ПРИРОДА ШКОЛЫ
"Единый экзамен не получается
единым"
“Появилось уже официальное досье
популярности школ...”
– ЕГЭ в прошлом году проводился у нас
впервые, и мы сразу почувствовали значение этого
масштабного мероприятия. На первом же
августовском педсовете, в первые его минуты
директор с удовольствием сообщила, что наша
школа по результатам ЕГЭ занимает одно из
ведущих мест. А я с грустью подумала, что теперь у
нас появилось уже официальное досье
популярности школ. Видимость объективности: одни
школы учат хорошо, а другие плоховатенько: надо
же, 243-е место по области заняли! И как бы эти
несчастные двести сорок третьи ни оправдывались,
приводя в свою защиту различные аргументы –
контингент рабочей окраины, профильная или
малокомплектная школа, – в “скрижалях” могучей
государственной бумаги они самые последние,
самые плохие.
Алевтина КОЛОБОВА, учитель Вологда
“У нас вы аттестат не получите!”
– Единый экзамен не получается единым.
Сдавать его приходится детям три раза: пробный в
школе, репетиционный в городе, наконец,
вступительный в вузе. Но не это ужасно.
В апреле, после пробного экзамена, в вечерние
школы нашей области потянулись подростки,
которых по результатам ЕГЭ убедили забрать
документы из родной школы. “У нас вы аттестат не
получите!” – сказали им. Таким путем
администрация престижных школ добивается
высоких показателей по ЕГЭ. Не слишком ли много
неожиданностей в таком ответственном деле?
Анна Пральникова, учитель Белгородская
область
“У ребенка в школе не только
уроки”.
– Единый госэкзамен победно шагает по
стране. «Объективный контроль», «независимая
экспертиза» и «единые правила» не столько
порождают новые ситуации в образовании, сколько
усугубляют его застарелые проблемы.
Школа теряет прежнюю власть над учеником. Это
могло бы быть и хорошо, если бы она владела
учениками только на организационно-техническом
уровне: преподносила материал и обеспечивала его
усвоение, оценивая качество приобретенных в
школе навыков. Наверное, ЕГЭ поможет избавлению
тысяч учеников от произвола и пристрастности
педагогов, от оценок, сниженных «за поведение»,
от унизительной зависимости от настроения и
мнения учителя как истины в последней инстанции
– послужит росту личного достоинства каждого
ученика.
Но так уж сложилось, что власть школы над
ребенком распространяется на все его поле
развития от 7 до 17 лет. У ребенка в школе не только
уроки, но в первую очередь отношения. И не только
любовь и дружба, но и весьма сложные и интересные
образовательные отношения.
Ни для кого не секрет, что формальные процедуры
образовательного процесса занимают в жизни
школьника ничтожно малую роль. Ну спросили, ну не
ответил, ну был без дневника, выгнали с урока. А
вот что действительно было: рисовали карту
путешествия Гринева, мою вывесили на доску;
алгебраичка так разозлилась на пацанов (они
брызгались из бутылок), что выплеснула на голову
Петюнчика всю воду для цветов; на анатомии мы
рассматривали муляжи человеческих костей, они
почему-то желтого цвета; после уроков готовились
к турслету и бесились... Каждый школьный день
состоит из множества запланированных и
стихийных эпизодов, из реакций на них, из
наблюдений, оценок, переживаний.
А что такое настоящий, живой урок, как не
переплетение опытов, совместное созидание –
продуктивный диалог разных субъективностей с
некоей объективной реальностью культуры,
заложенной в программе или привлеченной к уроку
педагогом? Подавите образовательную
субъективность ученика и учителя, и вам будет
нечего сказать о мотивации к учению, интересе к
предмету, а также об эффективной образовательной
среде и доступности качественного образования.
Субъективность – не что-то привнесенное от себя,
не то, чего может не быть. Она имманентна природе
развития человека. Без нее ни успешным, ни
счастливым чувствовать себя невозможно. Наши
главные вопросы к детям: «А ты как думаешь? Что ты
заметил? Как тебе это удалось?» И так правильно,
справедливо, природно!
Григорий ДУБОВ,
заместитель директора школы Бийск
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|