Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №36/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ № 47 
 

Елена КУЦЕНКО

Когда педагогика сотрудничества жизненно необходима

Педагогам Беслана много лет придется восстанавливать то, что было разрушено за три сентябрьских дня

Мы расскажем сегодня о необычном семинаре. На него через полстраны приехали в Москву всего трое: два учителя и один детский психолог. Они не получат сертификата, подтверждающего повышение квалификации, потому что нет такой специальности – учитель детей, побывавших заложниками.

Начавшийся так страшно учебный год совсем скоро закончится. Тогда, в первых числах сентября, мы, как и весь мир, смотрели репортажи из Беслана, все еще не веря, что так бывает, что это происходит с нами.
Уже в сентября стало понятно, что необходимы программы реабилитации и вывода целого города из посттравматического шока.
Тема бесланской трагедии ушла постепенно из СМИ, за исключением нескольких газет, но огромная, тяжелейшая проблема осталась. Для тех, кто был в 1-й школе, их соседей, родственников, знакомых, короче, для всего города Беслана. Прошло больше восьми месяцев, но почти тридцать ребятишек наотрез отказываются идти в школу. Очевидно, что этот категорический отказ исходит не только от детей, но и от их родителей. Не менее очевидно и то, что детям нужно выходить из этого состояния душевного неблагополучия – нужно встречаться со сверстниками, учиться. В то же время бессердечно предложить им снова прийти в школу первого сентября. И тем, кто должен впервые пойти в школу будущей осенью, и тем более ребятам, которые так и не стали первоклассниками в минувшем сентябре.
Но где учить этих детей, чтобы все вокруг было нешколой и ничто не напоминало об ужасе, произошедшем год назад? Для этого в здании, где располагается детский сад с начальной школой «Радуга», выделено помещение с отдельным входом.
А вот как оборудовать комнаты, с чего начнется учебный год, каким должно быть отношение к ребенку с сильнейшей психологической травмой? А если таких детей целый класс?.. Эти вопросы обсуждались на семинаре, организованном на средства, полученные от британской благотворительной организации CAF.
Множество слов сказано и написано о педагогике сотрудничества за десятилетия ее существования, о том, что ненасилие и уважительное, партнерское отношение к ребенку – самое главное и естественное условие для его развития. В нынешней бесланской ситуации щадящая, поддерживающая педагогика не просто востребована – она жизненно необходима.
Для обучения учителей будущего первого класса руководители программы выбрали московскую школу № 734, известную как школа Тубельского. Психолог Галина Цукерман объясняет свой выбор так: «Здесь учителя смогут научиться улавливать малейшее проявление детской инициативы, первое ее дыхание и бережно поддерживать, развивать. Им необходимо уйти от педагогического клише, когда учитель спрашивает, ученик отвечает, учитель оценивает правильность ответа».
Московские учителя показывали бесланским коллегам занятия в детском саду, в начальной школе, обсуждали возможные варианты начала учебного года, демонстрировали методические пособия, разработанные в школе за много лет.
Марина Бероева в ответ на мой вопрос о том, что показалось в школе самым интересным, сказала: «Почти все. Когда мы пришли на занятия впервые, я даже не сообразила, что это урок. Только потом мы поняли, насколько необычными могут быть уроки, что вся школа такая. Тут даже звонки необыкновенные». Илита Гасинова отметила, что в такой педагогике больше всего привлекает то, что обучение как бы растворено в клубном пространстве. «А какой тут праздник устраивают в начале учебного года! Мы видеозапись посмотрели», – добавила Мадина Бесолова.
Там, в «Радуге», учеба тоже должна стать необыкновенной. Во время семинара педагоги и психологи решили, что пригласить ребят нужно уже в мае. Чтобы лето не прошло в нарастающем тревожном ожидании 1 сентября. Чтобы обжить будущий класс, посмотреть друг на друга, убедиться, что там безопасно и уютно, что заставлять что-то делать никого не будут. Нужно восстановить подорванное доверие детей к миру взрослых и школьному миру в частности.
Пригласят и мам («У кого они живы», – добавила Мадина): пусть осмотрятся, помогут детям адаптироваться, а заодно и сами проникнутся доверием к месту, куда будут приходить по утрам дети.
В конце мая взрослые и ребята договорятся встретиться снова осенью. Учителя по ходу обсуждения решили, что летом напишут еще и письма-приглашения в «Радугу» к 10 сентября. Потому что не первого же… И не третьего.
И никакого учительского диктата. Режим свободный – каждый может уйти, когда родители сочтут нужным. Поведение в классе тоже. Там специально будут обустроены места, где можно поползать, полазить, поиграть с мягким конструктором. Кукольный театр, чтение вслух, рисование, лепка.
И никаких отметок.
Как бы услышав мой невысказанный вопрос о тех, кого хлебом не корми – дай только попроверять школу, Галина Цукерман твердо говорит о том, что педагогам выдадут «охранную грамоту» («По-хорошему я бы в России в каждый класс ее повесила»), а у школы будет особый статус. И если чиновники будут помогать хоть чем-нибудь, то можно надеяться, что к седьмому классу эти дети приблизятся к общегосударственным требованиям в учебе.
Но даже в отсутствие чиновничьего давления учителям нелегко будет справиться с собственными стереотипами: детей в положенный срок необходимо научить читать, считать, писать. И с этим «внутренним методистом» педагогам придется бороться, потому что главное – это сохранить здоровье детей и помочь им вернуться к норме, свойственной их возрасту.
Для этого в Беслан будут приезжать и московские учителя, и психологи Галина Цукерман, Елена Морозова и Александр Венгер, детский психолог с десятилетним опытом работы с жертвами терактов в Израиле. Чтобы ориентировать педагогов в работе с детьми, требующими специальной психологической помощи, вместе находить ответы на возникающие вопросы.
Тут все сложно. И ни у кого нет подобного опыта – реабилитации такого количества детей после такой трагедии.
Очень хочется надеяться, что он никогда больше не будет востребован.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru