ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ № 47
Когда педагогика сотрудничества
жизненно необходима
Педагогам Беслана много лет придется
восстанавливать то, что было разрушено за три
сентябрьских дня
Мы расскажем сегодня о необычном
семинаре. На него через полстраны приехали в
Москву всего трое: два учителя и один детский
психолог. Они не получат сертификата,
подтверждающего повышение квалификации, потому
что нет такой специальности – учитель детей,
побывавших заложниками.
Начавшийся так страшно учебный год
совсем скоро закончится. Тогда, в первых числах
сентября, мы, как и весь мир, смотрели репортажи
из Беслана, все еще не веря, что так бывает, что
это происходит с нами.
Уже в сентября стало понятно, что необходимы
программы реабилитации и вывода целого города из
посттравматического шока.
Тема бесланской трагедии ушла постепенно из СМИ,
за исключением нескольких газет, но огромная,
тяжелейшая проблема осталась. Для тех, кто был в
1-й школе, их соседей, родственников, знакомых,
короче, для всего города Беслана. Прошло больше
восьми месяцев, но почти тридцать ребятишек
наотрез отказываются идти в школу. Очевидно, что
этот категорический отказ исходит не только от
детей, но и от их родителей. Не менее очевидно и
то, что детям нужно выходить из этого состояния
душевного неблагополучия – нужно встречаться со
сверстниками, учиться. В то же время бессердечно
предложить им снова прийти в школу первого
сентября. И тем, кто должен впервые пойти в школу
будущей осенью, и тем более ребятам, которые так и
не стали первоклассниками в минувшем сентябре.
Но где учить этих детей, чтобы все вокруг было
нешколой и ничто не напоминало об ужасе,
произошедшем год назад? Для этого в здании, где
располагается детский сад с начальной школой
«Радуга», выделено помещение с отдельным входом.
А вот как оборудовать комнаты, с чего начнется
учебный год, каким должно быть отношение к
ребенку с сильнейшей психологической травмой? А
если таких детей целый класс?.. Эти вопросы
обсуждались на семинаре, организованном на
средства, полученные от британской
благотворительной организации CAF.
Множество слов сказано и написано о педагогике
сотрудничества за десятилетия ее существования,
о том, что ненасилие и уважительное, партнерское
отношение к ребенку – самое главное и
естественное условие для его развития. В
нынешней бесланской ситуации щадящая,
поддерживающая педагогика не просто
востребована – она жизненно необходима.
Для обучения учителей будущего первого класса
руководители программы выбрали московскую школу
№ 734, известную как школа Тубельского. Психолог
Галина Цукерман объясняет свой выбор так: «Здесь
учителя смогут научиться улавливать малейшее
проявление детской инициативы, первое ее дыхание
и бережно поддерживать, развивать. Им необходимо
уйти от педагогического клише, когда учитель
спрашивает, ученик отвечает, учитель оценивает
правильность ответа».
Московские учителя показывали бесланским
коллегам занятия в детском саду, в начальной
школе, обсуждали возможные варианты начала
учебного года, демонстрировали методические
пособия, разработанные в школе за много лет.
Марина Бероева в ответ на мой вопрос о том, что
показалось в школе самым интересным, сказала:
«Почти все. Когда мы пришли на занятия впервые, я
даже не сообразила, что это урок. Только потом мы
поняли, насколько необычными могут быть уроки,
что вся школа такая. Тут даже звонки
необыкновенные». Илита Гасинова отметила, что в
такой педагогике больше всего привлекает то, что
обучение как бы растворено в клубном
пространстве. «А какой тут праздник устраивают в
начале учебного года! Мы видеозапись
посмотрели», – добавила Мадина Бесолова.
Там, в «Радуге», учеба тоже должна стать
необыкновенной. Во время семинара педагоги и
психологи решили, что пригласить ребят нужно уже
в мае. Чтобы лето не прошло в нарастающем
тревожном ожидании 1 сентября. Чтобы обжить
будущий класс, посмотреть друг на друга,
убедиться, что там безопасно и уютно, что
заставлять что-то делать никого не будут. Нужно
восстановить подорванное доверие детей к миру
взрослых и школьному миру в частности.
Пригласят и мам («У кого они живы», – добавила
Мадина): пусть осмотрятся, помогут детям
адаптироваться, а заодно и сами проникнутся
доверием к месту, куда будут приходить по утрам
дети.
В конце мая взрослые и ребята договорятся
встретиться снова осенью. Учителя по ходу
обсуждения решили, что летом напишут еще и
письма-приглашения в «Радугу» к 10 сентября.
Потому что не первого же… И не третьего.
И никакого учительского диктата. Режим свободный
– каждый может уйти, когда родители сочтут
нужным. Поведение в классе тоже. Там специально
будут обустроены места, где можно поползать,
полазить, поиграть с мягким конструктором.
Кукольный театр, чтение вслух, рисование, лепка.
И никаких отметок.
Как бы услышав мой невысказанный вопрос о тех,
кого хлебом не корми – дай только попроверять
школу, Галина Цукерман твердо говорит о том, что
педагогам выдадут «охранную грамоту»
(«По-хорошему я бы в России в каждый класс ее
повесила»), а у школы будет особый статус. И если
чиновники будут помогать хоть чем-нибудь, то
можно надеяться, что к седьмому классу эти дети
приблизятся к общегосударственным требованиям в
учебе.
Но даже в отсутствие чиновничьего давления
учителям нелегко будет справиться с
собственными стереотипами: детей в положенный
срок необходимо научить читать, считать, писать.
И с этим «внутренним методистом» педагогам
придется бороться, потому что главное – это
сохранить здоровье детей и помочь им вернуться к
норме, свойственной их возрасту.
Для этого в Беслан будут приезжать и московские
учителя, и психологи Галина Цукерман, Елена
Морозова и Александр Венгер, детский психолог с
десятилетним опытом работы с жертвами терактов в
Израиле. Чтобы ориентировать педагогов в работе
с детьми, требующими специальной
психологической помощи, вместе находить ответы
на возникающие вопросы.
Тут все сложно. И ни у кого нет подобного опыта –
реабилитации такого количества детей после
такой трагедии.
Очень хочется надеяться, что он никогда больше не
будет востребован.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|