ЛЕЧЕБНАЯ ПЕДАГОГИКА
Профессиональные отцы невидимых детей
Им нужны добровольцы, готовые вкладывать
силы, время и средства в поддержку инвалидов
Борис Кривошей всегда представляется
так: «Я профессиональный отец». И действительно,
отец ментального инвалида, один из инициаторов
движения родителей детей-инвалидов в Петербурге,
автор книги «Невидимые люди», посвященной
проблемам умственно отсталых детей, он знает
жизнь инвалидов и их родителей не понаслышке.
Корреспондент «ПС» Сергей Каменский задал
Борису Кривошею два принципиальных вопроса:
каковы перспективы интеграции ментальных
инвалидов в общество и как она может быть
достигнута?
– Это очень нелегкие вопросы.
Приходится прежде всего думать о том, как бы не
навредить. Гуманное общество, где никто не
чувствует себя изгоем, где каждый защищен и может
найти применение своим силам, даже если они
невелики, – вот всем понятный идеал. Но идеал не
жизнь, а всего лишь ориентир для нее. И попытки
приблизиться даже к столь бесспорному идеалу
очень трудны.
Правда в том, что сегодня в нашем обществе нет
настроя на интеграцию инвалидов. Особенно
интеллектуальных. Нет активного движения
сочувствующих и добровольцев, готовых
вкладывать силы, время и средства в поддержку
инвалидов. Интеграция – это долгий и сложный
путь друг к другу. Тут нельзя строить иллюзий и
рассчитывать на быстрый успех.
В сущности, инвалидам нужно немногое: достойное
проживание, достойная посильная работа,
достойное окружение, исключающее дискриминацию.
Вот это и нужно осторожно и тактично объяснять
людям.
Умственно отсталые не осознают, что живут вне
общества. В обществе это, разумеется, понимают, но
считают изоляцию нормальным и неизбежным
явлением. Хотя так было не всегда. Если мы
обратимся к историческому опыту, то выясним, что
в Российской империи существовала практика
устройства “дурачка” в сельскую благочестивую
семью.
Нередко сталкиваюсь с искренним недоумением: “А
разве им не все равно, где и с кем жить?” Это и
есть, по сути, дискриминационные настроения. Но я
не возмущаюсь, а спокойно и терпеливо объясняю:
не все равно. Ментальные инвалиды чувствуют и
страдают так же, как и мы. Их невероятно утомляет
жизнь в переполненных палатах интерната среди
таких же инвалидов. Для них мучительно
постоянное пребывание на людях, как и нам было бы
мучительно. Им необходимо время на уединение, а в
наших огромных интернатах условий для этого нет.
Если инвалид живет с родителями, возникают
противоположные проблемы: ему не хватает
общения, он заперт в четырех стенах квартиры с
вечно утомленной матерью.
Преодолеть дискриминацию непросто. Работу нужно
вести осторожно, постепенно, начиная с детского
сада. Нельзя форсировать процесс, нельзя
насиловать общество. Не дай бог, если в нашей
бедной, тяжко живущей стране выплеснется протест
против умственно отсталых. Ведь многие если и не
говорят вслух, то думают: «Нам своего
здоровенького ребенка кормить нечем, а тут
всяких дурачков в интернате по три раза в день
кормят, да еще и сочувствовать им заставляют.
Нечего на недоумков деньги тратить!» Вот с какими
настроениями приходится сталкиваться.
А я мечтаю о прозорливости, понимании, что
несчастье может обрушиться на любого из нас. Что
обычно думает человек, увидев ребенка с
синдромом Дауна? «Слава богу, что не мой!» За это
нельзя осуждать. Только умный человек скажет
себе и кое-что другое: «Моя доченька, мой сынок
здоровы, но вдруг у них родится инвалид, от этого
же никто не застрахован…» Он скажет себе так и
превратится в сочувствующего, потому что от
такой беды действительно не застрахован никто.
Я считаю, что здоровых ребят нужно знакомить с их
сверстниками-инвалидами, тогда у них не
возникнет негативного отношения. Расскажу, как
было у меня. Я пришел в школу провести урок в
одиннадцатом классе, я ведь по профессии
гидролог. Со мной был мой Кирюша, он тихонько
сидел на задней парте. В конце урока я сказал
ребятам: сегодня у меня и радостный, и грустный
день. Приятно общаться с вами, но грустно думать,
что из-за одной хромосомы мой сын Кирюша не может
вместе с вами заканчивать школу. Давайте я вам
расскажу, что такое синдром Дауна…
Я заметил, как учителя сначала напряглись, но
ребята слушали внимательно и сочувственно. Очень
важный разговор состоялся. Важный для всех нас.
Сергей КАМЕНСКИЙ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|