КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
ВЫСОКАЯ ПЕЧАТЬ
Андрей Турков: “Все чаще вспоминаю
себя 16-летним, за неделю до войны”
Было ощущение счастья, и еще не закружилась
черная птица беды
Имя критика и литературоведа Андрея
Туркова – негромкое. Но читающей России (а такая
страна еще есть!) оно давно знакомо. Знакомо оно и
читателям «ПС», где Турков много лет ведет
рубрику «Высокая печать».
Его слово помогает нам найти в русской
литературе созвучия нашей душе, нашим мыслям. И
читателю передается эта вдумчивость, это
убеждение, что книга – высокое отдохновение,
сопряженное с трудом понимания и сострадания.
И прежде всего это относится к книгам о Великой
Отечественной. Почти полвека Андрей Турков пишет
о фронтовой литературе, защищая ее то от
советских бюрократов, то от нынешних циников. При
этом мало кто знает, что Андрей Михайлович Турков
сам рядовой той войны.
– Ваши любимые герои – Чехов и Твардовский. Вы
находите между ними что-то общее?
– Да, это общее есть. Прежде всего стремление к
высочайшей простоте. Доброта. Память о людях.
Посмотрите, в последней чеховской вещи что
говорит Петя Трофимов о вишневом саде. А это не
только о саде, а обо всей нашей стране. Ее
вытащили на себе те люди, о которых мы не помним.
Петя спрашивает: «Неужели вы не слышите
голосов?..» Так вот и Твардовский, и Чехов очень
хорошо различали эти голоса – голоса людей, о
которых Александр Трифонович сказал: «Кому
память, кому слава, кому темная вода – ни приметы,
ни следа».
– Вашу новую книгу «Время и современники» я
начал читать с главы, посвященной литературе о
войне. Вы для меня камертон в этой теме. Но отчего
вы никогда не касаетесь своей войны, своего
военного опыта.
– Просто у меня нет интересной военной
биографии. К тому же я войну трудно вспоминаю, мне
тяжело дался госпиталь, и эту полосу жизни я
стараюсь не трогать.
– Сорок первый год застал вас за партой?
– Да, я учился в десятом классе. В августе мне
исполнилось семнадцать. Летом мы копали
противотанковые рвы. Потом нас вернули в школу, я
закончил экстернат и осенью 42-го поступил в
Литинститут. Стихи, с которыми я поступал, были
очень слабенькими. Но и требования, очевидно,
были такие же – ведь ребята почти все были на
фронте. А я был белобилетником по зрению.
– Как же вы на фронт попали?
– Получается, что я сделал большую военную
«карьеру»: вначале был белобилетником, потом
нестроевиком, потом уже строевиком. В апреле
сорок третьего пришел мой черед. Сначала –
отдельный дорожно-строительный батальон.
Перебрасывали с места на место, мы были всюду
затычка. А потом я был связным в штабе армии.
– Какое самое сильное литературное впечатление
было во время войны?
– Весной 43-го в деревне под Калугой, где мы
стояли, мне попал в руки «Василий Теркин», тогда
еще далеко не полный. Я прочел его с большим
любопытством. Но мне, конечно, никогда не пришло
бы в голову, что я после войны буду писать именно
о Твардовском, буду неплохо знать автора.
– Девятое мая вы встретили в госпитале?
– Да, меня ранило еще в конце 44-го, под самый Новый
год. В Польше это было. Просто эпизод перестрелки.
Привезли во Львов меня, в госпиталь. А в марте
через всю страну в Камышин повезли. Хотели
ампутировать ногу, но хороший врач попался.
– После госпиталя вы продолжили учебу?
– Когда я после ранения вернулся в институт, меня
не хотели восстанавливать. Институт возглавлял
Федор Гладков, а он считал, что те, кто был на
войне, – потерянное поколение. Ну как в Европе
после Первой мировой. О моих стихах сказали, что
это полный пессимизм, упадничество. И меня бы не
взяли, если бы не мой любимый преподаватель –
лингвист Александр Александрович Реформат-
ский – я с ним очень подружился еще на первом
курсе. Он страшно возмутился, что мне отказали, и
написал записку в Комитет высшей школы. Там дали
распоряжение меня восстановить.
– Кто из писателей написал о той войне, что вы
пережили?
– Твардовский. Все-таки Твардовский. Я
по-настоящему оценил его через несколько лет
после войны. Когда остро стало все вспоминаться.
А военная тема в какой-то момент оказалась не то
что под запретом, но неодобрение властей
чувствовалось. Твердили, что надо скорее
переходить к темам мирного строительства.
Победили, мол, чего еще надо? Многие поэты на этом
тяжело пострадали – Недогонов, Гудзенко, Сережа
Орлов, Юля Друнина, Межиров. А Твардовский упрямо
стоял на своем, слово «память» для него было
ключевым. И тут я вдруг понял, что Твардовский
стоит и за меня. И я буду всегда с этим человеком.
– Память о войне стала и вашей темой.
– Да, так и тяну ее до сих пор. Это боль. Последние
годы у меня часто встает перед глазами последняя
довоенная неделя. Мне шестнадцать лет, я еду по
Казанской железной дороге. Полным-полны вагоны
радостных, веселых людей. А сколько девушек
красивых! Они едут с цветами, на дворе середина
июня. Это было со мной как раз перед самой войной
и потому так ярко вспоминается. И тут же внахлест
этой радости я думаю, как через несколько недель
это все исчезнет, начнут эти люди гибнуть.
Сколько их уйдет за четыре года войны! И никто о
них не вспомнит. Мне всех ужасно жалко.
– Это как сон, как видение к вам приходит?
– Все это я очень резко, в деталях вижу всякий
раз, когда нам опять начинают говорить: да что вы
с этой войной, да сколько можно! Для многих
молодых Великая Отечественная – это что-то вроде
второй пунической, это так далеко. Возможно, я
болезненно ревнив в этом отношении. Но тут я
оглядываюсь на Твардовского. В силу огромного
таланта он чувствовал все это еще обостреннее. В
«Теркине» у него такие строчки есть:
Сколько их на свете
нету,
Что прочли тебя, поэт,
Будто бедной книге
этой
Много-много-много
лет…
Хотя тогда книжка только появилась, но он видел,
что за какие-то год-два война унесла первых
читателей его поэмы. Вот за понимание таких
вещей, за совестливость я Александра Трифоновича
очень любил и уважал.
– А что в военной прозе можно сравнить с
Твардовским? Что-то близкое есть, на ваш взгляд?
– Ну хотя бы Гроссман. Виктор Платонович
Некрасов, особенно со своей первой вещью. Я очень
был рад первой настоящей книжке Бондарева –
«Батальоны просят огня». И «Пяди земли»
Бакланова. Много есть замечательного и уже, увы,
забытого. К примеру, забыт замечательный
очеркист Рудольф Бершадский. У него есть очерк
«Смерть считать недействительной» – об одном из
уцелевших панфиловцев. Удивительная вещь!
Хочется вспомнить и Владимира Александровича
Рудного, автора романа «Гангутцы». В 70-х годах
Владимир Алек-
сандрович добился, чтобы наших гражданских
моряков, ходивших на северных конвоях, признали
участниками войны. До этого их не признавали,
хотя они и гибли, и тонули, и в плен попадали. Этот
поступок Владимира Рудного, я считаю, равен
воинскому подвигу.
– Вы встретили День Победы в госпитале? Помните
«Красное вино победы» Евгения Носова?
– Начальник госпиталя нас поздравил… заревел.
Некоторые злые языки сказали: конечно, кончилась
война – кончилась его лафа, вот и плачет. И тогда
разные люди были.
– Наша литература о войне никогда не увлекалась
описанием крови. Да и войны как таковой там
немного, но она всегда говорила о главном в чело-
веке.
– Да, были великолепно написанные батальные
сцены, но не в них суть. Вы вспомнили Евгения
Ивановича Носова. Моя жена больше всего любила
его «Усвятских шлемоносцев» – там вообще ни
одного выстрела. Тишина, только черная птица
кружится. Но ощущение надвигающейся беды – в
каждой строчке. И как все мужественно происходит,
как сдержанно написано!
– Горестно, что совсем немного осталось
писателей-фронтовиков. Ушли за последние годы
Астафьев, Носов.
– Быков Василь… Уходят-уходят. Нам с вами могут
сказать, что это естественно – возраст. Но от
этого не легче.
Дмитрий ШЕВАРОВ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|