чувствуют, что взрослые не следят за ними.
Конечно, запрет на купание без присутствия взрослых не обсуждается. Но если взрослые разрешают купаться жарким летом раз в день по 5 минут, правило не работает. Купание украдкой, потихоньку, “в неположенном месте”… Знакомые истории и по-настоящему опасные. Если ребята знают, что в любую свободную минутку найдется учитель, который не прочь сходить с ними на речку или к морю, поплескаться вволю и даже устроить заплыв на дальность для самых водостойких; если можно договориться о ночных купаниях или предрассветных, нет смысла рисковать доверием и добрыми отношениями.
Дети не должны уходить с территории лагеря, стоянки без разрешения. Это тоже не обсуждается. Зато известно, что есть заманчивые места (магазин, рынок, переговорный пункт, кафе), куда можно в свободное время пойти самим (лучше не в одиночку, а вдвоем, втроем), предупредив взрослых и определив срок возвращения. Конечно, маршрут сначала проходится вместе с кем-то из руководителей, а потом нужно только ответственно относиться к договоренностям. Обещал прийти через час – вернись лучше через 59 минут, чем через 61. Или сразу договорись о полутора часах.
Правила не зависят от поведения ребенка, настроения взрослых. Это не награда за послушание и прилежание, а нормальное право свободного человека. Только что-то экстремальное способно изменить существующее положение. Например, кашель помешает пойти купаться. Понятно и необидно. Постоянные опоздания могут вынудить учителей ограничить свободу передвижения ребенка. Впрочем, возможно, он просто не чувствует времени. Это важное умение – его полезно вырабатывать. Для начала попросите ребенка взять с собой часы. Или пойти в компании с кем-то более ответственным. Запрет на самостоятельные отлучки – крайняя
мера.
Остальные правила жизни обсуждаются вместе с ребятами и до начала похода, и в процессе, если возникает необходимость.
Есть внешние условия, с которыми приходится считаться. К примеру, завтракаем в столовой в 9.00. Устраивать подъем в восемь? Как договоримся. Система может быть гибкой. Если есть любители утренних пробежек и купаний, они решат, кто берет будильник, кто кого будит, не тревожа остальных. Есть те, кто способен вскочить за пять минут до завтрака и успеть вовремя сесть за стол. Когда чистить зубы – дело личное. Кто-то попросит разбудить его за полчаса. Никаких криков “Рота подъем!”, но в столовую все приходят без опозданий. Бывают группы, где общий подъем существует и превращается в веселый ритуал: дежурные изощряются из последних сил, чтобы как можно более необычным способом вытащить народ из постели.
С отбоем тоже не все однозначно. На маршрут надо выйти в 8 утра, чтобы не идти по самой жаре. Значит, встать в 7. Еще надо лагерь свернуть. Значит, лечь в 11? Или в 12? Или установить время тишины, чтобы желающие могли спокойно заснуть, а самые неугомонные – тихонько пообщаться, почитать, побродить неподалеку?
Младшие подростки, как правило, быстрее устают, но возбуждение часто мешает им уснуть. Традиция вечернего чтения (или пения) выручает в таких случаях. Темно, тихо, учитель читает что-то захватывающее, но не бурное, голос чуть монотонный, убаюкивающий. Не страшно, если половина заснула на первой странице. Днем дочитают, услышат пересказ. Последний неспящий, дослушав до самого последнего слова, гордо отмечает свою исключительность. Он один не спит в этом сонном царстве. Он мыслит, существует и как бы отвечает за сонных одноклассников. Можно встать и немного поговорить с учителем, шепотом обсудить прочитанное, вместе посмотреть на звезды, поговорить о прожитом дне, о планах на завтра. Это и не казарменный отбой, но и не безумная ночь с воплями и беготней.
Старшие подростки лучше умеют управлять собой. Они уже знают свои возможности: во сколько надо лечь, чтобы утром быть дееспособным. Они действительно умеют тихо разговаривать, не тревожа соседей, не то что малыши, у которых шепот постоянно переходит в залпы смеха и визг.
Лето – время побыть самим собой. Да, вместе с друзьями, уступая, приспосабливаясь, в чем-то смиряясь, но позволяя себе жить отдельно, повиноваться своим желаниям, особенностям души и тела. И любые договоренности, правила, оберегающие эту отдельность, независимость, нужно поддерживать, особенно взрослым. Честно говоря, нам легче и спокойнее, когда они все вместе и строем.

Границы свободы

Летняя вольница ограничена добровольно взятыми на себя обязательствами: на раскопках надо копать, в походе – грести, идти, в экспедиции – записывать, слушать, смотреть. Надо готовить еду, ходить на рынок… Ребенок знает, на что идет, он готов к этой нагрузке. Без нее отдых превращается в суетливое убийство времени, заполнение его хоть чем-нибудь, чтобы не умереть от скуки. Расслабление приятно после напряжения.
Радость новых впечатлений, опыта дается с трудом. Зато импровизированный спектакль, разыгранный после работы, стихийно возникшая игра в ассоциации на привале отпечатываются в памяти гораздо сильнее, чем бесконечная цепь развлекательных мероприятий.
Свобода быть собой ограничивается присутствием других людей. Трудно не орать от счастья, но если уже ночь и рядом спят друзья, приходится сдерживаться.
Правила взаимных самоограничений обсуждаются особенно тщательно.
“Не играй, когда с тобой не играют”. Это результат долгой дискуссии с переходом на личности о случайных драках, кражах, порче личного имущества, возникающих, когда одному пришла охота пошутить, повеселиться, а сосед настроен иначе. Он не хочет отбирать или искать свой собственный фотоаппарат, не хочет мериться силой. Шутник не унимается. Обида, ссора, драка. Теперь достаточно сказать: “Я не играю”.
“Ешь сколько хочешь, но не делай запасов”. Делить все поровну на всех нетрудно, но как-то казенно. И по большому счету несправедливо. У всех разный аппетит, разные вкусы. Лучше, как в семье. Еда на столе. Бери сколько надо, но так, чтобы всем хватило. Остались конфеты – ешь, но не набивай карманы, чтобы потом, когда конфеты кончатся, жевать их под завистливые взгляды менее запасливых граждан. Правило небесспорное. Наверняка другие группы придут к другим законам. Лишь бы сумели договориться.
Можно ли брать игральные карты? Опять бывает по-разному. Бесконечные отупляющие “дурак” или “пьяница” отнимают кучу времени, от них трудно оторваться, они как-то снижают настрой. Иногда можно жестко запретить. Как личный каприз. У меня такие требования. Вы едете со мной.
Иногда очевидно, что запрет приведет только ко лжи. Тогда не стоит упорствовать. Лучше легальная игра, ограниченная какими-то нормами, чем подпольные баталии по ночам или в ущерб работе.
К тому же знаменитая “Мафия”, объединяющая на целые вечера и малышей, и старше-
классников, новомодный Блеф-клуб нуждаются именно в картах. Запустите желательный игровой процесс, и прелесть “дурака” померкнет.
Старшеклассников можно учить играть в преферанс, если сами умеете. Не менее интеллектуальное занятие, чем шахматы. И выглядит солидно, круто.

Ложка дегтя

Если летняя поездка организуется с привлечением казенных средств, готовьтесь к проблемам. Сразу заведите несколько папочек и начинайте собирать все чеки, списки, билеты. Это еще не значит, что вам удастся отчитаться, но по крайней мере будет на что опереться.
Не стесняйтесь подключить к этому делу родителей (счастье, если среди них есть люди с опытом бухгалтерской работы), детей. Только самоотверженные усилия всего коллектива помогут убедить начальство в том, что деньги не разворованы. При этом учитель не просидит весь отпуск за написанием двухсотстраничного отчета весом в три килограмма.
Если есть возможность привлечь дополнительные родительские средства, стоит пойти на это. Состоятельные разумные семьи часто готовы заплатить побольше, потому что понимают, что есть дети, за которых некому платить. За дополнительную плату они не требуют дополнительных льгот для своего ребенка. Доверяя руководителю, не настаивают на мелочной отчетности. Это не только помощь, но и урок человеческих взаимоотношений. Дети обычно не знают, кто сколько заплатил, но общий принцип понимают. Каждый вкладывает в общее дело по возможности.
Незаконный, но правильный подход.

От мала до велика

Замечательно, если группа будет разновозрастной. Старшеклассники, выпускники – держатели традиций, которые невозможно объяснить словами. Хранители интонации, духа. Они опора в трудные минуты, реальная помощь, возможность дробить группу. Объект восхищения и подражания. Близкий, достижимый идеал ума, силы. “Всего-то на четыре года старше”.
Малыши – вечный заряд энтузиазма, смеха, свежих идей. Они исполнители мелких поручений, для старших – первый опыт родительской опеки, передачи накопленных знаний, последний шанс вернуться в детство, наиграться в салочки, прятки, футбол без правил.
Взрослые в группе: родители, мужья-жены, друзья-соседи. Уровень отношений: “Давай я сделаю”, “Тебе помочь?”. Уровень разговора у вечернего костра. Малыши бегают рядом, вроде играми заняты, но между делом прислушиваются, выхватывают отдельные слова. Кто-то на не-
сколько минут присаживается, остается, думает о чем-то, пытается свое слово вставить. Оказывается, вот о чем разговаривают взрослые на свободе: не про отметки, не про щи и не про деньги. О жизни, дружбе, опасности и мужестве. О книгах, спектаклях, о дальних странствиях. Оказывается, они не такие уж нудные.
Взрослые смотрят на своих выросших детей, учеников. Оказывается, вертихвостка-дочь – всеобщая любимица, жизнерадостная, справедливая, самостоятельная. А юный вундеркинд, владеющий двумя иностранными языками, не может договориться с одно-
классниками, не слышит, не понимает, не принимает чужого мнения.
Разновозрастная группа позволяет сделать программу более разнообразной. Можно и трудный маршрут запланировать, есть кому груз нести, малышам помогать, а совсем слабеньких отправить по легкой дороге. Найдутся сопровождающие. Можно посетить побольше музеев, умных экскурсий. Взрослые слушают с интересом, глядишь, и малыши втягиваются. А кому совсем неохота – кто-то из старших с удовольствием сыграет в футбол вместо посещения картинной галереи.
Когда много помощников, руководитель может иногда расслабиться, отдохнуть. Лето ведь для всех лето.
Летнее путешествие самое длинное в году. Самое богатое на открытия, неожиданности. Самое свободное, счастливое.
До лета осталось – уже почти ничего не осталось.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru