ПЕРВАЯ ПОЛОСА
ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕЧНИ
Военные сдают школы… Детям
В Чеченской Республике войска возвращают
занятые ими здания образовательных учреждений
Для этого создана комиссия по
освобождению объектов культуры, образования и
науки, занимаемых силовыми структурами. Об этом
сообщил агентству “Грозный-информ” начальник
аппарата уполномоченного по правам человека в
Чеченской Республике Хизар Межидов. Что эта
инициатива властей означает для системы
образования Чечни? На этот вопрос отвечает
заместитель министра образования Сапи УЦИЕВ.
– В период боевых действий силовые
структуры заняли порядка 15–16 объектов
образования в Грозном, Ножай-Юртовском,
Веденском, Шатойском, Аргунском районах. В
настоящее время около половины учреждений
освобождены, в том числе политехнический
техникум и школа-интернат для глухих и
слабослышащих детей. Насчет остальных получены
гарантии от командования федеральных войск и
комендатуры, что по мере возможности они также
будут освобождаться. Вопрос находится под
контролем правительства и лично президента
Чеченской Республики Алу Алханова.
Надо сказать, что и школьники, и учащиеся ПТУ, и
студенты вузов учатся с таким энтузиазмом,
которого не было в благополучное, мирное время.
Отчасти это объясняется тем, что школы, вузы,
техникумы в последние годы превратились в
своеобразные клубы, в места проведения
культурных и досуговых мероприятий. Нашим
подросткам и молодым людям некуда пойти, у нас
нет парков культуры, кинотеатров. Кроме того, при
школах организуются группы для детей до шести
лет. Тем самым мы восполняем нехватку дошкольных
учреждений в республике, поскольку во время
войны было разрушено много детских садов, и
теперь большинство из них арендуют помещения, не
приспособленные для этих целей.
– Какую проблему вы считаете
главной на сегодняшний день?
– Самая главная проблема – финансирование. С 2000
года действует федеральная целевая программа
восстановления экономики и социальной сферы
Чеченской Республики, в которую включено 383
объекта образования. За 4 года удалось
восстановить лишь порядка шестидесяти. Это очень
низкий показатель, и нас не может не беспокоить
тот факт, что реконструкция и ремонт
образовательных учреждений происходят такими
медленными темпами. Не хватает оборудования.
Тем не менее у нас такие же программы, как и во
всей России. В рамках регионального компонента
изучаются чеченский язык и литература, этика,
психология, география, история республики.
В марте к нам приезжал министр образования и
науки Андрей Фурсенко, который за время своего
визита посетил несколько образовательных
учреждений республики, остался очень доволен и
даже высказался о том, что хорошо бы привезти
сюда учителей из других регионов, с тем чтобы они
поучились работать у наших педагогов. Речь шла не
о применении каких-то инновационных технологий,
а о том, что, несмотря на все трудности, лишения,
нехватки, мы сумели создать максимум условий для
обучения и работы.
Чеченские учителя вовремя получают зарплату,
хотя кадров в школах, конечно, не хватает. Вся
надежда на Грозненский педагогический институт.
– В состоянии ли вузы республики решить
проблему кадрового дефицита в различных сферах
народного хозяйства?
– Кроме педагогического, на территории Чечни
действуют Государственный нефтяной институт и
Государственный университет. Поскольку идет
процесс восстановления республики, особо
востребованы кадры в таких отраслях, как
строительство, машиностроение, пищевая
промышленность, транспорт, компьютеры и
информационные технологии.
Местные вузы не в состоянии справиться с таким
объемом задач.
Ежегодно около 500 выпускников чеченских школ
получают целевые направления, чтобы продолжить
образование за пределами республики. Их
принимают 120 вузов и техникумов из 50–60 регионов.
Надеемся, большинство “целевиков” вернутся на
родину. Это будет зависеть не только от их
сознательности, но и от того, сколько рабочих
мест мы для них создадим.
Беседовала
Ольга ДАШКОВСКАЯ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|