Голоса войны
Об исторических исследованиях
старшеклассников, посвященных Великой
Отечественной войне,
рассказывает Ирина ЩЕРБАКОВА,
руководитель проекта
Метаморфозы
В начале перестройки вместе с отторжением всего
советского у молодых возникло явное
отталкивание и от любых разговоров о войне:
надоело, сколько можно об одном и том же…
Все это ушло. Никакого нигилизма по отношению к
войне не осталось и в помине. Но стало расхожим
представление, что в этой войне просто два
тоталитарных режима боролись друг с другом.
Подросткам трудно разобраться в том, что
отодвигают от себя взрослые в трактовке начала
войны. СССР действительно вступил в войну в 1939
году как агрессор, но в 1941 году, когда Гитлер
перешел границу, началась народная война. И снова
трудный вопрос: что принесла Красная Армия
вместе с освобождением в Восточную Европу?
Правда, сейчас все больше доминируют другие ноты:
усиливаются элементы нового патриотизма – мы
победили силой русского оружия, силой русского
духа.
Путь самый продуктивный, как мне кажется, для
нашего конкурса – убедить наших участников
найти, пока это еще возможно, тех людей, те
документы, которые отражают реальную жизнь
народа через чью-то конкретную судьбу.
Окопная правда
Не маршальские дети пишут нам, а дети
крестьянской России: большинство работ приходят
из сел и маленьких городков. Авторы – дети
рядовых солдат войны, точнее, их внуки или
правнуки. Их прадедушки в большинстве своем в
сырой земле лежат: рядовому, призванному в 1941
году, выжить было мало шансов.
И все же через обрывки писем, рассказы выживших
солдат прорывается низовой, окопный уровень
войны. Это, по-моему, одно из главных достижений
конкурса.
Война на этом уровне выглядит совсем не так, как в
школьных учебниках, в советской публицистике.
Тут нет рассказов о героях и добровольцах, их
дедов и прадедов призвали – они пошли. Бросили в
пекло – они отдали свою жизнь. Простая
солдатская правда отовсюду лезет – такая
тяжелая, непарадная…
«Дедушка, я хочу записать что-нибудь красочное, а
ты про то, как какие-то ямы рыл…» – типичное
настроение подростков, которые начинают
записывать воспоминания солдат. Им, конечно, все
равно хочется героизировать войну, вопрос только
в том, чтобы они поняли, в чем состоял реальный, а
не мифический подвиг.
Партизаны и полицаи
Стереотипы, затверженные старшими в годы
советской власти, впитанные младшими, порой
рушатся от соприкосновения с живым рассказом
свидетеля и участника. Особенно когда речь идет о
таких сложных вещах, как жизнь на оккупированной
территории.
Одна прекрасная работа у нас была: семья после
войны оказалась в Мончегорске, и девочка оттуда
постоянно ездит к бабушке в Белоруссию. Она
заинтересовалась местным кладбищем
белорусского местечка, население которого на две
трети состояло тогда из евреев, и все они были
уничтожены. Девочка начинает спрашивать про это
кладбище, ей рассказывают про уничтоженных
евреев, про партизан. Рассказывают о бывших
полицаях и рассказывают бывшие полицаи. Из всего
этого складывается очень сложная картина, прямо
в духе Василя Быкова. А кончается это все
замечательной сценой: 9 мая все собираются и пьют
– и бывшие партизаны, и бывшие полицаи.
Разрушение табу
Есть вещи, о которых не принято было говорить. Но
подростки любят докопаться до правды. И тем не
менее впадают в некоторую растерянность от
странных бабушкиных воспоминаний о
«человекообразных» оккупантах: стоял у них дома
немец – тихий, вежливый, очень музыку любил и
детей подкармливал. Как-то не сразу им приходит в
голову, что немец этот и запомнился именно тем,
что на других похож не был...
Или, например, сюжеты, связанные с Холокостом.
Мальчик из Краснодара обнаружил, что ходит
каждый день по никак не обозначенным местам
массовых расстрелов. В другой работе скупой
рассказ: соседка-еврейка пришла ночью с детьми
чего-то просить, бабушка им дала еды, вещей, но
оставить у себя их не могла, потому что их бы
тогда самих расстреляли.
Еще из тем, которые были табуированы в
официальной советской истории войны: расстрелы
на месте так называемых дезертиров.
Неоправданная жестокость вызывает сочувствие к
жертвам: ну, струсил солдат, в первом бою
спрятался – так все равно в следующем бою он
голову сложит, зачем же его было расстреливать?!
Гораздо чаще, чем фронтовая, возникает в работах
картина тыла. Часто она не светлее военной.
Многие стали жертвами указов военного времени,
получив срок за опоздание, за невыполнение
трудодня, за то, что не вовремя ушел с трудового
места. …Ну, три года отсидели, никто их не
реабилитировал, и люди это скрывали, а теперь
стали рассказывать. Дети передают такие рассказы
без всякого осуждения. Эта их готовность встать
на сторону «маленького человека» очень
подкупает.
Иногда сегодняшние подростки начинают думать: а
как бы я себя вел и что бы со мной было, если бы я
жил тогда. И четко осознают: я и представить себе
не могу, как бабушка выжила, я не знаю, как можно
было так питаться, так работать, так жить; она
ведь была, как я, и работала у станка, я смотрю и
восхищаюсь…
* * *
Если для них победа в этой войне – это цена жизни
прадеда, рядового, ефрейтора, который погиб ровно
в тех местах, где погибли сотни тысяч, то тут
действительно есть – ну, гордость тут плохое
слово, но по крайней мере повод для того, чтобы
осознавать место свое и своей семьи в этой
истории. Осознание, что было отдано (как бы
патетически это ни звучало) ради того, чтобы они
могли жить. И я убеждена, что это правильный
взгляд и правильное отношение к той войне.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|