РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ
Олег Григорьев. Стихи для детей
Для семейного чтения. М.: “Самокат”, 2005
Это
удивительные стихи, читая которые взрослые вдруг
осознают и себя, и своих детей живыми,
творческими, интересными людьми. О каждом
стихотворении хочется сказать: “Точно!” В
стихах Олега Григорьева нет назидательности,
менторства, негативной оценки действительности
– есть лишь ее комическое обыгрывание,
жизнерадостное и ни на кого не направленное.
В предисловии к книге поэт Михаил Яснов пишет:
“Были люди, говорившие, что чудо – это не
инопланетяне, не мистика. Чудо – это то, что
рядом, под рукой, у сердца. Это простая вещь,
простое слово, простая жизнь, даже с ее
уродствами и низостями”.
Если уж хочется в его стихах услышать некую
“воспитательность” или “образовательную
полезность”, то пожалуйста: стихи Олега
Григорьева – это и “альтернативный учебник
русского языка” (что можно сказать о стихах
многих замечательных русских поэтов). Во многих
стихах виртуозно обыгрывается омофония – когда
слова звучат одинаково, но имеют различное
лексическое и грамматическое значение. Да и
вообще ошибка становится невозможной, поскольку
ритм и рифма гарантируют правильность понимания
и реализации языкового закона. Сухие,
отвлеченные правила мгновенно забываются после
ответа на уроке, а такие, например, стихи не
забудешь:
В реку рукой
Метал металл.
Нагой ногой
Пинал пенал.
О любом событии в стихах Григорьева
рассказывается простыми, привычными словами. Но
слова эти начинают жить своей жизнью – и часто
“не узнают” друг друга.
Папа идет, сердит, –
Шляпа ему не идет.
Я на папе сижу –
Пальто на мне не сидит.
В стихах Григорьева ребенок становится
творцом слов, точно называя реальность, для
которой пока нет адекватного обозначения в
языке.
Хоть смеялся я тише всех,
Но от смеха под парту съехал.
Потому что беззвучный смех
Самый сильный из всех смехов.
Сразу вспоминается Велемир Хлебников –
“поэт поэтов” – с его “Засмейтесь, смехачи”. Но
у Олега Григорьева “смехачи” умеют смеяться еще
и разными “смехами”. В детской поэзии Олега
Григорьева (в отличие от его “взрослой” поэзии)
обыденность, взаимоотношения людей, события –
все загадочно, полно юмора и смысла, нет никакой
словесной рутины и штампов.
В жаркой бане вы, мы, ты –
Все до скрипа вымыты.
И ложимся мы, ты, я
По постелям мытыя.
До сих пор превалирует мнение (которое
навязывается и детям), что ребенок – это
недоразвитый взрослый, что детство – это
подготовка к взрослой жизни. В стихах Олега
Григорьева ребенок – полноправный творец, со
всеми его сомнениями, может быть, творческим
отчаянием, неожиданными открытиями. (Здесь нет
речи о “творцах”, бесстыдно строящих музеи для
собственных изделий.)
Я взял бумагу и перо,
Нарисовал утюг.
Порвал листок, швырнул в ведро –
В ведре раздался стук.
Это поэзия не для тех, кому еще предстоит
кем-то стать, а для тех, кто уже состоялся как
личность, кому не вопреки, а благодаря их
возрасту доступна и, главное, интересна вся
сложность физического мира, языка, человеческих
эмоций.
Чтоб на льду не растянуться,
Лег Сазонов на живот:
Ведь не может поскользнуться,
Кто не ходит, а ползет.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|