ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ
Зачем нужна философия образования
Разговор о смыслах – необходимое условие
для построения образовательной стратегии
общества
Конечно же общество ответственно за ту
систему образования, которую оно создает для
своих детей, за качество образовательной среды,
за уровень педагогического профессионализма
учителей, за условия, которые позволяют
полноценно расти и развиваться всем участникам
образовательного процесса: ученикам, учителям,
родителям… И тогда оно не торопится с ответом на
вопросы, что считать “результатом образования”,
как определить “образовательный прогресс”
ребенка или эффективность той или иной школы.
Ответственное общество осторожно в таких
оценках: слишком неоднозначное существо человек
и траектория становления каждой личности – это
заведомо индивидуальная траектория, а
эффективность образовательного развития нельзя
измерить с помощью каких бы то ни было
универсальных инструментов. Слишком легко
обмануться. Слишком легко подменить одну
результативность другой. Слишком легко в борьбе
за сумму заранее известных результатов упустить
из виду иную, неявную результативность.
Результатом образования может оказаться
готовность к поступлению в престижный вуз, или, к
примеру, способность успешно сдать тесты PISA. Но
вместе с тем – и способность или неспособность
строить отношения с людьми, чувствовать и
понимать другого человека или текст. А еще –
огромное количество психологических и
физиологических бед и проблем, подаренных
школой. Результаты образования множественны, они
не выстраиваются в линейно упорядоченную
цепочку.
И общество, которое чувствует себя ответственным
за образование, дает себе труд задуматься над
всем этим многообразием.
Поэтому ответственное общество и строит свой
образовательный проект, свою образовательную
систему, исходя из той или иной философии
образования. Можно положить бесконечные усилия
на алтарь борьбы за некоторый заранее известный
образовательный результат и зайти в тупик,
поскольку реальное развитие человека никогда не
умещается в заранее приготовленные форматы.
Значит ли это, что “результативность” вообще не
стоит планировать? Нет, не значит. Планирование
результативности – полезная вещь (как минимум
она стимулирует нашу активность), если только…
мы не попадаем в капкан собственных планов, не
начинаем подгонять под них естественный процесс
развития.
Философия образования – это и есть то, что
предостерегает от подобного капкана.
Если в философии образования мы видим
непозволительную роскошь, если стремительно
мчимся за теми или иными понятными целями и
результатами, не думая об их смысле, мы строим
модель безответственного образования. Модель
образования, отвечающего исключительно за те
результаты, которые само себе придумало, и
безразличное к огромному множеству других,
которые оно в лучшем случае называет
“побочными” либо предпочитает не замечать
вовсе.
Конечно, это тоже определенная философия
образования и определенная стратегия. И
определенная модель ответственности. Но вот
вопрос: адекватны ли они вызовам современной
культуры и современным представлениям о
сущности и перспективах человека?
Принципиально важно, что ответственность в
образовании категория гуманитарная, а не
бюрократическая. Это ответственность не ради
ответственности, а ради какого-то смысла.
Например, если смысл образования в подготовке
“хорошо заточенного элемента” для
общественно-производственного механизма, это
будет одна система ответственности (точнее, один
вектор для ее строительства). Если смысл
образования в чем-то другом, нужно понять, в чем
состоит это другое, и расставить соответствующие
акценты. Только обсуждая вопрос ради чего
ответственность, мы можем внятно ставить вопрос
о ее формах и механизмах.
Сегодня у нас много говорится про
“гуманизацию”, “самореализацию” и т.п., но как
только дело доходит до собственно механизмов
ответственности (инспекторских проверок,
экзаменов и других форм отчетности), то предметом
ответственности становится нечто совершенно
иное. Неявная философия нашего образования
по-прежнему определяет в качестве абсолютного
приоритета некоторое заданное наперед знание, а
не, к примеру, знание индивидуально-личное, не
мышление, не развитость чувств, отношений. Этим и
определяется в конечном счете содержание
всякого рода отчетности и, в частности,
содержание ЕГЭ. Ответственное образование – не
только способность принимать ценность
множественных, в том числе незапланированных,
результатов, но и способность вычленять из них
приоритетные. Определение этих приоритетных
результатов и есть не что иное, как построение
стратегии образования.
Простой пример. Майкл Барбер пишет: “Нам нужна
система, которая поднимает планку и сокращает
разрыв”. С этим нельзя не согласиться. Но весь
вопрос в том, что значит “поднять планку”? Если
“поднять планку” – значит увеличить требования
к количеству и сложности знаний, за которые
предлагается отчитаться ученику на экзамене, –
это сомнительный для современного образования
приоритет. А если “поднять планку” – значит
качественно изменить сами приоритеты
экзаменационных процедур, тогда, разумеется,
нужно радикально поднимать планку нашего
образования и сокращать разрыв между уровнем
образования, обеспечиваемого разными школами и
получаемого разными учениками…
Александр ЛОБОК
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|