Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №33/2005

Первая тетрадь. Политика образования

УРОКИ ВНЕ РАСПИСАНИЯ
КРУГ ВОПРОСОВ

Рулевые без штурвалов
Лидеры молодежных организаций сетуют на отсутствие государственной заботы, но с курса не сходят

Веяние времени: при органах законодательной и исполнительной власти разного уровня создаются молодежные и детские общественные объединения. Предполагается, что, участвуя в их деятельности, молодые люди станут социально активными, сознательными гражданами своей страны. “Гражданское общество невозможно, – читаем мы в документах Департамента государственной молодежной политики, – без людей, способных конструктивно взаимодействовать с другими силами общества во имя общих целей, интересов, ценностей, а также готовых подчинять свои частные интересы и способы их достижения общему благу, выраженному в правовых нормах”.
…Если мы не мыслим себе гражданского общества вне подотчетности “низших перед высшими”, а гражданина – без соблюдения принципов демократического централизма, ответ на вопрос: “Зачем взрослые создают детские организации?” – напрашивается сам собой.
И все-таки: “В какой мере молодежные организации могут содействовать развитию гражданского общества?” – спросили мы взрослых людей, причастных детским и молодежным организациям и объединениям.

Никита Быстров, секретарь по идеологии Союза коммунистической молодежи, Москва:
– На ваш расплывчатый вопрос попробую ответить конкретно: мы отрицаем гражданское общество. Это буржуазный пропагандистский термин. Следует позаботиться об обществе равных возможностей. Молодежи это и нужно, поэтому она идет к нам. Идет. Но идти ей пока некуда. После раскола КПРФ у нас нет организационной структуры. Это временно, как в начале XX века.

Галина Иванонькив, руководитель детского музея в поселке Лев Толстой Липецкой области:
– В какой-то мере при определенных условиях общественные объединения детей могут повлиять на власть. Мы 5 мая открыли мемориальную доску: на чеченской войне погиб, прикрыв своим телом сержанта, выпускник школы Максим Куликов. Пять лет добивались. И вот линейка, слезы, память… Присутствовали высокопоставленные представители власти, спрашивали: как помочь музею, школе, что сделать для вас? Военный комиссар был в классах, видел: фотографии героев, бывших учеников школы, смотрят со стен, дети каждый день перед ними держат ответ. Не перед киногероями. Он был поражен. С организацией считаются, если она полезна власти. А это годы и годы неустанного личного труда. Так сами живем, так детей воспитываем. Они знают слово “надо”, при-
учены подчинять свои интересы общему делу. Это поразительно: мы были на экскурсии в городе-герое Смоленске, день был расписан по минутам. Перед самым отъездом выдалось свободное время – дети не по магазинам побежали, а вспомнили, что забыли взять землю для музея! Бросились наполнять капсулы. Привыкли думать сначала об общем деле, а потом о себе.

Михаил Кордонский, педагог, специалист по неформальной педагогике, г. Одесса:
– А что мы понимаем под детской общественной организацией? Есть созданные и финансируемые сверху, нужные спонсорам. Бывают негосударственные организации, их спонсорами являются частные фонды, богатые люди. Эти организации нужны и участникам тоже – никто их туда силой не загоняет. Есть созданные снизу, они нужны только их участникам и существуют на их собственные ресурсы. Первые я бы назвал “индустриальными”, вторые – “кустарными”. Индустриалы обладают гораздо большими, чем кустари, финансовыми ресурсами, постоянно действующей структурой (штат офисных работников) и в результате – гораздо большей мобилизационной способностью. Кустари деньги детей и родителей расходуют бережнее, не тратятся на постоянную оргструктуру, зато они плохо управляемы. И те и другие создают равные возможности для развития и усовершенствования личности в избранном ребенком направлении. Естественно, если будет больше организаций, будет и больше выбора, больше свободы, больше развития. В России 4–8 миллионов участников детских общественных движений – это много или мало? Крайне мало, если учесть огромный педагогический потенциал, традиции и научные школы неформальной педагогики. Детские организации… Они могли бы… Увы, закончить могу только многоточием.

Юрий Листопадов, директор лагеря “Робинзон” ОРЮР, г. Шуя:
– Мальчишкам нужна игра, нужна романтика. Взрослые дяди и тети любят все поставить на места: план по добрым делам, отчет, соревнование… И никак не наступит время тех, кто идет “рядом и чуть впереди”, кто испытал чувство круга, кто знает, что такое честь отряда, у кого есть с кем сверять свои поступки. В 2003 году проходил фестиваль “Встречная полоса”: собрались представители самых разных детских общественных движений: от скаутов Воркуты до компьютерщиков из Буденновска. Тогда решили: “Больше лагерей, хороших и разных! Каждый участник семинара будет проводить лагеря, открытые для любого отряда, и будет всем счастье”. Мечты, однако, не сбылись. В том же 2003 году были еще поводы для появления ощущения надвигающегося обновления в детском движении: на традиционном сборе В.Ландсберга “Костры”, на финале конкурса “Лидер XXI века” в Петербурге. Казалось, будет на что посмотреть: на конкурс присылают лучших руководителей из регионов! Но впечатления оказались противоречивыми: люди-то хорошие, и работают они отлично, но никаких следов мощного всероссийского движения детских организаций обнаружить не удалось. Стало ясно, что нужен мощный проект, который позволил бы собирать людей, которые ведут или хотят вести отряды. Так возник проект создания “Педагогической территории”. Под нее отведено место. И летом 2005 года проект будет реализован. Как знать, может быть, поднимется новая волна настоящих детских отрядов, которая объединит всех руководителей, захлестнет школы, клубы, центры – и что там еще осталось из образования?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru