Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №33/2005

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ТЕОРЕМА СОЦИУМА

Страх

Надежда МАНДЕЛЬШТАМ, жена великого поэта, оставила воспоминания – проницательную и беспощадную книгу о самых страшных временах в истории нашей страны.
Беспощадную не только по отношению к власти и ее идеологии, но и к себе и людям своего круга, не сумевшим противопоставить идеологии мировоззрение.

У человеческой щепки, даже самой заурядной, есть таинственная способность направлять поток. Щепка сама захотела плыть по течению и лишь слегка обижалась, когда попадала в водоворот. Каждый из нас в какой-то степени участвовал в том, что произошло, и открещиваться от ответственности не стоит. Мы были абсолютно бессильны, но при этом легко сдавались, потому что не знали, что нужно защищать.
Роковыми были 20-е годы, когда люди осознали не только свою беспомощность, но еще превознесли ее и объявили устаревшим, смешным, нелепым всякое интеллектуальное, нравственное, духовное сопротивление. Оно стало признаком отсталости – нельзя сопротивляться неизбежному: исторический процесс детерминирован, как и состояние общества. Всякий член общества представляет собой единицу, щепку, каплю в бесконечном множестве таких же капель, создающих коллективное сознание.
В ХХ веке открыли коллективное сознание, снабдили его чем-то вроде кристалликов, нейтральных к добру и злу, и предложили куче клеток, организованных в человеческое общество, плыть в общем потоке вслед за победителем. Победителем является тот, кто уловил общие тенденции истории и сумел их использовать. Как известно, наши хозяева умели предсказывать будущее, пользуясь не кофейной гущей, а научными методами, а также действительно действенным методом устрашения и расправы не над виновными или сопротивляющимися, а над кем попало, чтобы другим было неповадно.
В литературе и в живописи попискивали о праве на эксперимент, о мысли не заикнулся никто. Добровольный отказ от мысли датируется 20-ми годами. Что, собственно, было отстаивать? Мысль зашла в тупик еще в 10-х годах. Охваченные ужасом мыслители в предчувствии катастрофы искали выход и предлагали тысячи негодных рецептов – от культа женщины до культа семьи, от превращения людей с высшим образованием в язычников, буддистов, теософов или козлов с позолоченными рожками… Зачахнувшая мысль могла возродиться только после кризиса тяжелой болезни, диагноз которой еще не поставлен. Чтобы поставить диагноз, надо подвести итоги полувекового опыта. В этом состоит основная и первая задача. Если она будет правильно решена и жизнь на Земле сохранится, есть надежда на возрождение мысли. Пока не осмыслено прошлое, никаких надежд питать не следует. Они не оправдаются.
На подступах к тридцать седьмому году Мандельштам написал стихотворение: «…неначатой стены мерещатся зубцы, а с пенных лестниц падают солдаты султанов мнительных, разбрызганы, разъяты, и яд разносят хладные скопцы…» «Неначатая стена» свидетельствует, что он сознавал эфемерность всяких целей. В самом начале 30-х годов он как-то сказал: «Почему мы должны умиляться пятилеткам? Если б кто-нибудь из знакомых вдруг взбесился и стал отказывать себе во всем, украшая квартиру, скупая пишущие машинки и унитазы, мы бы на него наплевали…» Целый народ не живет, а только выполняет планы. В этом есть что-то подозрительное… Чем лучше выполнялись планы, тем хуже жилось: зубцы уже виднелись, а стены-то не было. Слово «солдаты» в этих стихах показывает, что именно строевая, псевдовоенная аналогия навязла в те годы на зубах. Это подтверждается словарем наших газет и постановлений. Внимание Мандельштама сосредоточено на жертвах «мнительных султанов» и на их невыносимой разобщенности. Они уподоблены каплям, на которые разбивается вал: «разбрызганы, разъяты»…
Хорошо, когда человек способен отстоять свою внутреннюю свободу. Труднее всего это было не в период страшной расплаты, а пораньше. Когда еще казалось, что все может наладиться и очеловечиться. Я говорю о поразительной глухоте и немоте 20-х годов – после окончания Гражданской войны до раскулачивания. Сужу я не по себе – молодость, особенно у женщины, глупа и бессмысленна. Все кругом меня было лишено мысли и сердца. Мандельштам, сильный человек, молчал, как и Ахматова. Хорошие люди, вроде Тынянова, занимались мелким изобретательством. Пастернак сочинял поэмы. Все самоутверждались и, как актеры, играли придуманную для себя роль. Внутренний голос был заглушен победой «нового» и настоящим духовным кризисом. Такого кризиса не представить себе, если не вспомнить, что те немногие, к кому вернулась свобода, исцелились благодаря страху. Это относится к таким, как я, слабым людям.
Мы когда-то признались друг другу с Ахматовой, что самое сильное чувство, которое мы испытали, сильнее любви и ревности, сильнее всего человеческого, – это страх и его производные – мерзкое сознание позора, связанности и полной беспомощности. Пока существует ощущение позора, ты еще человек, а не раб.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru