Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №35/2005

Только в номере

СТРАНИЦА ОДНОЙ КНИГИ

Наука постижения местности
(Из учебных заданий)

Опишите, как вы представляете себе ту или иную местность. Какие образы возникают у вас при воспоминании о ней?

Мир, подступающий к нам со всех сторон, надвигающийся и нависающий над нами, часто оглушает нас своим «обилием». Мир изводит нас своей необъятностью, смешивает наши чувства, кружит вокруг нас, не давая возможности за что-либо зацепиться. У человека, впервые попавшего в горы, в чащу тайги, в большой город, нередко перехватывает дыхание от желания ответить миру, выразить свое отношение к нему. Но слишком велик мир, и слишком переполнены чувства человека, чтобы он мог воспринимать его таким, каков он на самом деле. И тогда возникает образ мира.
Образ – это ключ к миру; это некий код, с помощью которого человек пытается удержать полученную от мира информацию, чтобы она могла быть воспринята сознанием. Образ – знак, вмещающий и обозначающий целые страны, края, местности. Образ местности – это ее облик, лицо; опадание листвы, бурный поток весенних вод, загорающиеся огни вечернего города. Это не что иное, как мимика ландшафта.

Опишите выбранный вами район города, рассматривая его с разных точек наблюдения.

Умение скользить взглядом по ландшафту, не теряя его единства, проникая в сущность каждой его детали, дается не сразу. При обзоре местности особое значение имеет положение точки наблюдения. Всегда необходимо комбинировать различные точки обозрения местности. Движущаяся точка наблюдения подчеркивает объемность ландшафта. Мы не можем взглядом проникнуть в глубину вещей, но можем ощутить ее. Поэтому смена точек разглядывания обнажает неизвестный смысл вещей, их невидимые на первый взгляд связи с окружающим миром. Церковь, проглядывающая среди современных зданий, – это красивое, но старое строение. Но та же церковь, стоящая на высоком яре и разглядываемая с противоположного берега, уже предстает как ориентир, знак, образ местности. А если подойти к самому обрыву и посмотреть на церковь снизу вверх, то раскрывается истинный, сакральный смысл церкви. И взгляд взлетает вместе с ней в небо.

Возьмите несколько фотографий знакомого вам города и попробуйте мысленно перестроить облик города, вспоминая, как выглядели ландшафты до застройки.
Стиль ландшафта находит отражение во всех творениях человека: языке, поэзии, архитектуре, музыке, живописи, ремеслах. Но развитие цивилизации привело к тому, что все большее распространение получает внеландшафтная эстетика. Пагубные последствия этого процесса выражаются во всевозрастающей формализации представлений о совместимости явлений. Нельзя переносить в тундру то, что выработано в лесостепи, даже не по практическим, а по эстетическим соображениям, так как это разрушает цельность ландшафта – основу его красоты и существования.
Единственный способ достичь гармонии – придерживаться стиля самого ландшафта. Умение распознавать стиль ландшафта людьми постепенно теряется. Городскому человеку очень трудно вернуть себе эту способность – слишком далека его среда обитания от природы, и почти не удается освободиться от субъективности, наложенной искусственными ландшафтами. Однако желание добиться объективности при взгляде на природу возникало у людей всегда.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru