УРОКИ ВНЕ РАСПИСАНИЯ
Сигнальщики и горнисты поколения NEXT
Они живут не только по принципу “Вахту
сдал – вахту принял”
Учителя сетуют: ох, не хватает школе
общественной организации! Как раньше было
интересно! И сами организуют мероприятия по
образу и подобию пионерских и комсомольских.
Получается неважно.
Ностальгия? А может быть, тоска по роли, которую
учитель исполнял раньше? Роли представителя
государственной власти, проводника
государственной идеологии. И поэтому учитель
чувствовал себя нужным, ответственным человеком,
мобилизованным бойцом идеологического фронта. А
теперь что? От имени государства фактически и
сказать-то нечего. Вот и возникает обидное
ощущение невостребованности. Комплекс верного
Руслана. Он живет во взрослых. А в детях?
Для бесед я заходила в разные школы. И
повсюду слышала одно и то же: нет у государства
интереса к детям. Оно не предъявляет никаких
требований к уровню развития человека. Нужны
рабочие руки, ничего больше.
Двойственность мучит: если школа должна только
учить, то кто будет воспитывать, но если она будет
так же воспитывать, как учит… Единственное, что
требуется от школы, – поддерживать иллюзорную
идею равенства возможностей. В какой бы школе
ребенок ни числился, как бы ни учился, он все
равно получит аттестат государственного
образца. Срок его участия в борьбе за выживание,
таким образом, отложен до дня окончания школы.
Это было кстати при советской власти, когда жила
идея вырастить человека определенного типа, на
что и работали встроенные в учебные заведения
пионерские и комсомольские организации. Но
сегодня множество детских и молодежных
организаций разного толка не могут утолить
стремление детей вписаться в какую-то твердую
структуру. Организации и хотели бы стать
веточками одного дерева, государства, но
прикрепляться им не к чему. Государственной идеи
нет, а приватные ценности в нашей традиции
невысоко котируются.
Учеников, которые входят в молодежные
общественные организации, я спрашивала: “Что вы
там находите?” Они рассказывали:
Марина Феофанова, толкиенист. Я думаю: почему я
охотно слушаюсь взрослых в организации и грублю
родителям? Из протеста перед их мелочной опекой.
Из потребности ощущать себя человеком, а не
ребенком. Из желания приобрести навыки общения в
компании сверстников.
В организацию приходит человек, который ничего
из себя не представляет. Ему предлагают какую-то
роль. Быть собой страшно и стыдно. Ну кто ты такой?
А тебе предлагают быть кем-то. Эльфом или королем
Лиром, не важно. И ты становишься свободнее. О
тебе заботятся люди года на три постарше, как-то
тобой руководят, ты для них небезразличен. А
через три года ты сам станешь таким же
значительным для младших, как они.
Саша Ничипоренко, “С нами”. Привлечь внимание к
своей личности – это большая проблема. Жизнь
такая, что никто никому не нужен. В организации
говорят: “Ты нам ценен, потому что ты с нами. Ты
наш”. И чем дольше человек в организации, тем ему
лучше. Я врос, пропитался духом, выработал
корпоративное мышление. У нас в точности, как в
иностранных фирмах: регулярные сборы, куда можно
взять близких и знакомых, детей и взрослых.
Совместные праздники – ты можешь гордиться
своей организацией, твой вес в глазах окружающих
вырастает.
Юрий Лунин. Есть ребята, которые состоят сразу в
трех-четырех хорошо финансируемых организациях.
Я из таких. Это необременительно: достаточно быть
в списке членов. Когда надо, тебе позвонят и
позовут, и ты придешь, если захочешь,
поучаствуешь в акции. Подмел улицу – получил
майку и бейсболку. Пришел на митинг – 15 долларов,
а если пострадал при разгоне – доплата 100
долларов. Провокация скандала тоже входит в
сценарии мероприятий. Так в большинстве
организаций. Уставы, структуры – это для
отчетности. А на самом деле все происходит по
импульсу: звонит друг, зовет на митинг, идешь. Ты
на виду, на тебя обращают внимание, берут
интервью. А почему бы нет?
Арсений Копылов. Я, как человек, состоявший уже во
многих организациях, наконец понял, откуда у
людей такая тяга к организации. Возьмем самую
древнюю, самую первую молодежную организацию,
Эдем. Ее члены, Адам и Ева, беседовали с Богом,
понимали язык зверей и птиц – была идеальная
демократическая организация, построенная на
любви. Там был устав: нельзя познавать различие
между добром и злом. Известно, что было дальше.
Теперь люди ищут идеальную организацию, где нет
зла, одно только добро, и постоянно обламываются.
Организация – искушение добром. И в любой
происходит одно и то же: подмена бытия знанием.
Хотят научить, вбить идеологию, но знание добра и
зла ничего человеку не прибавляет. Любви не
заменяет. Лучше пусть человек никуда не вступает.
Маша Филатова, “Идущие вместе”. Культурный
досуг человека должен быть организован. Выходы в
театры, музеи, кинозалы или в цирк у нас не менее
двух раз в месяц. Они сопровождаются обсуждением.
Собираемся в офисе и планируем новые маршруты. У
нас есть “Клуб любителей Булгакова”. Читаем
вместе. Путешествуем. Плата за все минимальная,
она только удостоверяет наше присутствие в
организации. Моя жизнь была бы намного беднее,
если бы не организация. Я столько увидела,
сколько за всю жизнь не смогла бы увидеть, если бы
жила сама по себе. Получаешь культурную подковку,
учишься общаться – люди, поездки. У нас
интересно. Недавно в приемную комиссию пришла
мама с двумя детьми, 11 и 13 лет. Вступила в
организацию вместе с мальчиками.
Сергей Самсонов, “С нами”. Организация дает
оптимизм. Веру в себя. У меня есть идея, есть
друзья, и мы с ними одно целое. Вместе интереснее,
любое дело лучше получается. Когда участвуешь в
акциях, приносишь пользу слабым и бедным людям.
Не зря проживаешь жизнь, а для других. Если,
конечно, люди идут в организацию не на халяву, а
хотят что-то делать.
Егор Конорев, Россомол. Друг привел меня в
организацию, ему там было интересно. Мне там с
самого начала не нравилось. Говорят: “Свободной
личности быть не может”, “Человек всегда член
общества”, “Зюганов – предатель комсомола”. Но
я ходил ради друга. Какие-то административные
проблемы их мучили, склоки по поводу выбивания
денег, причем очень небольших. Скука та же, что
везде.
Вот так: поговоришь с десятью молодыми людьми
одного возраста и увидишь, что они совершенно
разные – и по развитию, и по интересам, и по
уровню притязаний. А ведь все организации
строятся на коммуникации: нужен общий фон, общий
интерес – сходство хотя бы 30% установок! И хотя
текучесть в организациях очень большая, они
почему-то существуют. Подросток видит рекламу
организации: круглый значок с простым слоганом –
и положительно реагирует. Реагирует на ярлыки,
подобные тем, которые раздавались русским
князьям при татаро-монгольском иге, на шевроны,
нашивки, знаки различия, форму. Добровольно сдает
организации территорию личной жизни. А что еще с
ней делать? Не знает.
Людмила КОЖУРИНА
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|