ФИЛОСОФИЯ ВЗРОСЛЕНИЯ
Людмила РЫБИНА,
Александр ЛОБОК
За пять минут до...
...последнего звонка
Никогда до конца не понимала смысла
словосочетания «школьная жизнь», но теперь знаю:
школьная жизнь – это когда класс срывает уроки и
все вместе репетируют спектакль в пятницу до
десяти часов вечера. Это когда созваниваешься с
одноклассниками каждый день и едешь на другой
конец Москвы, чтобы навестить больную ветрянкой
подругу. Это искренняя радость при встрече после
каникул, это совместное написание сценария для
выпускного вечера, это уверенность в поддержке в
трудный момент, это уверенность в дружбе и в том,
что школьная жизнь – белое пятно в жизни.
Мария
* * *
Бывало так плохо, что отчетливо помню
все обстоятельства (определения и дополнения) до
самого тонкого, едва уловимого запаха.
А бывало иногда так хорошо, что мне казалось – я
счастлив.
Эти крайние состояния особенно запомнились.
Остальные школьные дни слились в один серый цвет.
Андрей
* * *
В 5 классе я влюбилась в своего
одноклассника. Я была счастлива, когда меня
посадили за одну парту с ним. Каждый день в школе
был для меня праздником. После 9 класса он ушел в
другую школу. И тут все началось – и проблемы, и
непонимание. Я поняла, что осталась совсем одна.
Чужая, ненужная. И учителя словно решили
поставить эксперимент на мою выносливость.
Ольга
* * *
Я считаю, что многое зависит от
классного руководителя и от классного
коллектива, а потом уже от самого человека. Дети
очень жестоки, поэтому тяжело придется тому
бедняге, которого они выберут своей жертвой,
всячески издеваясь над ним годами... И хорошие
оценки не спасут от презрительных взглядов
одноклассников, а покровительство учителя лишь
добавит ненависти.
Юлия
* * *
Я считаю черной полосой моей школьной
жизни то время, когда мы презирали одну
одноклассницу.
Регина
* * *
Что происходит, когда одноклассники не
общаются с кем-либо из класса? Он белая ворона,
изгой. Когда приходишь в новую школу, больше
всего боишься одного – непонимания. Заходишь в
класс, уклоняясь от взглядов новых
одноклассников, улыбаешься, дружелюбно говоришь:
«Привет!» – а про себя думаешь: «Вот и началось
мое внедрение во вражеский лагерь». Пытаясь
понять настроенность класса и то, какое
впечатление ты произвел, не замечаешь, что сидишь
на уроках один и записываешь лекцию учителя,
вместо того чтобы обсуждать с подружками
весенние тенденции моды и мальчиков. Ты ходишь
один по серым коридорам школы, вслушиваешься в
разговоры, боясь стать предметом обсуждения и
едких высказываний. Быть одной из всех, но в то же
время быть одной, никем – вот что значит быть
изгоем. Тебя никто не обижает и не трогает. «Да
лучше бы обижали и трогали», – думаешь ты. Даже
некоторое удовольствие получаешь, когда
становишься мусорной корзиной: жвачки, огрызки,
скомканные бумажки и матерные слова – все это
бросают в тебя, давясь смехом.
Мария
* * *
Приятно знать, что ты не из массы, ты
особенный, но это очень тяжело и морально, и
физически. Я еще легко отделалась.
Ольга
* * *
Бесполезно в течение нескольких лет
пытаться стать такой, как все, понять, в чем
отличие фирмы Benetton от Mango. «Какого черта я должна
быть такая, как вы, если я не такая?!» Стать им
интересной значило бы стать неинтересной прежде
всего себе. Осознав это, я забрала документы из
школы.
Мария
* * *
Я счастлива оттого, что в сложные
моменты получаю поддержку своих одноклассников.
Кто-то что-то подскажет, поможет или просто
выслушает – разве этого мало?
Юлия
* * *
Садясь за парту среди 20–30 своих
ровесников, ребенок впервые учится работать в
коллективе, договариваться с другими людьми. В
этом для меня заключается основной плюс школы –
она учит нас определять свое место в обществе,
отстаивать свои позиции и прислушиваться к
чужому мнению.
Ольга
* * *
«Школа готовит нас к жизни, которой не
существует» – это афоризм, которым наиболее
точно можно описать годы школьной жизни, скорее
даже не жизни, а существования.
Сейчас вспоминаю свои муки с плоскими червями и
их строением на биологии, и возникает вопрос:
зачем все это было нужно и зачем я потратила
столько нервов, опасаясь двоек, за которые меня
так ругал папа? Было не важно, что у меня в голове,
было важно только то, что в дневнике. Я долго и
слезно пыталась объяснить, что оценки – не
главное в жизни, но ведь взрослым виднее!
«Подрастешь, тогда и поймешь!» Считая себя уже
достаточно взрослой, я могу твердо сказать: «Тут
нечего понимать!»
Анастасия
* * *
Хотелось бы повторить банальное
высказывание о том, что «мы учимся не для школы, а
для жизни» (девиз моей гимназии). Те знания, что мы
получаем в школе (и научные, и социальные),
готовят нас к взрослой жизни, помогают найти свое
место в ней.
Ольга
* * *
Когда ты учишься в школе, конечно, тебе
кажется, что вся твоя жизнь – сплошное черное
пятно. А как же иначе? Сегодня утром директор
застукал тебя с сигаретой в туалете. И вот уже
целый час ты клацаешь зубами в его кабинете,
ожидая приезда родителей. Тебе горько и обидно,
потому что ты знаешь, что одним курением директор
не ограничится...
Екатерина
* * *
Школа и еще раз школа. Зубрежка. Учеба.
Нет – дискотекам, праздникам, веселью. «Посещать
все уроки!» – девиз директрисы моей школы (да и,
наверно, не только моей).
Учиться, конечно, хорошо. И когда-то было
интересно. Но вот именно что когда-то. А сейчас в
школе развал. Приходим, сидим семь уроков, и если
хоть два нормально проведут, и то хорошо.
Двери закрыты. Домой не уйдешь: охрана. Школа –
тюрьма, знаний не дает, а только вызывает
отвращение. Порой появляется отвращение к самой
себе: не знаю физики, астрономии, немецкого,
геометрии... Продолжить список? Да я не одна. Мы
все такие, и объединяет нас черная ажурная
решетка.
Мария
* * *
Для меня школа никогда не занимала
главного места. Думаю, что школа создает те рамки,
на которые можно и не обращать внимания.
Ярослава
* * *
В обязанности учителей входит только
преподавание предмета, а не привитие ученикам
любви к учебе. Школьные преподаватели любят
прибегать к решающему доводу – вызову родителей.
Взрослым людям легче договориться между собой,
но лично мне становится обидно, что мое мнение не
принимается всерьез.
Ольга
* * *
В начальных классах меня научили
красиво выводить буквы и красиво петь милые
песни. А еще от любимой учительницы я получила
прозвище Звездочка. «Уж больно сияешь всегда!» –
говорила она.
А потом были другие учителя. Их вечные издевки
только сначала выводили меня из себя. Потом я
просто поняла, что все доброе исходит в школе от
моих друзей, а все лицемерное и жестокое – от
учителей. И я им перестала верить. Они смеялись
над моими мыслями, и я перестала философствовать
на уроках. Они слишком часто не выполняли своих
обещаний, и я перестала их слушать. Мне ставили
оценки ниже, если я писала то, что думаю, а не то,
что должна думать. Они хотели сделать из меня
робота. Обыкновенную штамповку, похожую на
многих.
Сейчас могу сказать точно: школа – это большая
ошибка в жизни каждого. Все, что есть в ней
хорошего, – это друзья. Один из ста, лучший друг,
но он будет с тобой всю жизнь. А впрочем, с годами
вспоминается только хорошее. Поэтому в следующий
раз я расскажу о лучших днях в школе. Но это уже
совсем другая история.
Ольга
* * *
Навстречу идет завуч. «Опять красная
одежда. Что за голые пупки?!» – Ее голос
разносится по всему этажу. И почему нам не дают
одеваться так, как мы хотим? Ведь так намного
проще учиться, так мы чувствуем себя увереннее.
Елена
* * *
Когда я сижу в пиджаке и блузке, то не
могу сосредоточиться на предмете. В конце концов,
мы ходим в школу учиться, а не смотреть кто в чем
пришел.
Что же, теперь мучить себя строгим костюмом?! Это
неправильно. Нет – школьной форме! На праздник
или какое-либо мероприятие даже необходимо, но в
обычный день увольте, это не для меня!
Анастасия
* * *
После уроков нас ловит классная
руководительница. Да, сегодня дискотека. Это
радует, да только я уже хорошо знаю сценарий:
после полутора часов танцев к нам ворвется
директор и разгонит всех под предлогом
найденного в туалете бычка.
Анастасия
* * *
...Но приходит время расставаться со
школой, учителями, друзьями. Сидя на “последнем
звонке”, лучше и лучше осознаешь, что все
кончилось, один этап жизни пройден, пора
прощаться со школой, но как не хочется. Да, было
много проблем, трудностей, но теперь уже не
вспоминаешь о них, а думаешь о самых счастливых
днях своей коротенькой жизни и со страхом, с
робостью смотришь в будущее, где ждет что-то
новое, непознанное, неизведанное.
Екатерина
* * *
В последний месяц учебы в школе, которая
стала за 10 лет вторым домом, трудно решить, самое
ли это счастливое или же, наоборот, печальное
время. С одной стороны, очень грустно, потому что
не хочется покидать этот дом, в котором каждый
уголок что-то значит, навевает какие-то
воспоминания. С другой стороны, это так приятно
чувствовать, что ты повзрослел за эти годы, что
впереди тебя ждет новая жизнь. Лично для меня
этот год окрашен лишь в светлые тона.
Регина
* * *
Глупо ненавидеть негативное своей
школьной жизни, ибо оно сделало нас немного
мудрее, ибо оно отчетливо запомнилось. Добро –
зло, счастье – несчастье – это слишком
относительные понятия. Кому-то злое кажется
добрым. Кому-то несчастье – счастьем.
По-моему, гораздо важнее видеть полутона,
полутени, переходы, переливы, а не только черное и
белое.
Андрей
* * *
Я люблю ее без памяти, свою родную школу.
Это часть меня, часть моей жизни. И я почему-то уже
сейчас знаю, что, когда я покину ее навсегда, все
то, что кажется мне сейчас таким тоскливым,
станет самыми лучшими, самыми светлыми моими
воспоминаниями.
Анастасия
* * *
Самое главное школьное событие –
выпускной вечер – я жду с нетерпением! Немного
жалко, конечно, будет покидать родные пенаты, но,
увы, такова жизнь.
Двадцать первого июня я в красивом платье и с
аттестатом в руках... Здорово!
Елена |
Последний звонок – прощальный
взгляд на школьную жизнь. Мгновение, когда можно
попробовать что-то понять. В том числе про школу и
про самих себя.
Давайте всмотримся в детские размышления и еще
раз задумаемся: от какой школы мы пытаемся уйти и
к какой – приблизиться?
На этой странице – тексты
одиннадцатиклассников, выпускников нынешнего
года, собирающихся поступать на журфак. И тексты
ребят, оканчивающих девятый класс одной из
авторских школ.
И когда читаешь их, невольно возникают два образа
школы. Один – очень знакомый. А другой –
непривычный, но притягательный. Образ школы
смысла, чувств и понимания. Как бы хотелось, чтобы
в ней учились все наши дети!
|
...и летних каникул
Школа... Школа – это место, где обучают
детей знаниям, накопленным раньше. Нет, не верю!
Так просто не может быть, там обязательно есть
что-то еще!.. Это место, где не набирается что-то,
например знания, а скорее развивается. Может
быть, школа – это попытка обрисовать себя с точки
зрения интересов и умений, это попытка понять
себя, узнать о себе.
Может, это подготовка... Но тогда возникает
вопрос: где начинается жизнь? Если школа – это
подготовка, университет – подготовка...
По-моему, даже в одних и тех же условиях – когда
одни уроки, один обед, одни одноклассники – для
каждого школа своя. Если ребенок по-настоящему
учится, он находит свое, вовсе не... Да что я
постоянно «свое», «своя», «свои»...
Оглядываясь на девять лет школьной жизни, я вижу
себя, себя неопределенного... Когда реферат
пишешь, тоже понять не можешь, куда тебя унесет, и
ты смотришь, комментируешь и узнаешь все;
постепенно понимаешь свои интересы (а реферат
без интереса невозможно написать, ведь интерес –
это то, что тебе дает силы что-то делать) и
начинаешь идти прямо, в одном направлении. Я вижу
разницу между мной тогдашним и мной сегодняшним
– это когда ты понимаешь себя и делаешь только
то, что есть у тебя внутри. Раньше я не строил
никаких внутренних бесед на одну тему, приводя
какие-то доводы, я глубоко не думал. Сейчас же я
нахожу большую прелесть, беседуя с собой, в этом
для меня находится важность.
У нас в школе образование аналогическое, в
смысле: можно из одного предмета что-то получать
в другой предмет, проводя аналогию, понимать
другое. Ведь наши вопросы внутри нас не делятся
на разные темы. Мне нравится, что я научился
выражать себя, я начал находить интересное в
сложном, необычном. Это все через школу: ведь нас
слушают, с нами ведут диалог и вытаскивают самое
глубокое.
Учителя принимают самую тяжелую позицию, учителя
помогают раскрыть себя. А у детей ведь непременно
возникает позиция нежелания вытаскивания из
себя глубинных вещей, и учителя, делая хорошее
дело, получают в ответ какие-то колкие и обидные
вещи.
Я не спорю, может быть, что-то есть, что я не
замечаю. Я знаю, что в обычной школе бывает так,
когда чувствуется большая разница между
учителем и детьми, когда дети не доверяют своей
позиции, когда для них учитель становится
непоколебимым авторитетом, у которого под кальку
все перерисовывают. А у нас учителя как
независимая сторона просто показывают то, что ты
сам не можешь увидеть (иногда, кстати, потому что
не хочешь).
Никита
* * *
Школа – это полоса препятствий, которую
нужно пройти во что бы то ни стало.
Школа – это место, где можно найти себя.
Школа – это зима, осень, лето, весна и кусочек
лета 10 раз.
Школа – это путь, заканчивающийся первым летним
листом...
Лиза
* * *
Школа – это место, где я в первый раз
влюбился по-настоящему, где я начал понимать, что
такое жизнь. В школе я написал первый стих и начал
заниматься искусством.
Школа – первая ступень жизни, которую надо
пройти. Можно учиться на тройки, но ни в коем
случае не отступать, потому что жизнь ты не
сможешь прогулять, а если сможешь, то проживешь
ее зря.
Я считаю школу неизбежным злом с некоторыми
положительными сторонами и прекрасными людьми.
Некоторые люди не могут пройти даже эту низшую
ступень сложной жизни, эти люди проживают жизнь
без смысла, зарабатывая страданиями деньги для
очередной порции удовольствия.
К сожалению, эти люди уже не могут жить
по-другому...
Оглядываясь на девять лет школьной жизни... Эти
девять лет стали для меня самыми любимыми;
родительские собрания, перед которыми тебя
охватывает страх, драки с одноклассниками, но в
то же время я получил множество жизненных и
нежизненных уроков.
Родион
* * *
Мне кажется, что школа – это почти та же
взрослая жизнь, быть может, лишь в уменьшенном
масштабе, это необходимость общения,
взаимодействия, необходимость строить свои
взаимоотношения не только на симпатиях, но и на
деловых отношениях.
Школа дает возможность любому стать успешным.
К сожалению, многие думают, что в школе должны
учить. Нет, в школе должны учиться. Мне кажется,
что школа – это то место, где люди сами должны
учиться.
Паша
* * *
Школа – это жизнь. Жизнь, с которой очень
сложно расстаться, но все равно расстаются. Это
жизнь, которая никогда не забывается, потому что
не забывается то, чему она научила тебя.
Оля
* * *
Школа существует везде. Для ребенка
школа – это место, в котором учат: писать,
считать, читать и т.д. Но на самом деле не только
это школа, я назвала бы школой всю нашу жизнь.
Каждый день мы находимся на каком-то уроке. Из
каждого дня мы можем извлечь знания. Когда нам
плохо – мы учимся, как не надо делать, когда
хорошо – учимся, как надо делать. В каждой
ситуации получаем свой урок. Это называется
школа жизни или жизненная школа, кому как
удобнее. Но в этой школе обязательно нужно
понимать, чему именно нас учат. А это сложнее, чем
прочитать книгу или решить пример. Как бы то ни
было, школа – это место, где ты проводишь большую
часть жизни. И проводить ее нужно с достоинством.
Катя
* * *
О! За этот отрезок жизни столько
произошло! Когда вспоминаешь, что происходило за
эти годы, почему-то сначала вспоминаются
отрицательные ситуации. Например, как не сделала
домашнее задание или как, прогуляв и потеряв
время, делала домашнюю работу ночью. После чего в
школу приходила полуспящая. Еще я отчетливо
помню то, как я пришла в эту школу в 6 класс. Я была
поражена, как открыты и добродушны здесь ученики.
А потом, класса с 7-го, начались проблемы разного
типа. Седьмой класс для меня запомнился большим
количеством слез. Ну а восьмой и девятый – в этих
классах я стала ближе с одноклассниками, и эти
годы иногда кажутся мне самыми удачными в
школьной жизни.
Но еще учеба впереди, и как ни странно, меня это
радует.
Катя
* * *
Странно получается: если я сама
проговариваю это слово «школа» или кто-то из
близких, вижу наш библиотечный класс с
расставленными в непонятном геометрическом
рисунке партами и стульями, словарями и просто
книгами, попадающимися только в тех местах, где
их по определению быть не должно, с развешанными
на стенах рисунками уже выпустившегося 11
класса... Или кухню. А в кухне за овальным столом
(который почему-то упорно называют круглым)
обязательно сидят учителя, обязательно с чашками
кофе или чая в руках и обязательно обсуждающие
прошедший урок... Хотя не обязательно урок –
возможно, какую-нибудь давнюю совместную мечту
вроде поездки в Питер вместе с нашим классом (нет,
это уже скорее лично моя мечта...). Да в общем-то и
не важно, о чем они там могут говорить...
Но почему-то каждый раз, когда я слышу слово
«школа» от людей малознакомых (не от близких и не
от друзей), перед глазами встает картинка
какого-нибудь длинного полутемного заурядного
школьного коридора – коридора 94-й гимназии (хотя
мы в гимназию приходим только по понедельникам
на три урока). Почему я считаю его заурядным, сама
точно понять не могу, но в книгах довольно часто
встречаются описания школ, и все коридоры там
выглядят примерно так...
Самое плохое и самое хорошее... Если из уроков, то
как одно из многочисленного «самого хорошего» –
это наши уроки физики в 3–5 классах. Помню, как мы
делали стенд «Тепловые потоки». Ходили по всей
школе со свечкой и наблюдали за тем, в какую
сторону наклоняется огонь (можно еще целую
эпопею написать о том, как мы перед этим неделю
пытались лучший подсвечник сделать). Интереснее
всего было в темноте в подвале ходить. Вообще
темноту было создавать вовсе не обязательно, но
мы ж легких путей не выбирали...
Маша |
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|