Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №33/2005

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ТЕОРЕМА СОЦИУМА

Колонка редактора

Есть слова, к которым наша славная советская история выработала у нас устойчивую и глубокую аллергию. Одно из них – идеология.
Любое дело в нашем мире глубокого разделения труда требует осмысленной увязки с делами других людей. У любого человека есть потребность в такой связной, целостной картине мира. Невозможно каждый раз создавать ее заново, выстраивая
от А до Я, – волей-неволей мы берем ее напрокат, лепим из заимствованных то тут, то там кусочков, складываем свой пазл и перестраиваем его, даже не доведя до конца. Это нормально – если у нас есть выбор, есть много разных источников для такой творческой работы.
Страшное не в самой по себе идеологии, а в ситуации, когда она, прочно соединившись с властью, отливается в канонические формы истины в последней инстанции. Страшна идеократия – безраздельная власть одной идеологии, поддержанная всеми социальными и культурными институтами: однопартийной системой, отсутствием частной собственности, тотальным контролем за жизнью граждан.
Идеология, эта современная политическая мифология, обладает тонкими психологическими инструментами воздействия на человека. Известный французский семиотик Ролан Барт в шестидесятые годы разобрал механизм такого воздействия. Вы сидите в парикмахерской и от нечего делать листаете журнал. На обложке картинка: чернокожий офицер французской армии отдает честь, глядя вверх и вбок, очевидно, на флаг французской империи. Информация, заложенная в картинке, ничтожна: возможно, молодой черный офицер чем-то отличился на службе и об этом в номере есть заметка – но ее может и не быть, все равно обложка идеологически осмыслена и несет в себе гораздо более общий и важный смысл. Французская империя жива и процветает во всех своих огромных пределах; ее флаг вздымается в далекой Африке, ей обеспечена преданность подданных любых рас и национальностей, и пусть не клевещут о сепаратизме африканцев – империя непоколебима. Никто, кроме специалиста, не будет разлагать картинку на «означающее», «означаемое» и так далее. Красивая картинка, синее небо, сочная зелень, изящный чернокожий мужчина – незримое послание вбирается, втягивается целиком, незаметно, но прочно.
Политическая идеология обволакивает, втягивает, соблазняет, манипулирует. Наши соотечественники понимают, как это происходит, и без курса по семиотике; они взяли на вооружение термин совсем из другой области и без конца подозревают, что их кто-то «зомбирует»: сионисты и националисты, ЦРУ и находящиеся на службе у ЦРУ компьютерщики. Они часто говорят о том, что человек совершенно беспомощен в такой ситуации.
Действительно, поскольку идеология в значительной своей части действует скорее на подсознание, чем на сознание, кажется, что противостоять ей невероятно трудно и богатство разнообразия идеологий, представленных в демократическом обществе, не так уж сильно может изменить положение. Если в вашей семье, в вашем кругу принято доверять такой-то газете, голосовать за такую-то партию, повторяя такие-то политические лозунги из ее предвыборной программы, слишком велика вероятность, что голос противоборствующей идеологии не будет вами услышан.
Однако чаще всего так воспринимают политику те, кому в общем-то она не слишком важна. Кто не понимает или не желает принимать в расчет влияние политики на его частную повседневную жизнь. У кого она не входит ни в круг кровных интересов, ни в поле мировоззрения. Примерно так, как было в 10–20-е годы ХХ века в России, когда оказалось, что интеллектуалам нечего противопоставить Единственно Верному Учению, явившемуся с ружьем наперевес, – они предпочли приспособиться. Наверное, им даже казалось, что они смогут использовать правящую идеологию в своих интересах. Кончилось дело тем, что их заставили сочинять советский эпос и грозили тюрьмой даже не за изучение анекдотов, а за пересказ хотя бы одного из них.
Однако и в самые страшные времена были люди, сохранившие внутреннюю свободу и собственную позицию, – если бы их не было, царство единой на всех идеологии, подменяющей собой мировоззрение, никогда бы не кончилось.
Оно кончилось, и сегодня у нас есть право самим выбирать во что верить, каким богам поклоняться, какую идеологию брать на вооружение. Можно выбирать в соответствии со своим мировоззрением, можно – в соответствии с сиюминутным интересом, можно – по подсказке соседей, однокурсников или коллег.
Уроки недавней истории свидетельствуют, что лучше все-таки первый вариант. Пока они вообще у нас есть.

Ирина ПРУСС


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru