Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №33/2005

Третья тетрадь. Детный мир

СЕМЕЙНЫЙ ИНТЕРЕС

Что такое родительский авторитет? Всегда ли о нем свидетельствует послушание детей? Как соотносятся родительский авторитет и необходимость воспитать в ребенке независимость, самостоятельность, инициативность?
Эти вопросы во все времена вызывали горячие споры. Сегодня они стали куда острее. Почему?
Ответ очевиден: круто изменилась жизнь. Но это она для нас, взрослых, вдруг обернулась незнакомой, а дети воспринимают ее как данность. В ней они растут и ищут свое место.
Не успевая за изменениями, не умея отвечать на вызовы времени, мы вряд ли сохраним свой авторитет в глазах детей.

Скорее “нет”, чем “да”
Социологические опросы показали: половина наших семнадцатилетних чувствуют себя чужими в своей семье

Для стабильно развивающегося общества оптимальной является такая модель, при которой дети стремятся подражать родителям. Глубинное принятие ребенком социальной и моральной позиции дорогих и уважаемых людей, мамы с папой, – это, наверное, и есть настоящее воплощение родительского авторитета. Такое определение требует, правда, важнейшей поправки, которую внес психолог и философ Эрих Фромм: принятие должно быть свободным. А это значит, что подросток в семье должен служить не безгласным объектом для применения воспитательных методик, а быть ее полноправным членом.
Центр социологических исследований Московского государственного университета выпустил книгу «Культурные миры молодых россиян», где, в частности, рассматривается отношение школьников и студентов к родительской семье.
Около половины юношей и девушек заявили, что не хотели бы, чтобы их семьи были похожи на родительские. Среди семнадцатилетних ответы «скорее нет» дали 24% юношей и 25% девушек, «определенно нет» – 23,5% юношей и 26,5% девушек. Среди 24-летних мнения распределились так: «скорее нет» – 29% юношей и 28,7% девушек, «определенно нет» – 21% юношей и 24% девушек.
Как же так? Ведь они члены этих семей! Если они мечтают об иных, лучших формах семейной организации, то почему не пытаются воплотить свою мечту прямо здесь и сейчас, в родительской семье, которая является и их собственной семьей? Крайне тяжелый и неприятный ответ напрашивается. Половина наших семнадцатилетних не воспринимают родную семью своей. Выходит, своего голоса в семье у них нет, как нет в этих семьях и никакого настоящего родительского авторитета.
Сорок лет назад первый в нашей стране «Институт общественного мнения», работавший при газете «Комсомольская правда», провел исследование среди людей всех возрастов, задав вопрос: «Какие черты советской молодежи являются наиболее типичными?» Из ответов складывалась картинка столь же благостная, сколь и далекая от реальности: «патриотизм, любовь к Родине» – 32%; «высокие моральные качества (воля, мужество, правдивость, чуткое отношение к людям)» – 31%; «преданность партии, идеям коммунизма» – 22,1%; «стремление к знаниям» – 20,3 %; «трудолюбие» – 19,8%; «коллективизм» – 12%.
Похоже, именно с отлакированными картинками, а не с реальностью сравнивают нашу молодежь и сегодняшние взрослые.
В одном из последних опросов (июль 2004 года) ВЦИОМ спросил фактически о том же, что и советские социологи в начале шестидесятых годов: «Какие качества, на ваш взгляд, в наибольшей степени присущи современной российской молодежи?» Два первых места заняли самые мрачные мнения о современной молодежи: «агрессивность» – 50%; «цинизм» – 40%. И только потом респонденты признали за своими сыновьями и дочками кое-какие положительные качества: «активность, инициативность» – 38%; «образованность» – 30%; «способность к сотрудничеству» – 11%; «трудолюбие» – 8%.

Елена ИВАНИЦКАЯ


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru