Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №35/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
КОНТРАМАРКА В ПЕРВЫЙ РЯД

Уроки смеха перед кривым зеркалом
Премьера в Центре оперного пения

В 1908 году в Петербурге родился театр малых форм «Кривое зеркало». Актеров той труппы в наши дни наверняка именовали бы артистами эстрады. Одним из организаторов театра стал 33-летний присяжный поверенный Владимир Эренберг. Он восемь лет заведовал музыкальной частью театра, дирижировал оркестром и писал музыку к спектаклям. Но наибольших успехов он достиг в сочинении комических опер и пародий.
Вершина творчества Эренберга – уморительная «Вампука, невеста африканская». Эта «образцовая во всех отношениях опера» (таков подзаголовок) была написана на собственное либретто Эренберга по фельетону А.Манценилова (М.Н.Волконского) и в январе 1909 года представлена в театре «Кривое зеркало». Острая пародия, высмеивающая оперную рутину, имела оглушительный успех. До 1927 года ее еще исполняли в городе на Неве, а потом забыли. Но слово «вампука» стало нарицательным, как означающее все трафаретное и нелепое в опере. Возможно, партитура Эренберга пылилась бы еще не один десяток лет, если бы не наш современник, режиссер Дмитрий Бертман – художественный руководитель театра «Геликон-опера». Он вернул «Вампуку» на сцену, заставив ее послужить злобе дня. Заодно он решал несколько педагогических задач, ибо спектакль ставил не у себя в «Геликоне», а в Центре оперного пения Галины Вишневской. В главных партиях выступили как ведущие солисты центра Наталья Левитина, Юрий Баранов, так и студенты первого года обучения Инна Звеняцкая, Алексей Сергеев, Алексей Тихомиров, Сергей Тужик, Владислав Проценко и другие.
С центром Вишневской Бертмана связывает многое. Во-первых, «Геликон» делит с центром своего дирижера – маэстро Владимира Понькина (он готовил и «Вампуку»). Во-вторых, кто, как не руководитель оперного театра, заинтересован в профподготовке стоящих кадров. У Галины Павловны дело поставлено солидно: уроки вокала проводят маститые профессора, в том числе и сама основательница; приезжают с мастер-классами заморские звезды. Студенты осваивают иностранные языки, актерское мастерство. Результаты не заставляют себя ждать: воспитанники Вишневской получают не только высокие оценки, но и ангажементы.
То, что удалось сделать с «Вампукой» Дмитрию Бертману, Эренбергу и не снилось. Композитор преследовал цель лишь высмеять штампы. Прошелся по итальянским, немецким и русским шедеврам, более всего досталось Верди, особенно «Аиде» (у Эренберга тоже присутствуют эфиопы, а в сюжете главное место занимают война и запретная любовь врагов). Бертман же, показывая, как не надо ставить оперу, создал свой пример того, как ставить оперу надо. Причем он подает «Вампуку» дважды: сначала в традиционной манере, называя ее «old fashion», а затем – в современной, и это «модерн». Кроме того, в спектакль введен новый комический персонаж – Суфлерша (Оксана Корниевская), которая и артистами понукает, принимая на себя роль режиссера, и комментирует происходящее как выразитель и бертмановской мысли, и общественного мнения. В числе изюминок спектакля также «пьяный» артист, несуразный балет, абсурдная бутафория (на пальмах – яйца Фаберже), партия мобильника, «иностранец», поющий с жутким акцентом, и тому подобное.
Обе «Вампуки» – старомодная и модерновая – отличаются, в частности, декорациями и костюмами. Художник и сценограф Андрей Климов постарался, чтобы они были как можно более нелепыми, но броскими. Во втором акте («модерн») Владимир Понькин вышел к шокированному оркестру с красным чубом, в «голдах» и коже с головы до пят. Сама Вампука в первом акте – пышнотелая и разодетая, каковыми были раньше примадонны, во втором – длинноногая модель в обтягивающем костюме. Очей очарованье.
По словам Дмитрия Бертмана, «Вампука» представляет собой своеобразную коллекцию всей продукции, которая находится в репертуаре оперных театров. Этот спектакль не пародия на ту или иную постановку, в нем собрано абсолютно все – вся азбука, весь язык, все приемы, чем пользуются и плохие режиссеры, и так называемые хорошие. Благодаря такой всеохватности «Вампука» особенно полезна студентам. Юмор помогает им раскрепоститься, оперные партии позволяют показать лучшее, на что способны их голоса, а игра в плохую и хорошую режиссуру – лучше понять, что такое театр. И потому «Вампука», впервые блестяще исполненная молодыми артистами 1 апреля и приуроченная к Дню юмора, не считается лишь профессиональным капустником. Она сохранится в репертуаре центра наряду с такими серьезными спектаклями, как «Царская невеста», «Фауст» и «Риголетто». И не раз еще принесет пользу и студентам, и тем зрителям, кому интересен оригинальный взгляд на оперное искусство и умный, веселый спектакль в хорошем исполнении.

Татьяна ДАВЫДОВА


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru