Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №36/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ № 47 
 

Елена КУЦЕНКО

Колонка редактора

Елена КУЦЕНКО Книги у меня, как и у многих, наверное, дочитываются по-разному. Некоторые – и умные, и заставляющие задуматься, но вязнешь в них, застреваешь на какой-нибудь сто четырнадцатой странице. И начинается борьба с собой и автором: одолев очередную главу, откладываешь книжку, как кувалду или лопату, намахавшись с утра до обеда. Все время нащупываешь с тайной тоской большим пальцем правой руки – много ли осталось? Много… Зато дочитав, облегченно вздыхаешь и гордишься собою неописуемо.
Другие же, особенно если читаешь их впервые, вливаются глоток за глотком, так что не можешь остановиться. Хотя и одергиваешь себя: надо читать помедленнее, растянуть удовольствие, страницы-то справа так и тают. А уж когда совсем чуть-чуть, на донышке осталось, медленно-медленно вчитываешься в каждый абзац, оттягивая время последней точки.
Чем-то это похоже на конец учебного года – очень, как я сейчас понимаю, диагностический для учителя период.
Первые годы после института май казался невыносимым: и контрольные уже написаны, и программа пройдена, а он все тянется. Приходилось занимать детей чем попало: в парк, в музей, книжки вслух, рисование… Мы с ребятами томились в ожидании расставания друг с другом. (Много ли осталось? Ой, много…) Но вот наконец, пыхтя и отдуваясь, я дотаскивала класс до последнего учебного дня.
А через несколько лет – правда, и школа была другая, более человеческая – в последний учебный день услышала: «Это, что ли, уже завтра каникулы? А мы ж еще рисовать собирались. И в музей».
Зато было с чего начать после каникул: у нас был «второй том». А потом третий.
И уж в следующем году мы бережно расходовали эти последние денечки, чтобы и в парк, и дочитать, и спектакль.
Кстати, потом неизменно подходили к каникулам – не только летним – на взлете интереса к какой-нибудь теме, друг к другу, увлекались повально, до страсти. Или лимериками, например, или дартсом, или планированием идеального дома.
Честное слово, специально я это не подстраивала. Да и можно ли?
Мы как на мостик крутой взлетали перед каждым расставанием. А потом с полуслова встречались на другом берегу. С фотографиями, прочитанными книгами, впечатлениями от путешествий.
Отчего так? Наверное, мне стало интересно. Жить рядом с детьми вообще захватывающе интересно. Они такие разные, и каждый день с каждым что-то происходит. Нет ничего увлекательнее, чем видеть это движение. Так, попав на несколько весенних дней в лес, ловишь, впитываешь взглядом ежедневно меняющуюся картинку набухающей зелени. Пока не загустело, не слилось в общий фон, не стало как всегда.
Сейчас особенно обидно, что пропустила это чудесное время с собственным ребенком. Да и у многих ли молодых родителей хватает ума смотреть на детей сначала с интересом, а потом уже озабоченно – здоров ли? Сыт? Одет? Успешен? К сожалению, прагматичный взгляд не только лишает неповторимой радости родителей, но и ребенка заставляет подстраиваться, угадывать, каким его хотят видеть. Вместо того чтобы расти таким, какой есть.
Поэтому я давно перестала устраивать на родительских собраниях разбор успеваемости-поведения. Гораздо, по-моему, для всех полезнее вывесить рисунки, прочитать новые тексты, не открывая пока имен авторов. Пусть угадывают. Высший пилотаж, когда узнают работы не только своего ребенка, но и других детей.
А года через два-три вообще с видом знатоков начинают обсуждать особенности авторского стиля. И к майским нашим радостям тоже присоединяются, причем не на уровне шнурки завязать, бутерброды намазать, а участвуют в творческих работах наравне с детьми, декорации к спектаклю рисуют.
Дни так и тают. Но если жалко расставаться, значит, мы были интересны друг другу.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru