УРОКИ ГРАММАТИКИ
ЕГЭ уже сдают! Переживают, активно
обсуждают. И каждый, кто связан со школой,
напряженно всматривается в ЕГЭ-контроль: следует
правильно уловить образовательный заказ.
В угоду новым приоритетам сегодня многие
педагоги сознательно отказываются от важных для
себя педагогических идей и под диктатом тестовых
форм контроля перестраивают методику. Куда
спокойнее и ироничнее ученики: "Ничего
страшного, немного потренируемся и спляшем под
эту дудочку". Простодушная реплика, а сколько
точных вопросов скрывает! В самом деле, что это за
дудочка? Кто на ней играет? И почему она нас
гипнотизирует?
…Когда гамельнский Крысолов уводил из города
детей, он наказывал жителей за неисполненное
обещание. И первой бежала дочь бургомистра. Когда
по зову ЕГЭ в школу приходит скупость,
скаредность, сведение содержания урока к
прожиточному минимуму теста, когда становится
невозможным следование декларируемым ценностям
образования, – из школы бегут прочь. Не только
дочери бургомистра.
Балл-маскарад
Как готовят экспертов для ЕГЭ
В этом году московские школьники
впервые массово включились в эксперимент по ЕГЭ.
Теперь у выпускников не осталось выбора, кроме
как выбирать правильный ответ из предложенных. В
части «А» самое главное – аккуратно заполнять
графы. В части «В» – знать определения анафоры,
эпифоры, парцелляции и чего-нибудь еще, ведь
конечного списка лингвистических терминов,
обязательных для ученического употребления, не
существует! Разобравшись «по понятиям»,
экзаменуемый переходит к части «С»: анализ
отрывка. Кто-то этот отрывок выбрал и повелел:
«Связно, грамотно, выразительно и доказательно
рассказать, какие в тексте проблемы, насколько
они близки вам лично и каковы наиболее
характерные для прочитанного текста средства
выразительности».
Все сделано так, чтобы родной язык и литература в
школе содержались отдельно от свободной
человеческой мысли.
Дерзайте в нужном направлении
И далее. В связи с ростом количества экзаменуемых
в Москве началось рекрутирование экспертов из
учителей. Проверять они будут часть «С», не
поддающуюся компьютерной обработке. Можно
сказать, они будут определять судьбу
абитуриента: за часть «С» ставится до 21 балла (из
59 возможных). Без этих баллов даже тройку
получить нельзя.
Для педагогов организовали краткосрочные курсы:
их стали обучать тонкостям экспертизы текстов
части «С». Учителя – люди добросовестные, но суть
происходящего они улавливали с трудом.
Рассказывает одна из слушательниц: «На первом
занятии выступала автор тестов Ирина Петровна
Цыбулько. Полтора часа такой демагогии, какой я
не слышала с брежневских времен,
бессодержательной, не имеющей отношения к
реальности. Речь шла о компетенциях, но ими и не
пахнет в КИМах! Проверяют все те же знания, только
в немыслимых количествах. Появились специальные
термины, понятия, не зафиксированные ни в одной
программе, ни в одном стандарте. Наши возражения,
вопросы не принимались в расчет, резко
пресекались. Видимо, так же мы должны вести себя
на уроке: требовать абсолютного послушания
учеников и натаскать их на жестко заданный
алгоритм. И забыть о самостоятельности,
творчестве».
Наличие части «С» в экзаменационной работе
авторы преподнесли как свою великую заслугу:
экзаменуемые будут работать с «целостным
текстом». На самом деле ничего подобного личному
целостному восприятию художественного текста не
предусматривается. Ребенок должен подробно и
«верно» (это слово многократно повторяется в
нормах оценивания) ответить на вопросы, а эксперт
по множеству разрозненных критериев оценит его
ответы.
Из рассказа слушательницы курсов: «Нам повторяли
много раз и написали это в “Методических
рекомендациях по оцениванию заданий с
развернутым ответом”: нельзя сочинение
воспринимать личностно и целостно. Оценивается
не работа в целом, а умения и навыки!»
Ненормативно – это как?
Я много лет училась читать детские тексты, а не
проверять их. Вдумывалась, сопереживала, видела
за строчками человека. Теперь, выходит, это
неактуально?
Однако ситуация с подготовкой экспертов такова,
что ни огорчаться, ни брать под козырек пока не
стоит.
Несмотря на высокий уровень профессионализма и
специальную подготовку, эксперты в своих оценках
часто не приходят к согласию. Организаторы
признают, что встречаются существенные
расхождения при оценивании степени понимания
абитуриентом проблематики исходного текста и
позиции автора. В процентном соотношении – более
11% случаев! Еще больше разногласий в оценке
качества анализа языковых средств.
Что ж тут удивительного, ведь художественные
произведения (а предлагается много притч) по
определению многозначны, вызывают самую
разнообразную интерпретацию. Но требуется
«понять верно». Это как? В точном соответствии с
пониманием организаторов? Видимо, так. Потому что
эксперту заранее дается так называемая модель
ответа, где сказано, как следует понимать смысл
анализируемого текста, какие художественные
средства в нем следует найти. Боже упаси, если
эксперт начнет вдумываться в содержание
предложенного отрывка! Приведу пример модели
ответа по тексту В. Чивилихина, в котором
рассказывается, почему водоемы зимой не
промерзают до дна: «Желательно, чтобы в сочинении
экзаменуемый отразил и прокомментировал
содержание и основную проблематику текста:
показать необычное в обычном на примере воды;
назвал не менее двух средств выразительности,
характерных для данного текста (синтаксический
параллелизм, риторическое высказывание,
оценочная лексика, термины)…»
И не дай бог, если ученик искренне отнесется к
прочитанному, удивится, признается, что раньше не
задумывался о подобных вещах! За оригинальность
и творческий подход он получит один балл, а вот за
несоответствие нормативной модели ответа
потеряет все. Да это же абсурд, скажете вы,
салтыковщедринщина. Стоп: включение неологизмов
в текст экзаменационной работы считается
ненормативным и является ошибкой. Вы обязаны
знать о словотворчестве все, но не имеете права
им заниматься. Под страхом потери балла.
Ненормативным может быть «неверное членение на
абзацы». Фраза «Если спросить ребенка, то он
ответит, что дружба – это когда оба человека
всюду вместе» должна помечаться экзаменуемым
как ненормативная.
А так правильно?
Ненормативность подстерегает эксперта на каждом
шагу. Он должен быть бдителен. Поэтому прежде чем
превратиться в настоящего эксперта, учитель
проходит трудное испытание. Ему дают
прошлогоднюю экзаменационную работу, и он ее
перепроверяет. Если его оценка совпадет (или
разойдется не больше чем на один балл) с той, что
была поставлена, значит, «клиент готов». Он имеет
полное право принимать ЕГЭ.
Моя собеседница, слушательница курсов, не сдала
зачет: «Одно сочинение, на мой взгляд, интересное,
яркое, я оценила выше, чем нужно. Зато за второе,
кондовое, невыразительное, поставила мало
баллов. Со мной даже разговаривать не стали – не
сдала и все. А ведь мне не все равно, чем
заниматься на уроках: учиться с ребятами читать,
думать, выражать себя в слове или зубрить никому
не нужную информацию, натаскивать класс на
бессмысленный шаблон. Если так дальше пойдет, не
буду работать в старших классах. Буду… цветы на
даче выращивать!»
Что и говорить, изображать машину в ситуации,
когда настоящая машина оценивать задания группы
«С» отказывается, для педагога-филолога
унизительно. Об этом вздыхают и те, кто «прошел в
эксперты»: «Противно, а что делать? Не упускать же
возможность дополнительного заработка!»
Татьяна ПЕВЦОВА,
учитель русского языка
Москва
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|