КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
КИНОПРОБЫ
Не отвечать обманом на обман
“Настройщик” Киры Муратовой – еще один
чеховский мотив
Было весьма любопытно наблюдать за тем,
как во время телепоказа XVIII церемонии вручения
кинематографических премий «Ника» ожидала с
большим нетерпением оглашения лауреата в
номинации «лучший режиссер» несомненный классик
русскоязычного кино (ведь живет и работает в
Одессе) Кира Муратова, которой вроде бы и не
стоило так переживать по поводу итогов
голосования. И она абсолютно заслуженно получила
за режиссуру «Настройщика» третью по счету
«Нику» в своей биографии (ранее – за фильмы
«Астенический синдром» и «Увлеченья»), как и
актрисы Алла Демидова и Нина Русланова,
отмеченные за исполнение ролей, одну из которых
на всякий случай посчитали главной, а другую –
второплановой.
Эта картина Муратовой вышла относительно широко
в российский прокат, особенно по сравнению с
предшествующей работой мастера – «Чеховские
мотивы». «Настройщик» вообще преподносится чуть
ли не как первая муратовская лента, в большей
степени рассчитанная на зрителей, хотя ее
хронометраж составляет, между прочим, два с
половиной часа! Но во время просмотра это как-то
не чувствуется – соображение насчет полезности
некоторых сокращений возникает уже потом,
несмотря на то, что было бы на самом деле жалко
расстаться с рядом не очень-то обязательных
моментов и излишних деталей, которые фактически
составляют единый и неделимый «мир Киры
Муратовой».
Вот и критика восприняла «Настройщика» куда
более благосклонно, нежели «Чеховские мотивы»,
словно опять узнав Муратову в Муратовой,
расслышав на сей раз ее фирменную интонацию,
увидев на экране то, что привычно ассоциируется с
«муратовским кинематографом». А ведь этот фильм
тесно связан с предыдущим, пусть и выглядит не
столь мизан-
тропным и язвительным. Он может показаться
отнюдь не трагикомедией об обманчивости
человеческих отношений, шире – о подмене как
принципе существования в нынешней реальности.
«Настройщик» – довольно незлобивая и даже
добродушная ироническая история примерно про то,
что сказано, например, у Пушкина: «Ах, обмануть
меня нетрудно!.. Я сам обманываться рад!»
Здесь тянется как будто дальше той «музыки
светлая нить», что заявлена еще в «Чеховских
мотивах». И перекличка содержится не в каких-то
внешних совпадениях (первоначальный сюжет о
настройщике, который обманным путем проникал в
квартиры состоятельных людей и грабил их, был
позаимствован в криминальной литературе начала
ХХ века, а Анна Сергеевна, героиня Аллы Демидовой,
вполне может считаться «дамой с собачкой»,
только спустя немало лет после романа с Гуровым).
Тонкая связь выражена на интуитивном уровне – в
качестве своеобразной «мелодии под сурдинку».
Напомним, что ключевая для понимания «Чеховских
мотивов» фраза звучит в одной из молитв отца
Ивана незадолго до окончания обряда венчания в
церкви: «...христи-
анские кончины живота нашего безболезненны,
непостыдны, мирны, и доброго ответа на Страшном
Судилище Христове просим». Когда некоторые
критики не без блеска сопоставили неожиданно
умиротворяющий финал «Настройщика» и знаменитый
эпизод с улыбкой Кабирии сквозь слезы в ленте
«Ночи Кабирии» Федерико Феллини, они были правы с
точки зрения переживаемых в этот момент
просветленных и очищающих эмоций. Однако Кире
Муратовой все-таки ближе именно чеховский мотив
прощения другого человека за его постыдные
поступки и собственного безболезненного
примирения с изменчивой судьбой, которая так
часто нас обманывает, но почему-то никого и
ничему не учит. И в стремлении нести свой крест
нет преувеличенной покорности и смирения с
несправедливым миром, который все равно не
переделать, а в этом проявляются истинное
человеческое достоинство и выстраданная
мудрость жизни, что когда-нибудь, хоть лет через
сто, будет вознаграждено сполна.
В прочувствованной речи Анны Сергеевны в самом
конце «Настройщика» невольные пафосные слова
так же обманчивы, как и в заключительной сцене
«Дяди Вани». По сути, и Соня произносит нечто
вроде молитвы, своеобразного заклятия против
недовольства и раздражения, вполне понятных в
ситуации, когда она и дядя оказались обманутыми в
своих лучших побуждениях. Но гораздо важнее и
просто полезнее для собственного душевного
состояния отнестись по-доброму и сострадательно
ко всему происшедшему, врачуя самого себя и
ближнего своего. Муратова, подобно Чехову,
склонна в искусстве прежде всего к
«терапевтическому эффекту», настраивая и тех,
кто готов внять этой музыке, звучащей где-то
внутри нас, к принятию фактически христианской
заповеди об отказе отвечать обманом на обман. В
наше «время сплошных обманов» это
представляется невероятно актуальным и смелым
вызовом вполне в духе непротивления злу
насилием. Но на самом-то деле Кира Муратова
несуетно и негромко пытается уверить нас в том,
что люди изначально «настроены любить», а вовсе
не ненавидеть.
Сергей КУДРЯВЦЕВ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|