РЕЖИССУРА УРОКА
ПРИМЕТЫ ВРЕМЕНИ
“Всё сами и на скорую руку”
Впечатления учительницы, приглашенной
племянником на выпускные торжества
В школе, где я до этого работала, все было
достаточно формально. Почти как у нас, когда я
сама училась в школе. Помнится, первый и второй
уроки в этот день шли как обычно. А на третьем
была церемония “последнего звонка”. Выпускники,
все как один в белых фартучках и рубашечках,
выстраивались в линеечку. Ну а линейка – она и
есть линейка. Сами знаете.
Потом звенел “последний звонок” – и все шли
дальше учиться. На четвертый и пятый уроки. (Это
сейчас звучит смешно, а тогда казалось
нормально.)
А потом, после уроков, мы всем классом шли в парк.
Вот и всё.
Капризы моды
“Последний звонок” у моего племянника
(английская государственная спецшкола) попал на
субботу. Столько народу я не видела даже 1
сентября. Это был какой-то ужас. Три выпускных
класса. На каждого выпускника по 4–5
родственников. Спортивный зал – битком (кто-то
даже на шведской стенке все представление
провисел). Кроме родителей – бабушки-дедушки,
братья-сестры, друзья, бывшие выпускники…
И никто никого не предупредил, поэтому сначала
публика расселась кто где захотел. А потом
пришлось с боем освобождать первые три ряда для
учителей и выпускников. И это было ужасно.
Первое, что бросалось в глаза, – это огромное
количество шаров. И… одиннадцатиклассницы в
коротеньких белых фартучках и с бантами на
головах! Сейчас, оказывается, мода на это
возвращается.
Но самая главная примета времени – все на видео
снимают. Столько было видеокамер – просто жуть! И
все всё всем загораживают, толкутся, мешают.
Среди снимающей толпы был один особо активный
кавказец – маленький, а камера огромная. Ему
пытались сказать, что он здесь не один такой. Так
он: мне, мол, деньги заплатили, чтобы я снял
профессионально. И всем стало ясно, кто тут будет
“кино снимать”, а кто будет мыкаться, чтобы хоть
как-то свое чадо увековечить…
Гимны и речи
Наконец врубается “Давно, друзья веселые...”. И
под дикие крики зрителей в зал входят выпускники.
Началась официальная часть: Гимн Москвы (причем
полностью, без купюр), речи представителей от
городской Думы (хорошо, что недолго) и так далее.
Потом экспромты-пожелания учителей. Все
волнуются, все запинаются. Вроде выучить –
нехорошо. А не выучишь – в такой-то накаленной
обстановке надо быть большим профессионалом,
чтобы хоть что-то вразумительное произнести.
Пародии и сценки
После речей начались выступления. Сначала свои
сценки показывали десятиклассники. Запомнилась
уборка класса. Текст (в стиле Шекспира) звучал
очень смешно.
Наконец очередь дошла и до выпускных классов.
Одни под караоке делали пародии на учителей.
Другие показали пантомимы.
Было очень смешно, когда водой в ведре
обозначалось количество знаний. Отличник
зачерпнул трехлитровой банкой, второй –
баночкой литровой, а третий – вообще
стаканчиком. А последний подходит и “знания” из
этого ведра маленькой клизмочкой начинает
всасывать.
Прощальные самолетики
Потом все выпускники выстроились в хор, и каждому
учителю на какой-нибудь известный мотив спели
песенку собственного сочинения. Причем и стихи
были очень приличные, и пели они достаточно
хорошо. Родители всё удивлялись: “Как они этого
добились?! Ведь буквально за несколько дней все
было сделано!”
Мероприятие в 11 часов началось, а закончилось
только около трех часов! Но все так терпеливо
слушали. И маленькие дети выдержали (кроме
одного, он не выдержал и заорал).
А когда в финале все запели прощальную песню, в
зал стали пускать бумажные самолетики. Один
приземлился мне на голову. Я развернула и
прочитала: “Ты – будущий олигарх”.
Мило и несерьезно
Нужны ли разные сценки, спектакли на “последнем
звонке”? Может быть, как раньше: линейка для
выпускников, а потом опять уроки? Зачем время и
силы перед выпускными экзаменами тратить?
Но раз уж такая традиция возникла, значит, она
нужна. Значит, сами выпускники хотят. Их же никто
не заставляет.
Правда, в соседней школе, я знаю, из года в год с
января по март один учитель (историк) сначала
сочиняет специальный сценарий. Потом в апреле
начинает с избранными выпускниками целый
спектакль готовить, чтобы на “последнем звонке”
показать. Но выходит и помпезно, и скучно.
Другое дело, когда видно, что всё сами и на скорую
руку. Когда каждый класс показывает свои
незамысловатые капустники.
У нас, например, было мило и несерьезно. Было
много всяких накладочек. Но благодаря
непринужденной атмосфере все как-то сходило с
рук.
А что на выпускном?
А после всего наш племянник, отпросившись у
родителей, пошел вместе со всеми к какому-то
мальчику домой. И вернулся только утром – первый
раз в жизни. Правда, он все время был на проводе
(по мобильнику).
И конечно, все обошлось. Но в семье так
волновались, что потом долго рассказывали
знакомым о том, как они “морально устали”.
А я все думала: а что же они будут делать на
выпускном? Ведь прощальные сценарии уже сыграны,
эмоции пережиты…
Впрочем, на выпускном главное – дискотека, стол и
гулянье до утра…
Записал на диктофон
Вячеслав БУКАТОВ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|