ТЕОРЕМА СОЦИУМА
Народные былины, советские новины...
Наивно полагать, что идеология –
прерогатива политиков.
Идеология – власть идей над человеком –
вездесуща.
Она проникает в поры культуры, и даже наука легко
становится ее заложницей
Кто, собственно говоря, имеет право
делить культурные явления на «основные» и
«периферийные», «главные» и «маргинальные»,
«классические» и «упадочные»?
Если культура – это то, что есть, а не то, что
должно быть, не совсем понятно, почему история
литературы уделяет большее внимание
Солженицыну, а не Марининой. Так же обстоит дело и
в фольклористике: с какой, собственно говоря,
стати былины должны быть важнее детских
страшилок или анекдотов? Только потому, что
кому-то они кажутся эстетически более
«развитыми» и «совершенными»? Но это же
несерьезно. Кому-то нравится Лев Толстой, кому-то
– Даниил Хармс, кому-то нравятся оба, а кому-то
оба не нравятся. В конечном счете дело науки –
экспертное знание и по возможности непредвзятый
анализ, а не конструирование и поддержание
ценностных систем либо идеологий.
Это, впрочем, только в теории. На практике дело
обстоит по-другому. Прошедший век ознаменовался
не только правлением чудовищных диктаторских
режимов, но и доселе невиданным использованием
гуманитарной науки для обслуживания
тоталитарных идеологий. Это легко показать на
примере классических жанров русского фольклора.
Сохранившееся в отечественной фольклористике до
сегодняшнего дня позиционирование былин в
качестве главного жанра русского фольклора
можно объяснить только идеологическими
проектами сталинской эпохи. В конце концов,
почему былины, а не, например, сказки? Думаю, что
такое отношение к эпосу непосредственно
обусловлено попытками создания «советского
фольклора» в тридцатые годы, когда основным
жанром «народно-поэтического творчества» были
признаны «советские былины», «новины»,
«поэмы-сказы», прославлявшие Сталина, Ленина,
Кирова, Чапаева, колхозное строительство,
героев-полярников, ХVIII съезд партии и т.п.
Конечно, немаловажную роль в позиционировании
былины как главной ценности в «сокровищнице
русского фольклора» сыграла и брежневская
идеология имперского национализма, однако
пальма первенства здесь остается именно за
сталинским периодом.
Будущее нашей науки в этом смысле тоже не
выглядит радужным: могу легко представить, что
вскоре «социальный заказ», адресованный
отечественным антропологическим дисциплинам,
будет определяться идеологами русского
национализма и православного фундаментализма.
Здесь есть и еще одно важное методологическое
обстоятельство. И дореволюционные, и советские
исследователи «основных» форм и явлений
традиционной культуры обычно не особенно
увлекались наблюдением и анализом бытования
этих форм и явлений в современной им
повседневной жизни. Как правило, разрозненные
этнографические наблюдения и фольклорные записи
подгонялись под те или иные научные конструкты
(«поэтические воззрения славян на природу»,
«основной индоевропейский миф», «жанровая
система русского фольклора»), имеющие мало
отношения к жизни реальных русских крестьян ХIХ и
ХХ веков. Так, исследователи и пропагандисты
«фольклорной эстетики» почти не обращали
внимания на то, как сами крестьяне воспринимают
те или иные стихотворения или прозу. И теперь мы,
кажется, уже никогда не узнаем, что именно в
«старине», «сказке» или «тяговой» песне казалось
крестьянину ХIХ века страшным и смешным, красивым
и уродливым, героическим и позорным. Было бы
обидно повторять эту ошибку применительно к
современной (уже преимущественно не деревенской,
а урбанизированной) культуре.
Помимо всего прочего изучение фольклорной
реальности современного общества позволяет
говорить не о «чужих» или «других» культурах и
социальных группах, но о «другом» в самом себе, о
затененной стороне нашей собственной жизни. И
речь в данном случае идет скорее не о шизофрении,
а о самопознании.
Отечественная этнология и фольклористика носили
явно колониальный характер. Западная
антропология в конце концов тоже появилась как
колониальная дисциплина. Однако наша специфика в
том, что колонизация была направлена вовнутрь –
на соотечественников. С этой точки зрения
история понятия «народ» в российской
общественной мысли ХIХ – ХХ веков представляется
чрезвычайно интересной и заслуживающей
специального исследования. С одной стороны,
любопытно, какие символические средства и
дискурсивные стратегии использовались
политиками, литераторами, учеными и публицистами
для конструирования виртуального образа
«народа», «народной мудрости», «народных
традиций» и т.п. Не менее интересен, впрочем, и
«социально-психоаналитический» аспект проблемы:
зачастую любители рассуждений о народе
допускают занятные оговорки, позволяющие
увидеть реальное отношение элит к
эксплуатируемой крестьянской культуре. Так, один
из инициаторов создания «Свода русского
фольклора», А.Н.Толстой, выступая в 1940 году с
презентацией этого проекта, высказался
следующим образом: «Мы наконец возвращаем народу
в виде богатства издание этого замечательного
“Свода фольклора”», Напрашивается вопрос:
почему народу нужно возвращать его «фольклорное
богатство»? Разве его кто-то украл или отнял?
Во второй половине ХХ века восточно-славянская
крестьянская культура переживала период если не
окончательного распада, то существенной
трансформации, выразившейся, в частности, в
исчезновении значительной части «классических»
фольклорных жанров и ритуалов (сказка, былина,
историческая песня, свадебный обряд и т.п.). Это
автоматически поставило антрополога перед
выбором: либо превратиться в «науку
антиквариев», занимающуюся только «мертвыми»
формами, либо существенно расширить сферу своих
исследовательских интересов, включив в нее
«живые», актуально функционирующие явления
массовой культуры.
«Архаизм» многих культурных форм,
исследовавшихся отечественными этнологами и
фольклористами, – это научная иллюзия. То, что
считалось наследием язычества, нередко
оказывалось сравнительно поздним явлением,
возникшим в контексте христианской культуры. И
конечно, сама тяга антропологов к древности
представляется если не полностью
иррациональной, то весьма сомнительной с точки
зрения научной логики. Думаю, что стремление к
архаике – еще один способ конструирования
«чужого», этого «неясного объекта желания»
колониальной антропологии.
По-моему, речь идет о кризисе колониального
дискурса и формировании новой научной парадигмы,
обусловленной завершением процессов
модернизации и возникновением
постиндустриального общества.
Александр ПАНЧЕНКО,
Институт русской литературы
(Пушкинский дом) РАН
Санкт-Петербург
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|