Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №35/2005

Третья тетрадь. Детный мир

ИМЯ БЕДЫ – НАРКОТИКИ

Когда в семью приходит такая беда, перед родителями возникают две равноценные по значимости задачи: сделать все возможное для того, чтобы спасти оступившегося ребенка и не поддаться самим разрушительному действию наркотика. Проникая в семью, наркотики затрагивают всех ее членов без исключения.
Просто ошеломляет, насколько наркоман манипулирует семьей, особенно отцом и матерью. Он принимает наркотики снова
и снова. Семья визжит, вопит, умоляет, оправдывает, просит, угрожает и бойкотирует. Но в то же время покрывает, бережет
и защищает его от последствий злоупотребления…
Самая распространенная ошибка родственников наркоманов – как можно дольше скрывать свое несчастье от знакомых и друзей.
Если вы узнали, что ваш ребенок употребляет наркотики, не откладывая свяжитесь с общественными организациями или социальными службами, предоставляющими психологическую и консультативную помощь.
Советовать, как вести себя с наркоманом, очень тяжело. Ситуация во всех семьях разная, и она постоянно меняется.
Духовно и физически родители могут быть сильно истощены. Различаются семьи и по материальным возможностям. Поэтому принимать решения придется, опираясь на собственный опыт, интуицию и информацию. Только постарайтесь избавиться от чувства вины за проступки своего ребенка. Если он достаточно взрослый, чтобы не выполнять ваших требований, значит, он может и должен отвечать за свое поведение. Вы все равно не сможете прожить жизнь за него. Лучше сконцентрируйтесь на чем-нибудь более продуктивном – попытайтесь как можно тщательнее изучить вопросы, касающиеся современного лечения наркомании.
Отношения с наркоманом необходимо строить на твердых, но понятных ему правилах. Он должен точно знать, как вы отнесетесь к той или иной его выходке или проступку и что предпримете в ответ. И если он совершил что-то предосудительное, вам лучше следовать своим правилам или обещаниям до конца.
Но и не забывайте похвалить его за хорошие дела и правильные решения. Это поддержит его самоуважение, которое необходимо для выздоровления. С наркоманом нужно быть исключительно правдивым. Если он знает, что ему могут солгать,
он не будет ни доверять вам, ни выполнять ваши условия.
По материалам челябинского фонда «Береги себя»

План действий по Кэмпбеллу
Если вы хотите вырастить здорового, свободного от пагубных пристрастий ребенка, вы должны его любить

Как мы, родители и педагоги, можем помочь детям выбрать стратегию бескомпромиссного отказа от наркотиков?
Обратите внимание на две книги, где подробно рассматриваются вопросы первичной антинаркотической профилактики. Вышедшая в Петербурге книга американского семейного психолога Росса Кэмпбелла «Ваш ребенок и наркотики» адресована родителям, а изданная в Москве книга Зои Коробкиной и Виктора Попова «Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи» – педагогам и социальным работникам.
Многолетний опыт работы с проблемными семьями убедил Кэмпбелла, что даже простейшие, казалось бы, вещи надо повторять и повторять: «Если вы хотите вырастить здорового, свободного от пристрастий ребенка, вы должны его любить и открыто проявлять свою любовь!» Между тем словесные и тактильные проявления родительской любви уменьшаются или вовсе исчезают, как только дети достигают подросткового возраста. Говорите подростку, что любите его, обнимайте эту ершистую вредину, призывает психолог: «Объятия не только приятны, они еще очень важны и полезны. Объятия облегчают боль и подавленность, поднимают настроение, помогают преодолеть страх, ослабляют напряжение. Они делают счастливые дни еще счастливее, а невыносимые – переносимыми»
Другая основополагающая и вместе с тем простейшая профилактическая мера – выслушать подростка: «Ребятам необходимо разговаривать с родителями, чтобы выразить и осознать свои проблемы, страхи, гнев, тревогу. Поощряйте ребенка к разговору, только не заставляйте его говорить. Ничто так быстро не перекрывает общение между подростком и родителями, как требование откровенности. Будьте терпеливы. Все дети нуждаются в том, чтобы высказаться, и в конце концов заговорят».
И третья профилактическая мера – дать несколько практических советов ребенку, какими словами он может отказаться от рискованного предложения. Кэмпбелл предлагает родителям целый список формулировок, с которыми следует познакомить подростка:
«Мои родители не ложатся спать, пока я не вернусь домой».
«Если меня на этом поймают, будет что-то ужасное».
«У меня на это аллергия».
«Те, кто колется, теряют привлекательность».
«Это противоречит моей вере».
«Я как-то пробовал, потом долго болел».
Если подросток будет вооружен ими, он сам выберет, какая сработает в опасный момент.
Зоя Коробкина и Виктор Попов считают целесообразным повторять подростку ряд афористических утверждений, чтобы они в конце концов стали для ребят аксиомой.
«Если в 13 лет – ломка, в 30 – смерть».
«Если наркоман – значит импотент».
Профилактическая программа для детей разного возраста должна строиться с учетом накопленных ими знаний о наркотиках и формирования отрицательного отношения к ним.
Дети 10–12 лет. Их интересует, что такое наркотики вообще и как они действуют. О последствиях злоупотребления дети слышали, но всерьез их не воспринимают. Сами не употребляют наркотики (хотя возможна токсикомания), с употребляющими знакомы единицы. Знания о наркотиках и их действии отрывочны, недостоверны и получены с чужих слов.
Подростки 12–14 лет. О наркотиках знают уже немало, в основном из опыта знакомых. Пробовали наркотики немногие, но многие знакомы с потребителями зелья. Говорят о проблеме между собой, о ее глобальности задумываются немногие.
Подростки 14–16 лет. В этой возрастной группе по отношению к наркотикам выделяются три подгруппы: а) употребляющие и сочувствующие. Их интересуют вопросы, связанные со снижением риска при употреблении, с возможностью и продолжительностью употребления без формирования зависимости. Употребление считается признаком независимости. Среди членов группы много лидеров; б) радикальные противники – «сам никогда не буду употреблять и другу не дам погибнуть». Большинство членов этой подгруппы считают употребление наркотиков признаком слабости и неполноценности; в) не определившие своего отношения к наркотикам. Значительная ее часть рискует приобщиться к их употреблению под влиянием друзей из первой подгруппы.
Подростки 16–18 лет. Подгруппы сохраняются, но число не определивших своего отношения к наркотикам значительно уменьшается. Качественно изменяются знания о наркотиках, они детализируются, становятся более объективными. В группе употребляющих и сочувствующих пожинают первые горькие плоды, в связи с чем наибольший интерес вызывают криминальные последствия употребления наркотиков и скорость процессов, отрицательно влияющих на здоровье. Число радикальных противников, осознающих необходимость активных действий по преодолению подростковой наркомании, растет.
Но что делать педагогу при подозрении, что ученик употребляет наркотики? Проявлять настойчивость и деликатность, рекомендуют авторы.
«Ваша первая задача – помочь учащемуся проявить искренность по отношению к самому себе, понять пагубность и деструктивность привыкания.
Ваша помощь должна быть предложена, но не форсирована во избежание отказа от нее. Помощь может быть принята лишь при полном доверии педагогу.
Прежде чем предлагать помощь, вы должны иметь ясное представление о собственных возможностях ее оказания: ориентироваться в компетенции правоохранительных органов в этом вопросе, знать адреса наркологических диспансеров и других учреждений, где могут помочь начинающему наркоману».
Единственное, что вызывает сомнения и даже обеспокоенность, – тот раздел книги, где родителям и педагогам предлагается тест для определения вероятной предрасположенности подростка к употреблению наркотиков.
Вот этот тест. Даются девять утверждений, а родитель или педагог должен согласиться или не согласиться с тем, что эти утверждения справедливы по отношению к ребенку.
1. Низкая устойчивость к физическим нагрузкам и стрессам. 2. Неуверенность в себе, низкая самооценка. 3. Трудности в общении со сверстниками на улице. 4. Тревожность, напряженность в общении со сверстниками и педагогами в школе. 5. Стремление к получению новых ощущений, удовольствий – быстро и любым путем. 6. Избыточная зависимость от друзей, легкая подчиняемость. 7. Отклонения в поведении, вызванные травмами мозга, инфекционными, врожденными, хроническими заболеваниями. 8. Непереносимость конфликтов, стремление спрятаться от них в иллюзорный мир. 9. Отягощенная наследственность – заболевание отца или матери алкоголизмом или наркоманией.
За ответ «да» на первые четыре утверждения начисляется 5 очков, «да» на 6-е и 8-е – 10 очков, «да» на 5-е, 7-е, 9-е – 15 очков. Если набирается менее 15 очков, подросток в группу риска не входит. От 15 до 30 очков – средняя вероятность вхождения в группу риска, подросток требует повышенного внимания. Более 30 очков – по поводу этого ребенка надо немедленно посоветоваться с педагогическим коллективом, врачом, работником милиции.
Отвечая на этот тест, легко набрать куда больше тридцати очков. Приходится признать, что тест неосторожный и способен принести несомненный вред. Он, по сути, противоречит всем остальным рекомендациям, в которых отмечается, что необходима предельная вдумчивость и деликатность к подростку в трудной ситуации. Да еще подчеркивается, что в зону риска входят абсолютно все ребята, независимо от их общительности и уверенности в себе. Потому что, увы, все дети рано или поздно сталкиваются с наркотиками и должны быть готовы произнести твердое «нет».

Сергей КАМЕНСКИЙ


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru