ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
МЕРИДИАН
Дети всегда кажутся взрослым
инопланетянами, непохожими, непонятными. Сегодня
это ощущение уже не назовешь субъективным.
Похоже, человечество в самом деле вступает в
новую эру, и новое поколение качественно
отличается от своих родителей, учителей. Нам
важно понять и принять это отличие. Важно
изменить школу, приспособить ее к особенностям
мышления, мировоззрению наших учеников. Однако
не все может измениться. Детям по-прежнему нужно
то, что поддерживает в них человеческое, не
зависящее от уровня технического прогресса и
всемирной глобализации. Доброжелательные,
увлеченные учителя, школа, обращающаяся к
чувствам, а не только дающая знания.
Ловушка скорости
Лучшее, что может сделать школа в
информационной гонке, – остановиться и подумать
Готово ли современное образование
адекватно принять вызовы того
мобильно-виртуального мира, который для
современного подростка является большей
реальностью, чем все традиционные
образовательные институты вместе взятые? Если
нет, то уже в ближайшие десятилетия традиционное
человечество может столкнуться с весьма
неприятными сюрпризами, когда в сознании
миллионов людей реальное окажется
просто-напросто сметено виртуальным.
Последствия такого рода культурной революции не
поддаются прогнозу. Единственное, что можно
предположить: возможно, это будет самая
серьезная культурная революция в истории
человечества со времен неолита, когда в
результате мощных технологических изменений
возникла культура земледелия и оседлой жизни, а
вслед за тем появились города, письменная речь и
представление о реальном историческом времени.
Именно тогда на смену чистой мифологии
первобытного общества, когда не существовало
границы между реальным и нереальным, пришло
стремление установить «истину факта» в отличие
от «истины вымысла». И вся дальнейшая история
цивилизации совершалась под знаком идеи, что
реальность – есть и что ее можно тем или иным
образом описать и отличить от фантазии и вымысла.
На психологическом языке это можно было бы
охарактеризовать как движение от детского к
взрослому способу взаимоотношений с миром.
И вот происходящая на наших глазах
мобильно-виртуальная революция грозит
развернуть этот вектор исторического развития
самым радикальным образом, учитывая, что новое
поколение вовлекается в орбиту этой революции со
все большей и большей решительностью. Так кто же
он – ребенок компьютерной эры? Насколько
фундаментальны происходящие в нем
преобразования? Как эти изменения могут повлиять
на судьбы культуры и какие в этой связи поправки
следует нам вносить в образовательные стратегии
ближайшего будущего?
Джейсон Фрэнд чрезвычайно точен в выявлении
особенностей современного подросткового
виртуально-мобильного сознания. Но сможем ли мы
посмотреть на них как на ту зону культурного
риска, которая способна эффективно
проблематизировать нашу педагогическую
практику?
Отношение к технике
На протяжении сотен поколений у людей
формировалось чувство трепетного, почти что
религиозного пиетета перед техникой. «Техника –
не игрушка!» – эта максима знакома каждому из
нас. И оттого психологический барьер, почти что
ужас перед компьютером: он сложен! Его нужно
изучить, прежде чем пользоваться! Весь
технический опыт нашей жизни – это опыт разумной
осторожности. Наш цивилизационный условный
рефлекс по отношению к технике – нельзя тыкать
куда угодно, это может оказаться опасным. И для
техники, и для жизни. Это фундаментальная максима
технической цивилизации. Надо сначала понять и
лишь потом действовать.
Но современная техника с ее «защищенностью от
дураков» формирует у ребенка совершенно иную
установку: можно действовать, ровным счетом
ничего не понимая («компьютер – не техника»). Я
могу нажимать на любые кнопки, и ничего опасного
не произойдет. Почему? Да потому что «тыкание»
неким образом уже запрограммировано, заложено в
этой технике ее создателями. И не нужно читать
никакие головоломные инструкции, активизировать
свою интеллектуальную деятельность по
дешифровке текста – достаточно
поэкспериментировать с различными кнопочками...
Но это же совершенно детская, инфантильная
модель поведения. Поведение ребенка, защищенного
от опасных случайностей миром заботливых
взрослых. В такой модели есть и достоинство
(готовность к экспериментированию и риску), но
есть и серьезная проблема – резкое снижение
порога ответственности.
То же относится и к компьютерным играм («игра
лучше, чем рассуждение»). В реальной, не
виртуальной жизни человек неизбежно оказывается
ответственным. Потому что здесь его пробы и
ошибки осуществляются в зоне реального риска и
его опыт оказывается экзистенциально
драматическим опытом. А в компьютерной игре
стирается реальная граница между жизнью и
смертью, стирается драматический опыт
необратимости делаемого выбора: колесо игры
всегда можно провернуть еще раз. В игре время
обратимо. И этим она принципиально отличается от
жизни. Конечно, игра – это полигон и лаборатория
выбора, проб, ошибок и экспериментов, но, с другой
стороны, она способна инфантилизировать
личность. И не случайно под творчеством такая
личность все чаще понимает не создание чего-то
действительно нового и интересного для других, а
любое самовыражение, даже если его продуктом
оказывается совершеннейшая банальность
(«пользователь – это почти творец»).
К каким социальным и культурным последствиям это
может привести? Вопрос, на который сегодня нет
ответа. А вот в чем в этой связи должна состоять
культурная миссия современной школы, подумать
можно. Например, в том, чтобы быть пространством
подлинных, настоящих, а не учебно-фальшивых
выборов.
Отношение к письму
Правда ли, что дети компьютерной эры
неимоверно много читают и пишут («Интернет лучше
телевизора»)? Конечно же да. Но вот вопрос – что
именно они пишут? Каков словарь этой письменной
речи, каков ее синтаксис? Не секрет, что традиции
классического письма при этом необратимо
разрушаются. Формируется инфантильное письмо с
примитивным словарем и еще более примитивным
синтаксисом. Письмо перестает быть способом
диалога со своим внутренним миром, а оказывается
простой информационно-сигнальной системой.
Может ли современная школа найти альтернативу
этой информационной сигнальности? Может ли она
помочь ребенку обрести письмо как способ
личностного самовыражения? В описываемой
культурной ситуации это становится вопросом
вопросов.
Отношение к информации
Нельзя не согласиться с Джейсоном
Фрэндом: у ребенка компьютерной эры складывается
совершенно специфическое отношение к
информации, которое можно охарактеризовать как
доверие ко всему («реальности больше не
существует», «уметь лучше, чем знать»). У
пользующегося Интернетом ребенка складывается
убежденность в принципиальной равносильности
всего, что здесь опубликовано. Тем самым
размывается многовековая культурная традиция
рациональной (в том числе научной)
доказательности и аргументации. С одной стороны,
это здорово: любой вымысел, любая фантазия
получают право на существование. Взлет
креативности. Право на самовыражение в любых
формах… С другой стороны, когда иллюзия
уравнивается с реальностью и любые мнения
признаются равновеликими и в равной мере
имеющими право на существование,
рационалистической европейской традиции с ее
ключевым вопросом «что есть истина?» приходит
конец. Истины нет по определению – есть только
набор мнений. А значит, не нужны доказательные
базы и искусство аргументации – все есть истина!
Одновременно с этим формируется специфический
невроз гонки за новой информацией. Возникает
убежденность в том, что культуры как мира
непреходящих ценностей нет, а есть только мир
лихорадочно обновляющейся информации. Идеал
человека культуры (ведущего неспешный диалог с
собой и с прошлым) заменяется на идеал
информационного человека, в котором
информационное начало подавляет начало
смысловое.
А если добавить к этому еще три сформулированные
Джейсоном Фрэндом максимы современных
подростков («в жизни много дел», «оставаться на
связи», «получать все и сразу»), образ
мобильно-компьютерного человека получит
закономерное завершение. Это человек, решительно
неспособный фокусироваться и концентрироваться
на каких-то проблемах, с размытым вниманием, а еще
и с патологическим страхом остаться наедине с
собой (а значит, наедине со своими мыслями), с
потребностью в постоянной внешней коммуникации,
выступающей как суррогат коммуникации
внутренней. Но ведь без напряженного разговора с
самим собой невозможно становление мыслящего
индивида! В результате человек утрачивает
способность глубоко продвигаться в каком-либо
предмете и по-настоящему решать те или иные
проблемы. У него возникает страх перед медленным
временем, перед медленным чтением, медленным
разговором (диалогом). А ведь только в медленном
времени рождается мысль! Только здесь человек
принадлежит самому себе! Во все остальное время
он жертва и заложник идущих вне его процессов –
разговоров, действий, событий, потока
информации...
И это еще одна задачка для школы: как в этой новой
ситуации научиться быть школой медленного
времени, противостоящей информационному валу
школой мысли и чувства…
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|