Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №31/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛЬНЫЙ УКЛАД

Джон Сильвер школьной радиорубки
Что хранится в архивах из десяти тысяч передач

3.jpg (99346 bytes)

Однажды в московской школе № 112 появилось свое радио.
Впрочем, нет, не так. Школа и радио появились вместе. Первого сентября 1955 года. Школьная легенда гласит: «Первые передачи шли из помещения настолько тесного, что уместиться там могли только один человек и один микрофон. Человека звали Григорий Яковлевич».

– В общем-то это неправда, – посмеиваясь, говорит Григорий Яковлевич Дорф. – Передачи с самого начала вели сами ребята. Я всегда за кадром. Но комнатка действительно была очень тесная. Сейчас в радиостудии тоже особенно не развернешься. Но это уже настоящая радиостудия с огромным пленочным архивом, звукорежиссерским пультом, колонками, радиоаппаратурой. В такой студии школьное радио живет с 1959 года.
В 1957 году в Москве был Международный фестиваль молодежи. Так вот, мы освещали этот фестиваль на нашем радио. И после него Дом радио предложил нам оборудовать вот эту студию. Мы оказались в нужное время в нужном месте.
С тех пор студия почти не изменилась. Разве что во много раз вырос архив и сменилось несколько поколений учеников. Но к Григорию Яковлевичу школьники прежних поколений все равно приходят.
– Это для меня своего рода барометр, – говорит он. – Если ученики приходят – все хорошо. Если нет – значит, что-то не так...
Сейчас все наше вещание занимает не больше десяти минут в день. Иначе просто никто слушать не будет. А раньше, в самом начале, мы по пятнадцать, по двадцать минут передачи делали... Тогда, в конце пятидесятых, мы были на пике популярности. Магнитофонов не было, телевизоры только-только начинали появляться. Вот мы и вещали взахлеб. Но даже маленькую пятиминутную передачу, как сейчас, мы делаем целый день, а то и несколько дней. А к новогоднему длинному выпуску начинаем готовиться сразу после осенних каникул. Нет, нас и сейчас слушают. Все-таки то, что по телевизору и по большому радио, – это чье-то. А наше радио – оно свое. Поэтому интересно.
В конце пятидесятых, когда появилась настоящая радиостудия, 112-я школа стала готовить специалистов звукозаписи. И теперь в гуманитарном классе у старших учеников два урока в неделю – радиожурналистика.
– Мы стараемся, чтобы ребята позанимались всем. И сценарной, и дикторской, и звукорежиссерской работой, – рассказывает мастер. – Не то чтобы мы хотели готовить универсалов. Просто для того, чтобы выбрать что-то по-настоящему свое, человек должен многое попробовать. Да и смысл нашей радиостудии совсем не в профессиональной подготовке. Хотя каждый год кто-нибудь из наших выпускников поступает или на журфак, или в Институт связи. Но не это главное. А что-то другое...
Никто из ребят, собравшихся на этой перемене в студии, не собирается в большой жизни заниматься радио. Для них здесь важно как раз то самое «что-то другое».
«Что-то другое» – это, считает мастер, новый интересный опыт, общение, да и просто возможность сказать: «Когда я учился в школе, я был диктором на радио...»
К своему радио в школе так привыкли, что даже и не представляют себе, как можно было бы жить без него. Оно вошло в школьный обиход наравне с педсоветами, родительскими собраниями и классными журналами.
Передачи школьная студия выпускает самые разные. От таких вот малышовых стихов и обращений учителей до юмористических, исторических и музыкальных программ. Недавно вот сделали выпуск про ЕГЭ.
– Ребятам так или иначе придется с этим столкнуться, – считает Григорий Яковлевич. – А что это такое, так до сих пор толком и непонятно. Вот мы и попытались поговорить об этом нормальным человеческим языком.
Самим же ребятам больше всего нравится устраивать «круглые столы». Такие разговоры про все на свете и «о последнем». Они говорят, что эта передача – одна из самых интересных и для журналистов, и для слушателей, но делать ее труднее всего. Сценарий сразу не напишешь, разговор ветвится, уходит в сторону. А втиснуть его надо в каких-нибудь пять минут. Как за несколько минут переговорить обо всем, что касается, например, отношений родителей и детей?
– Изворачиваемся, – смеются ребята. – Но на самом деле, когда «круглые столы» делаем, засиживаемся в студии допоздна. Каждому хочется сказать что-то, что для него самое важное. Вот и говорим, спорим, иногда ругаемся даже... А потом уже из всего этого составляем передачу. А еще иногда бывает так: приходишь на «круглый стол» и думаешь, что уверен в чем-то. И отстаиваешь это свое до хрипоты. А когда идешь домой, начинаешь думать: «А может, и по-другому тоже бывает?» И видишь привычные вещи совсем по-новому...
– Знаете, сколько передач сделано на нашем радио за пятьдесят лет? Десять тысяч!
Десять тысяч передач... И каждый студиец, каждый слушатель помнит свою самую-самую. Ученики начала 1970-х годов вспоминают, например, веселый и бесшабашный «Клуб капитанов», вел который пират Джон Сильвер – он же старшеклассник Леня Флорентьев. А самой любимой передачей для «радистов» всех поколений оказался «Пылесос» – школьный юмористический радиожурнал.
«... – Уважаемый семиклассник Разюпин! Ваши рисунки, выполненные на парте, – непревзойденный образец этого вида искусства. Расскажите нам подробнее о своей работе.
– А чего тут рассказывать? Сначала я вырезал на парте свои инициалы...
– Понятно. Все великие начинали с малого.
– Вот-вот. Потом я перешел к более сложным композициям. На моей парте появилась целая галерея типичных образов: синусоида, корень квадратный и профиль Верочки из 8 «А»...
– Интересно. А чем вы работаете?
– Чаще всего – гвоздиком, иногда – ножиком...
– А зубами не пробовали?
– Не пробовал, но идея хорошая.
– Скажите, а какие трудности приходится вам преодолевать?
– Работаю урывками, когда учитель отвернется.
– Очень любопытно. Расскажите, пожалуйста, о своих планах на будущее.
– Пока никаких планов. Сейчас я переживаю творческий кризис. Вызвали в школу родителей...»
Это интервью звучало не только в «Пылесосе», но и по Всесоюзному радио.
Интересно представить себе, как однажды, еще через полвека, наследники школьной радиостудии поставят пленку с этой записью. И может быть, они сами удивятся, что смеются тому же, чему смеялись школьники почти сто лет назад... А в том, что наследники у студии будут, сомневаться даже как-то неловко. Конечно, все будет уже иное. Но что-то самое главное останется. Останутся на пленках голоса школьников и их учителей. Останутся голоса Левитана, Кабалевского, Озерова, Папанова, записанные в этой студии. Останутся сценарии передач.
Ученики, конечно, будут другими. Они и сейчас другие, не такие, что были в 1955 году. Те – начинали, эти – продолжают. Ведут свою радиолетопись, чтобы потом передать ее тем будущим школьникам.
Вряд ли нынешние «радисты» понимают, что они участвуют в истории, что она отчасти творится их руками. Пока они просто радуются и работают над следующей передачей. Все педагогические тонкости – за кадром.
А может быть, это и есть главная педагогическая тонкость: сделать так, чтобы ученики делали настоящее дело? Делали, радуясь.

Ксения ТОЛОКОННИКОВА


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru