РЕЖИССУРА УРОКА
ВЗГЛЯД ИЗ ЗРИТЕЛЬНОГО ЗАЛА
“А у нас в квартире газ. А у вас?”
Рассказы учителей и родителей о
прошлогодних “последних звонках”
Спокойно и галантно
А у нас зал был забит страшно, во всех проходах
стояли, чуть ли не на окнах висели. Пока все
рассаживались, одна из учительниц с микрофоном в
руках руководила передвижением людей. Она мне
очень понравилась своей речью – галантной и
очень спокойной:
– Дорогие родители, пробирайтесь поближе, здесь
есть места. Выпускники, пропустите, пожалуйста,
родителей. Белые стулья только для выпускников…
Потом вышел директор. Он сказал буквально пару
слов, и мне это тоже очень понравилось. Он сказал,
что очень трудно сейчас будет всем, потому что в
зале 386 человек, и надо умудриться, чтобы всем
было слышно.
В общем, как-то все это утряслось, стало тихо, и
выступления начались.
Родительница
“Глубоко спотыкнуться”
А у нас так было. То-олько все расселись, а
директор сразу с места в карьер: попросим на
сцену учителей начальных классов. И называют и
мое имя. А я ни сном ни духом – никогда не была на
подобных мероприятиях. Первый в жизни выпуск, да
и то неполноценный: из моих только шестеро в
нашей школе остались, остальные по гимназиям
разбежались.
Пришлось выйти. Мы все выстроились в линеечку. И
вдруг директор – шарах к первой учительнице –
мол, скажите несколько слов. (Хорошо, что меня
вызвали на сцену последней, я хоть последняя в
этом ряду стояла!) Она оказалась готова. Достала
какой-то альбом с фотографиями и начала говорить
что-то ужасно долго. Это меня и выручило. Я успела
быстренько три фразы какие-то слепить, хотя
поначалу – вакуум в голове.
Начала с того, что так честно и сказала, что в зале
шесть человек моих бывших первоклассников, и
стала их выкликать: “Таня, ты здесь? Здравствуй. А
Саша где? Леша, откликнись! Рада тебя видеть”. И
так далее. Со всеми поздоровалась, а потом говорю,
что вот, когда я сама училась в 10 классе и у нас
был “последний звонок”, наша классная
руководительница нам сказала фразу, которую я
тут же записала в свой заветный блокнотик, куда
собирала учительские перлы. Фраза была такая:
“Вы скоро выходите в большую дорогу и там можете
глубоко спотыкнуться”. “Так вот, – сказала я
дальше, – вы тоже скоро выходите “в большую
дорогу” и наверняка будете там “глубоко
спотыкаться”. И это хорошо и нормально, что вы
будете спотыкаться. Ну только вы ж вставайте и
дальше вперед. И Бог вам в помощь”.
Учительница начальных классов
Жизнь бьет ключом
А у нас интереснее всего было выступление
учителей, преподававших в 11 “А”. Вынесли
огромный плакат – “Подземный переход”. И на
“сцену” (хотя сцены как таковой не было, учителя
сидели в задней половине зала, а выпускники – по
бокам передней, как бы обрамляя
импровизированную сцену) вышли учителя – кто во
что горазд. Якобы такая маргинальная жизнь в
переходе.
Одна учительница – цыганка. Сидит на полу и
что-то там гадает.
Другая все ходила с плакатиком на шее “Обучаю
танцам” и выдергивала учеников с их мест. Это
тоже было забавно. Мальчишки стеснялись, но
выходили танцевали, потом она сажала очередного
партнера и вытаскивала следующего.
И это все одновременно шло. Эти поют “Постой,
паровоз, не стучите, колеса”. Кто-то из учителей
на синтезаторе бацает. Кто-то на гитаре
трынькает. Кто-то ходит с протянутой шляпой, им
копеечки бросают. Продавали цветы близлежащим
рядам. В общем, жизнь бьет ключом.
Здорово, мне понравилось. Хотя рука режиссера,
конечно, тоже была видна. Это все не экспромт...
Родительница
Сам сочинил
А я в зале сидела рядом с физиком, который все
крутил перед носом бумажку (шпаргалку) с
какими-то стихами. Я еще у него поинтересовалась:
сами сочинили? А он говорит: нет, мне “рыбу” дали,
но сочинил я сам.
И вот объявили очередное приветствие. Вышло
много разных учителей, и каждый прочитал свое
стихотворение. Физик тоже. Все стихи были про
какие-то конкретные смешные ситуации с
конкретными именами детей. У физика было что-то
вроде “Вот уж Тане Блохиной // Мне не надо писать
шпаргалки...”.
Историк (он же один из завучей) вышел с пистолетом
и сказал: “У меня большая семья. Я ее обожаю”. Вся
его речь была комплиментарная, но с пистолетом.
Это было смешно. Я еще подумала, что вот в жизни он
по стилю поведения такой, казалось бы,
фельдфебель, а актерские способности это как-то
нейтрализуют, и вроде даже чуть ли не самоирония
появляется. Мне показалось, что это хорошо.
Лейтмотив всех стихов был такой. Вот я, мол,
научился шпаргалки писать (это физик). Географ
прошелся что-то по поводу пива. У кого-то еще
какие-то умения обнаружились. А в конце все
учителя хором сказали: “А кто же теперь будет
учить нас всему этому?” Этот ход мне понравился.
Школьный психолог
Ток-шоу
А у нас была пародия на передачу “Ищу тебя”. На
телевизионном экране показывали как бы разные
города и страны.
– Наш корреспондент в Турции… Вот тут собрались
люди… Вот вы кого ищете?..
В Турции, кстати, “кого-то искал” замотанный в
мусульманский платок Шурик Баграмян.
Ну а потом началось само ток-шоу. Это уже как бы
студия. К Леше “телеведущие” подходят:
– Молодой человек, а вы кого ищете?
– Я ищу свою первую любовь.
– Ну а какая она? Расскажите в двух словах.
– Она такая… такая, такая живая, энергичная… Я
помню, что она со мной все играла…
(Я сижу, абсолютно ничего не подозреваю.)
– Ну, что вы еще можете сказать? Может быть, о
каких-то ее особенностях?
– Да, она все Окуджаву пела.
И они начинают петь Окуджаву. И даже в этот момент
никаких подозрений у меня не возникает.
Потом слышу: “Ну да, у нас тут в зале есть
такая...” И тут мне вручают книжку и цветы!
Потом “находились” следующие учителя, и еще, и
еще… Ну, в общем, передача была построена на том,
что по каким-то признакам (любимая песня,
привычка, внешний вид) опознавался очередной
учитель и его поздравляли.
Учительница начальных классов
Галерки не было
…Что мне понравилось в нашей школе – так это то,
что на сцене были задействованы все выпускники.
А вот я была на “последнем звонке” у старшей
дочери. Так там была та самая иронизирующая
галерка. Активисты что-то делают, а остальные
шпыняют их, плюются, насмехаются. Обычный
расклад: те отличники, эти троечники. Вот здесь
этого не было. Я слышала (учителя
переговаривались об одной девочке): вот, мол,
предмет не тянет, а зато тут она – ну прямо
королева...
А еще я слышала реплику физика: “Оля – она вообще
профессиональная модель. Зарплату уже домой
приносит. А с физикой... Ну, кому что”. И он как-то
так дружественно это сказал…
А то обычно как бывает? Вот, например, на курсах
повышения одна учительница мне шепчет на ухо:
“Ой, мне пора. Завтра в нашей школе (где ее дочка
учится) День отличника”. Я так и села: как День
отличника?!
А у нее дочка как раз отличница. И вот там все
родители напрягаются на предмет этого праздника:
как чествовать этих отличников.
Я говорю: “А как же остальные? Что они-то на этом
празднике делают?” “Поздравляют, готовят
какие-то приветствия”.
Представляю, что это за День отличника там…
Учительница информатики
По разнарядке
Я в детском саду работаю. И для меня, честно
говоря, было потрясением, когда мне рассказали,
что на выпускников-медалистов, оказывается, есть
разнарядка. Что раньше это шло на самотек, а
теперь каждая школа вынуждена готовить
медалистов. С десятого класса их пасут. Мне тут же
показали здешних медалистов.
Один из них – такой худой рыжий мальчик в очках –
сидел, ни в чем участия не принимал. А другая…
Химик ей все махал: “Маша, Маша! Что же ты не
поешь?” А классный руководитель говорит: “Она с
последней песней выйдет со всеми вместе петь”.
Родительница, воспитательница детского сада
Лирика
На “последних звонках” выпускники обычно поют
песни, посвященные учителям.
Я поняла, что на праздниках типа капустников
песни надо петь только по одному куплету. И песни
должны быть какие-то очень бодрые, оптимистичные.
Лирические песни слушать невозможно. Они
начинают очень сильно растягивать гласные, при
этом кто в лес, кто по дрова. И это все такая
тягомотина получается, что дослушать до конца
терпения не хватает.
Учительница словесности
“Елочка, зажгись!”
А у меня на последнем звонке просто уши в
трубочку заворачивались.
Выходит парень, садится на каталку, берет в рот
трубку, укрывается пледом, в руках – книжка, на
обложке крупно – “Сказка”. И тут якобы
маленькая девочка: “Дедушка, почитай мне
сказку”. Я приготовился, что сейчас что-то будет
сногсшибательное – такой был задел.
И вот “дедушка” читает сказку, а персонажи как
бы оживают. И все действие завязано вокруг
колокольчика – “последнего звонка”, который
якобы разбили злые силы. Ну такая скукотень!
Что-то типа “Елочка, зажгись!” Сценарий примерно
такой.
Периодически сюжет вдруг обрывался, и они
говорили какие-то казенные, пафосные слова типа:
“Вы можете нами гордиться”, “Вы сделали из нас
людей достойных” и так далее. Как-то было неловко
и стыдно. И видно, что все это придумали взрослые.
Учитель математики
И хорошо, что традиционно
А у нас, конечно, был и колокольчик, и девочка на
плече у старшеклассника.
Потом стали делать огромную совместную
фотографию. Пока все строились и лепились друг к
другу – было весело.
Когда родители ушли, все выпускники разбрелись
по учителям. Прямо тут, в зале, но по закуточкам. И
когда дети обнимались и целовались с учителями,
мне показалось, что это было искренне.
А потом начались рыдания. Ирина Петровна – так та
вообще с самого начала до самого конца на
валидоле с корвалолом. Всю дорогу слезы лила. На
нее было просто больно смотреть. В этой школе это
ее первый выпуск.
Все было традиционно. Но мне показалось, что это
хорошо, что все было традиционно.
Учительница географии
Вместо ресторана
А мне понравилось, что после всего наши ребята в
лес пошли. У моего старшего сына в гимназии
родители проплатили теплоход, ресторан. Автобусы
подъехали, детей на теплоход повезли.
А эти быстренько переоделись в джинсы, взяли
рюкзачки и отправились в лес на шашлыки. Причем с
учителями вместе. Это здорово!
Родительница
Без бумажки
А меня поразило то, что огромное количество песен
было, и все поют без бумажек. Причем не просто
открывают рот.
И вот что меня еще удивило. Вы говорите: “Дети XXI
века” – а песни они пели все больше на наши
мелодии, старые песни.
Был такой момент, когда они предложили всем
подхватить “Сиреневый туман”. Я смотрю –
учителя-то, понятное дело, поют. Посмотрела на
учеников – тоже очень многие пели. Не те, кто
готовил, а просто из зрительного зала. Причем
видно, что знают слова.
Я смотрела и думала: а ведь их школьные годы во
многом пришлись на то самое дикое время, когда
все школьные туалеты были развалены, унитазы
отбиты, тогда рыбок с традесканциями никаких не
было, матерщина на подоконниках – полная
разруха… И у меня прямо горло перехватило, сама
не знаю почему…
Замдиректора по хозяйственной части
Записала Мария ГАНЬКИНА
на посиделках “Режиссуры урока” в сентябре
прошлого года
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|