КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
КОНТРАМАРКА В ПЕРВЫЙ РЯД
Уроки смеха перед кривым зеркалом
Премьера в Центре оперного пения
В 1908 году в Петербурге родился театр
малых форм «Кривое зеркало». Актеров той труппы в
наши дни наверняка именовали бы артистами
эстрады. Одним из организаторов театра стал
33-летний присяжный поверенный Владимир Эренберг.
Он восемь лет заведовал музыкальной частью
театра, дирижировал оркестром и писал музыку к
спектаклям. Но наибольших успехов он достиг в
сочинении комических опер и пародий.
Вершина творчества Эренберга – уморительная
«Вампука, невеста африканская». Эта «образцовая
во всех отношениях опера» (таков подзаголовок)
была написана на собственное либретто Эренберга
по фельетону А.Манценилова (М.Н.Волконского) и в
январе 1909 года представлена в театре «Кривое
зеркало». Острая пародия, высмеивающая оперную
рутину, имела оглушительный успех. До 1927 года ее
еще исполняли в городе на Неве, а потом забыли. Но
слово «вампука» стало нарицательным, как
означающее все трафаретное и нелепое в опере.
Возможно, партитура Эренберга пылилась бы еще не
один десяток лет, если бы не наш современник,
режиссер Дмитрий Бертман – художественный
руководитель театра «Геликон-опера». Он вернул
«Вампуку» на сцену, заставив ее послужить злобе
дня. Заодно он решал несколько педагогических
задач, ибо спектакль ставил не у себя в
«Геликоне», а в Центре оперного пения Галины
Вишневской. В главных партиях выступили как
ведущие солисты центра Наталья Левитина, Юрий
Баранов, так и студенты первого года обучения
Инна Звеняцкая, Алексей Сергеев, Алексей
Тихомиров, Сергей Тужик, Владислав Проценко и
другие.
С центром Вишневской Бертмана связывает многое.
Во-первых, «Геликон» делит с центром своего
дирижера – маэстро Владимира Понькина (он
готовил и «Вампуку»). Во-вторых, кто, как не
руководитель оперного театра, заинтересован в
профподготовке стоящих кадров. У Галины Павловны
дело поставлено солидно: уроки вокала проводят
маститые профессора, в том числе и сама
основательница; приезжают с мастер-классами
заморские звезды. Студенты осваивают
иностранные языки, актерское мастерство.
Результаты не заставляют себя ждать:
воспитанники Вишневской получают не только
высокие оценки, но и ангажементы.
То, что удалось сделать с «Вампукой» Дмитрию
Бертману, Эренбергу и не снилось. Композитор
преследовал цель лишь высмеять штампы. Прошелся
по итальянским, немецким и русским шедеврам,
более всего досталось Верди, особенно «Аиде» (у
Эренберга тоже присутствуют эфиопы, а в сюжете
главное место занимают война и запретная любовь
врагов). Бертман же, показывая, как не надо
ставить оперу, создал свой пример того, как
ставить оперу надо. Причем он подает «Вампуку»
дважды: сначала в традиционной манере, называя ее
«old fashion», а затем – в современной, и это «модерн».
Кроме того, в спектакль введен новый комический
персонаж – Суфлерша (Оксана Корниевская),
которая и артистами понукает, принимая на себя
роль режиссера, и комментирует происходящее как
выразитель и бертмановской мысли, и
общественного мнения. В числе изюминок спектакля
также «пьяный» артист, несуразный балет,
абсурдная бутафория (на пальмах – яйца Фаберже),
партия мобильника, «иностранец», поющий с жутким
акцентом, и тому подобное.
Обе «Вампуки» – старомодная и модерновая –
отличаются, в частности, декорациями и костюмами.
Художник и сценограф Андрей Климов постарался,
чтобы они были как можно более нелепыми, но
броскими. Во втором акте («модерн») Владимир
Понькин вышел к шокированному оркестру с красным
чубом, в «голдах» и коже с головы до пят. Сама
Вампука в первом акте – пышнотелая и разодетая,
каковыми были раньше примадонны, во втором –
длинноногая модель в обтягивающем костюме. Очей
очарованье.
По словам Дмитрия Бертмана, «Вампука»
представляет собой своеобразную коллекцию всей
продукции, которая находится в репертуаре
оперных театров. Этот спектакль не пародия на ту
или иную постановку, в нем собрано абсолютно все
– вся азбука, весь язык, все приемы, чем
пользуются и плохие режиссеры, и так называемые
хорошие. Благодаря такой всеохватности
«Вампука» особенно полезна студентам. Юмор
помогает им раскрепоститься, оперные партии
позволяют показать лучшее, на что способны их
голоса, а игра в плохую и хорошую режиссуру –
лучше понять, что такое театр. И потому «Вампука»,
впервые блестяще исполненная молодыми артистами
1 апреля и приуроченная к Дню юмора, не считается
лишь профессиональным капустником. Она
сохранится в репертуаре центра наряду с такими
серьезными спектаклями, как «Царская невеста»,
«Фауст» и «Риголетто». И не раз еще принесет
пользу и студентам, и тем зрителям, кому
интересен оригинальный взгляд на оперное
искусство и умный, веселый спектакль в хорошем
исполнении.
Татьяна ДАВЫДОВА
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|