ШКОЛЬНЫЙ УКЛАД
Джон Сильвер школьной радиорубки
Что хранится в архивах из десяти тысяч
передач
Однажды в московской школе № 112
появилось свое радио.
Впрочем, нет, не так. Школа и радио появились
вместе. Первого сентября 1955 года. Школьная
легенда гласит: «Первые передачи шли из
помещения настолько тесного, что уместиться там
могли только один человек и один микрофон.
Человека звали Григорий Яковлевич».
– В общем-то это неправда, –
посмеиваясь, говорит Григорий Яковлевич Дорф. –
Передачи с самого начала вели сами ребята. Я
всегда за кадром. Но комнатка действительно была
очень тесная. Сейчас в радиостудии тоже особенно
не развернешься. Но это уже настоящая
радиостудия с огромным пленочным архивом,
звукорежиссерским пультом, колонками,
радиоаппаратурой. В такой студии школьное радио
живет с 1959 года.
В 1957 году в Москве был Международный фестиваль
молодежи. Так вот, мы освещали этот фестиваль на
нашем радио. И после него Дом радио предложил нам
оборудовать вот эту студию. Мы оказались в нужное
время в нужном месте.
С тех пор студия почти не изменилась. Разве что во
много раз вырос архив и сменилось несколько
поколений учеников. Но к Григорию Яковлевичу
школьники прежних поколений все равно приходят.
– Это для меня своего рода барометр, – говорит
он. – Если ученики приходят – все хорошо. Если
нет – значит, что-то не так...
Сейчас все наше вещание занимает не больше
десяти минут в день. Иначе просто никто слушать
не будет. А раньше, в самом начале, мы по
пятнадцать, по двадцать минут передачи делали...
Тогда, в конце пятидесятых, мы были на пике
популярности. Магнитофонов не было, телевизоры
только-только начинали появляться. Вот мы и
вещали взахлеб. Но даже маленькую пятиминутную
передачу, как сейчас, мы делаем целый день, а то и
несколько дней. А к новогоднему длинному выпуску
начинаем готовиться сразу после осенних каникул.
Нет, нас и сейчас слушают. Все-таки то, что по
телевизору и по большому радио, – это чье-то. А
наше радио – оно свое. Поэтому интересно.
В конце пятидесятых, когда появилась настоящая
радиостудия, 112-я школа стала готовить
специалистов звукозаписи. И теперь в
гуманитарном классе у старших учеников два урока
в неделю – радиожурналистика.
– Мы стараемся, чтобы ребята позанимались всем. И
сценарной, и дикторской, и звукорежиссерской
работой, – рассказывает мастер. – Не то чтобы мы
хотели готовить универсалов. Просто для того,
чтобы выбрать что-то по-настоящему свое, человек
должен многое попробовать. Да и смысл нашей
радиостудии совсем не в профессиональной
подготовке. Хотя каждый год кто-нибудь из наших
выпускников поступает или на журфак, или в
Институт связи. Но не это главное. А что-то
другое...
Никто из ребят, собравшихся на этой перемене в
студии, не собирается в большой жизни заниматься
радио. Для них здесь важно как раз то самое
«что-то другое».
«Что-то другое» – это, считает мастер, новый
интересный опыт, общение, да и просто возможность
сказать: «Когда я учился в школе, я был диктором
на радио...»
К своему радио в школе так привыкли, что даже и не
представляют себе, как можно было бы жить без
него. Оно вошло в школьный обиход наравне с
педсоветами, родительскими собраниями и
классными журналами.
Передачи школьная студия выпускает самые разные.
От таких вот малышовых стихов и обращений
учителей до юмористических, исторических и
музыкальных программ. Недавно вот сделали выпуск
про ЕГЭ.
– Ребятам так или иначе придется с этим
столкнуться, – считает Григорий Яковлевич. – А
что это такое, так до сих пор толком и непонятно.
Вот мы и попытались поговорить об этом
нормальным человеческим языком.
Самим же ребятам больше всего нравится
устраивать «круглые столы». Такие разговоры про
все на свете и «о последнем». Они говорят, что эта
передача – одна из самых интересных и для
журналистов, и для слушателей, но делать ее
труднее всего. Сценарий сразу не напишешь,
разговор ветвится, уходит в сторону. А втиснуть
его надо в каких-нибудь пять минут. Как за
несколько минут переговорить обо всем, что
касается, например, отношений родителей и детей?
– Изворачиваемся, – смеются ребята. – Но на
самом деле, когда «круглые столы» делаем,
засиживаемся в студии допоздна. Каждому хочется
сказать что-то, что для него самое важное. Вот и
говорим, спорим, иногда ругаемся даже... А потом
уже из всего этого составляем передачу. А еще
иногда бывает так: приходишь на «круглый стол» и
думаешь, что уверен в чем-то. И отстаиваешь это
свое до хрипоты. А когда идешь домой, начинаешь
думать: «А может, и по-другому тоже бывает?» И
видишь привычные вещи совсем по-новому...
– Знаете, сколько передач сделано на нашем радио
за пятьдесят лет? Десять тысяч!
Десять тысяч передач... И каждый студиец, каждый
слушатель помнит свою самую-самую. Ученики
начала 1970-х годов вспоминают, например, веселый и
бесшабашный «Клуб капитанов», вел который пират
Джон Сильвер – он же старшеклассник Леня
Флорентьев. А самой любимой передачей для
«радистов» всех поколений оказался «Пылесос» –
школьный юмористический радиожурнал.
«... – Уважаемый семиклассник Разюпин! Ваши
рисунки, выполненные на парте, – непревзойденный
образец этого вида искусства. Расскажите нам
подробнее о своей работе.
– А чего тут рассказывать? Сначала я вырезал на
парте свои инициалы...
– Понятно. Все великие начинали с малого.
– Вот-вот. Потом я перешел к более сложным
композициям. На моей парте появилась целая
галерея типичных образов: синусоида, корень
квадратный и профиль Верочки из 8 «А»...
– Интересно. А чем вы работаете?
– Чаще всего – гвоздиком, иногда – ножиком...
– А зубами не пробовали?
– Не пробовал, но идея хорошая.
– Скажите, а какие трудности приходится вам
преодолевать?
– Работаю урывками, когда учитель отвернется.
– Очень любопытно. Расскажите, пожалуйста, о
своих планах на будущее.
– Пока никаких планов. Сейчас я переживаю
творческий кризис. Вызвали в школу родителей...»
Это интервью звучало не только в «Пылесосе», но и
по Всесоюзному радио.
Интересно представить себе, как однажды, еще
через полвека, наследники школьной радиостудии
поставят пленку с этой записью. И может быть, они
сами удивятся, что смеются тому же, чему смеялись
школьники почти сто лет назад... А в том, что
наследники у студии будут, сомневаться даже
как-то неловко. Конечно, все будет уже иное. Но
что-то самое главное останется. Останутся на
пленках голоса школьников и их учителей.
Останутся голоса Левитана, Кабалевского,
Озерова, Папанова, записанные в этой студии.
Останутся сценарии передач.
Ученики, конечно, будут другими. Они и сейчас
другие, не такие, что были в 1955 году. Те –
начинали, эти – продолжают. Ведут свою
радиолетопись, чтобы потом передать ее тем
будущим школьникам.
Вряд ли нынешние «радисты» понимают, что они
участвуют в истории, что она отчасти творится их
руками. Пока они просто радуются и работают над
следующей передачей. Все педагогические
тонкости – за кадром.
А может быть, это и есть главная педагогическая
тонкость: сделать так, чтобы ученики делали
настоящее дело? Делали, радуясь.
Ксения ТОЛОКОННИКОВА
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|