ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ № 47
Колонка редактора
Книги у
меня, как и у многих, наверное, дочитываются
по-разному. Некоторые – и умные, и заставляющие
задуматься, но вязнешь в них, застреваешь на
какой-нибудь сто четырнадцатой странице. И
начинается борьба с собой и автором: одолев
очередную главу, откладываешь книжку, как
кувалду или лопату, намахавшись с утра до обеда.
Все время нащупываешь с тайной тоской большим
пальцем правой руки – много ли осталось? Много…
Зато дочитав, облегченно вздыхаешь и гордишься
собою неописуемо.
Другие же, особенно если читаешь их впервые,
вливаются глоток за глотком, так что не можешь
остановиться. Хотя и одергиваешь себя: надо
читать помедленнее, растянуть удовольствие,
страницы-то справа так и тают. А уж когда совсем
чуть-чуть, на донышке осталось, медленно-медленно
вчитываешься в каждый абзац, оттягивая время
последней точки.
Чем-то это похоже на конец учебного года – очень,
как я сейчас понимаю, диагностический для
учителя период.
Первые годы после института май казался
невыносимым: и контрольные уже написаны, и
программа пройдена, а он все тянется. Приходилось
занимать детей чем попало: в парк, в музей, книжки
вслух, рисование… Мы с ребятами томились в
ожидании расставания друг с другом. (Много ли
осталось? Ой, много…) Но вот наконец, пыхтя и
отдуваясь, я дотаскивала класс до последнего
учебного дня.
А через несколько лет – правда, и школа была
другая, более человеческая – в последний учебный
день услышала: «Это, что ли, уже завтра каникулы? А
мы ж еще рисовать собирались. И в музей».
Зато было с чего начать после каникул: у нас был
«второй том». А потом третий.
И уж в следующем году мы бережно расходовали эти
последние денечки, чтобы и в парк, и дочитать, и
спектакль.
Кстати, потом неизменно подходили к каникулам –
не только летним – на взлете интереса к
какой-нибудь теме, друг к другу, увлекались
повально, до страсти. Или лимериками, например,
или дартсом, или планированием идеального дома.
Честное слово, специально я это не подстраивала.
Да и можно ли?
Мы как на мостик крутой взлетали перед каждым
расставанием. А потом с полуслова встречались на
другом берегу. С фотографиями, прочитанными
книгами, впечатлениями от путешествий.
Отчего так? Наверное, мне стало интересно. Жить
рядом с детьми вообще захватывающе интересно.
Они такие разные, и каждый день с каждым что-то
происходит. Нет ничего увлекательнее, чем видеть
это движение. Так, попав на несколько весенних
дней в лес, ловишь, впитываешь взглядом ежедневно
меняющуюся картинку набухающей зелени. Пока не
загустело, не слилось в общий фон, не стало как
всегда.
Сейчас особенно обидно, что пропустила это
чудесное время с собственным ребенком. Да и у
многих ли молодых родителей хватает ума смотреть
на детей сначала с интересом, а потом уже
озабоченно – здоров ли? Сыт? Одет? Успешен? К
сожалению, прагматичный взгляд не только лишает
неповторимой радости родителей, но и ребенка
заставляет подстраиваться, угадывать, каким его
хотят видеть. Вместо того чтобы расти таким,
какой есть.
Поэтому я давно перестала устраивать на
родительских собраниях разбор
успеваемости-поведения. Гораздо, по-моему, для
всех полезнее вывесить рисунки, прочитать новые
тексты, не открывая пока имен авторов. Пусть
угадывают. Высший пилотаж, когда узнают работы не
только своего ребенка, но и других детей.
А года через два-три вообще с видом знатоков
начинают обсуждать особенности авторского
стиля. И к майским нашим радостям тоже
присоединяются, причем не на уровне шнурки
завязать, бутерброды намазать, а участвуют в
творческих работах наравне с детьми, декорации к
спектаклю рисуют.
Дни так и тают. Но если жалко расставаться,
значит, мы были интересны друг другу.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|