ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ
Особенности национальной
ответственности по-английски: почувствуйте
разницу!
1. 90% государственного финансирования
поступает в распоряжение директоров школ,
“которые используют средства по своему
усмотрению для выполнения поставленных задач”.
Задачи государства все больше и больше сводятся
к тому, чтобы “указывать общее стратегическое
направление, предоставлять необходимые ресурсы
и создавать условия для реализации воли к
самосовершенствованию “снизу”. В этом и
заключается смысл новой концепции
взаимоотношений со школами”.
2. Создается и поддерживается система
информационной открытости, позволяющая
понимать, чем различаются школы и практика каких
школ может рассматриваться как “модельная” для
развития системы в целом. Система находится в
процессе постоянного самообучения, причем
источником самообучения является живая практика
реальных школ. Главная претензия к школьной
практике предшествующих десятилетий
заключается в том, что “педагогическая
профессия страдала от недостатка информации”.
Отсутствие внятной информации о том, что реально
происходит в тех или иных учебных заведениях,
вело к тому, что и вся система действовала на
основе плохо обоснованных государственных
предписаний.
3. Сбором и обобщением информации о происходящих
в различных школах процессах занимается
школьный инспектор. Инспекционные проверки
строятся в режиме открытой экспертизы. Главный
критерий ее успешности – заинтересованность
руководства школ в ее содержании. Инспекционная
экспертиза позволяет школе увидеть себя и
перспективы своего развития. И смысл
инспекционных проверок состоит не в том, чтобы
установить соответствие или несоответствие
школы заданному образцу, это не проверка
“соответствия учебным нормам”. Инспектор – это
человек, который позволяет увидеть ресурс
образовательного развития школы. Кроме того,
важной составляющей инспекционных проверок
является сбор информации о наиболее интересных и
содержательных образовательных инициативах и
практиках, что позволяет “формировать
всеобъемлющую общенациональную базу данных”.
Инспектор не поучает директоров и учителей – он
погружается в деятельность школы, наблюдает эту
деятельность и в конечном счете подготавливает
обширный экспертно-аналитический доклад,
публикующийся в Интернете. Фактически этот
доклад является развернутым аналитическим
портретом данной школы. И если школа не узнает
себя в этом докладе или если доклад не помогает
школе продвинуться в своем развитии – это значит
лишь то, что инспектор оказался плохим
экспертом-аналитиком. Открытая публикация
инспекционных докладов позволяет видеть
реальный уровень профессионализма инспекторов и
вести работу по повышению качества института
инспекторов. Примечательно следующее замечание
Майкла Барбера: “Лично меня больше всего
беспокоило то, что порой инспекторы не поспевали
за происходящими изменениями. Ведь в нашей
стремительно меняющейся системе наиболее
передовой опыт можно почерпнуть лишь у самых
лучших и самых первых. Но иногда инспектора –
достойные, хотя и не всегда блестящие бывшие
школьные педагоги-практики – отставали от
авангарда инноваций и становились препятствием
на пути прогресса”.
4. Безусловным приоритетом инспекционных
проверок является и то, насколько демократичен и
плюралистичен уклад школы, насколько школьники
умеют самостоятельно решать конфликты и
противоречия, насколько высока их уверенность в
себе, насколько сформирована самодисциплина и
насколько широк их “внепрограммный” кругозор.
“Именно в этом контексте особое значение
приобретает действенная система инспекционных
проверок. Если она тщательно продумана, она
вполне может выявить, насколько успешно в школе
прививаются эти трудно поддающиеся оценке
навыки и качества”.
5. Школы, определяемые в качестве лидеров, – это
не школы, успешно исполняющие государственные
нормативы, а школы, создающие образовательные
приоритеты. Не случайно важнейшим элементом в
характеристике школы является описание самой
школой своих образовательных приоритетов и
перспектив. Важно и то, что школы-лидеры – это не
просто “победители соцсоревнования”, а важная
составляющая часть общей системы
ответственности. Перед школами-лидерами
ставится задача вступать в партнерские
отношения с проблемными школами и помогать этим
школам учиться видеть, описывать (“обнажать”) и
решать свои проблемы. В этом случае директор
школы-лидера становится для проблемной школы
“партнером по совершенствованию”.
6. Одна из сверхзадач государственных
инспекторов – научить школы осуществлять
самопроверку, самоэкспертизу и самоанализ в
соответствии с положениями инспекционной
инструкции, но уже без участия внешних
инспекторов. Важнейшая задача 2005 года –
“интенсифицировать работу школ по самооценке”.
При этом школы вольны в определении тех или иных
образовательных акцентов и в способах
достижения своих результатов.
7. Стандарты – это не описание того, что должен
усвоить ученик, а “единицы измерения
прогресса”. Притом постоянно обсуждается,
позволяют ли стандарты измерять образовательный
прогресс у ребенка. Стандарты принимаются только
для государственных школ как сумма простых и
понятных ориентиров, позволяющих этим школам
отслеживать эффективность своего развития.
Потому-то описание стандартов укладывается в
считанные абзацы – в противном случае ни о какой
инструментальности стандарта не может идти речи.
8. Важнейшая цель системы – не навязывание
внешней, универсально-одинаковой
ответственности, а формирование у руководителей
школ и педагогов внутренней ответственности за
результаты образования.
Александр ЛОБОК
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|