КРУГ ВОПРОСОВ
И в платных вузах дают взятки
Но гораздо меньше, чем в
государственных
На конференции «Экономика образования:
итоги мониторинга», завершившейся в
Государственном университете – Высшей школе
экономики был поставлен ряд серьезных вопросов,
в том числе о том, можем ли мы полностью доверять
последним социологическим исследованиям в сфере
образования.
Во всем мире при финансировании
социально значимого проекта не менее 10–15%
средств отводится на проведение мониторинга.
В России переняли этот принцип лишь несколько
лет назад. До тех пор система российского
образования на целое десятилетие оставалась
белым пятном даже для чиновников, ответственных
за принятие решений. В 90-е годы в федеральном
образовательном ведомстве был упразднен отдел
статистики. Тогда фактические данные о состоянии
образования перестали поступать к самим
управленцам.
Поэтому социологические исследования последних
лет, касающиеся отношения россиян к образованию
(платежеспособности, предпочтений и т.п.) и
проведенные в рамках мониторинга реформ
образования, оказались как нельзя кстати.
Разумеется, тот, кто изучал социологию или
участвовал в социологических исследованиях,
знает, как легко ошибиться при составлении
выборки, подборе вопросов анкеты или при
математических расчетах. Еще легче пойти по пути
неверной интерпретации полученных данных.
И если отчет о соцопросе (содержащий не столько
цифры, сколько выводы) уже лег на стол чиновнику
или попал в СМИ, последствия трудно
прогнозировать.
«Исследования, проведенные Фондом общественного
мнения, на сегодня практически единственный
источник, из которого видны расходы населения на
образование. Мониторинг эффективно используется
Рособразованием, – предупредил на конференции
ректор ГУ–ВШЭ Ярослав Кузьминов. – И он является
базисом для принятия управленческих решений».
На конференции в ВШЭ было презентовано
исследование Фонда общественного мнения,
выполненное под руководством Ефима Галицкого
(Фонд общественного мнения) и Марка Левина
(ГУ–ВШЕ). Оно касается одной из самых болезненных
тем – теневой экономики образования. Социологи
снова (как в 2002 и 2003 годах) задавали россиянам
неприятные вопросы: есть ли у наших граждан
материальная возможность платить за поступление
детей в вузы и ссузы? платят ли они за получение
второго высшего образования и за свое
переобучение в ИПК? как оформляются денежные
подношения: официально, через банк (например, в
качестве уплаты за курсы для поступления в вуз),
неофициально – за «протекцию»? наличествуют ли
при поступлении в государственные вузы еще
какие-то не установленные прежними соцопросами
расходы?
В 2002/03 учебном году на
поступление своих детей в вузы московские семьи
потратили в среднем 7,1 тысячи рублей – на
официальную подготовку к поступлению (курсы), 3,9
тысячи – на репетиторов, 6,9 – на взятки за
протекцию и еще около 0,7 тысячи рублей – на
«прочие расходы», связанные с поступлением,
которые семьи не уточняли.
В 2003/04 году эти затраты по Москве резко возросли
– 8,4 тысячи рублей официальных взносов, 11,5 –
оплата услуг репетиторов, 6,5 – взятки за
протекцию и 3,1 тысячи – «прочие затраты». В
России эти затраты намного ниже
|
«Наше исследование показывает,
что на второе высшее образование жители Москвы
пока ничего не тратят, – сообщил на презентации
соцопроса Ефим Галицкий. – Однако – и это весьма
интересно – москвичи тратят деньги на обучение в
институтах повышения квалификации. Вероятно, при
переподготовке на определенных специальностях с
соискателей вместо обучения просто собирают
деньги, а затем за эти деньги приносят им дипломы.
Нам не удалось выяснить, сколько денег москвичи
тратят на учебу в ссузе. Видимо, потому, что они
там редко учатся… Впервые ученым удалось
установить, что многие родители при поступлении
детей в московские вузы оплачивают какой-то
«спонсорский взнос» Мы пока не знаем, что это
такое. На следующем этапе мониторинга
постараемся более точно сформулировать вопрос.
Еще один интересный факт: в негосударственных
вузах тоже дают взятки. Но гораздо меньше, чем в
государственных. Хотя если уж родители заплатили
за обучение ребенка, что им стоит дать взятку?
Выяснилось – не дают, и все тут. Возможно, потому,
что платный вуз все-таки в большей степени живет
по рыночному механизму».
Однако не эти выводы исследователей вызвали
дискуссию на конференции в ВШЭ.
Главный скандал соцопроса заключался в
следующем: родительские затраты на репетиторов в
Москве за год выросли в 2,5 раза. При этом в других
городах России они остались на прежнем уровне. То
есть по факту, учитывая рост цен, даже снизились.
«Во всех российских регионах динамика затрат на
репетиторов иная, чем в Москве, – сообщил
Галицкий. – Возможно, дело в том, что почти вся
Россия уже сдает единый госэкзамен. Могу лишь
выдвинуть гипотезу, что ЕГЭ тормознул развитие
теневых потоков в РФ. Москвы это не касается,
потому что в столице ЕГЭ был искусственно
заторможен решением департамента образования».
Гипотеза исследователей вызвала бурный протест.
«Этого не может быть, потому что не может быть
никогда, – заявил ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов.
– В ряде случаев дефекты выборки могут зависеть
от поведения респондентов. Такой резкий – за
один год – рост затрат на репетиторов может быть
обусловлен всего лишь человеческой психологией:
признанием затрат на репетиторство и нежеланием
скрывать их».
«Я не могу поверить, что в Москве выросли расходы
на репетиторов, – заметил Сергей Шишкин из
Независимого института социальной политики. –
Думаю, причина в том, что опрошено было всего 50
человек, а это слишком маленькая выборка. При
социологическом исследовании маленькая выборка
создает большие проблемы. Она не может быть
репрезентативна для всей Москвы. Нам требуются
более точные расчеты – ведь на основе
мониторинга принимаются управленческие
решения»
В исследовании ФОМ, как продемонстрировал в
своем выступлении Сергей Шишкин, было немало
других погрешностей. (Разумеется, «погрешностей»
в профессиональном смысле: расхождение в данных
о деньгах, уплаченных за теневые поступления, на
200 миллионов долларов рядовой гражданин не
назовет “погрешностью”.)
Но участники конференции в ВШЭ бурно
отреагировали именно на подробность, связанную с
введением в стране ЕГЭ.
Почему?
Два года назад они были бы счастливы узнать, что в
России снизились затраты на поступление в вузы.
Это означало бы, что эксперимент по ЕГЭ работает
и приносит результаты.
Сейчас, когда про ЕГЭ предпочитают больше не
говорить и не думать, позитивная подробность о
едином госэкзамене больше ни к чему. Поезд ушел.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|