УРОКИ ГРАММАТИКИА
ЕГЭ уже сдают! Переживают, активно
обсуждают. И каждый, кто связан со школой,
напряженно всматривается в ЕГЭ-контроль: следует
правильно уловить образовательный заказ.
В угоду новым приоритетам сегодня многие
педагоги сознательно отказываются от важных для
себя педагогических идей и под диктатом тестовых
форм контроля перестраивают методику. Куда
спокойнее и ироничнее ученики: "Ничего
страшного, немного потренируемся и спляшем под
эту дудочку". Простодушная реплика, а сколько
точных вопросов скрывает! В самом деле, что это за
дудочка? Кто на ней играет? И почему она нас
гипнотизирует?
…Когда гамельнский Крысолов уводил из города
детей, он наказывал жителей за неисполненное
обещание. И первой бежала дочь бургомистра. Когда
по зову ЕГЭ в школу приходит скупость,
скаредность, сведение содержания урока к
прожиточному минимуму теста, когда становится
невозможным следование декларируемым ценностям
образования, – из школы бегут прочь. Не только
дочери бургомистра.
Все дело в букве
Что изучают на уроках русского языка
вместо русского языка?
Роль буквы в школьной жизни огромна.
Первое дело ученика – не запутаться, разобраться
в неочевидных значениях разных букв.
Есть литера класса. «Ашки» и «бэшки» – два
разряда людей, про «вэшек» и «гэшек» говорить
нечего, а каково учиться в 1«К» классе?
Можно представить себе землекопа и даже
«половину землекопа», но что такое «Х – У»? На
математике пишем символы по-латински, на
геометрии и физике – по-гречески, а на химии что
ни буква, то название элемента. Буква где-то
рядышком с числом, и наоборот: цифры выступают в
роли аббревиатуры. За цифрой «5» стоит «отлично»,
и это один ряд переживаний, за цифрой «2» – совсем
другое.
Все буквы в школе – переменные. Есть, например, в
алфавите буква «я». Важная буква, потому что эта
«я» вовсе не Я. Школьное «я» у всех одинаково.
Каждому ученику понятно, что когда ему дают тему
«Как я провел лето?», спрашивают не про
Я-какой-я-есть, а про Я-которое-должно-быть. Надо
подумать: а как должен проводить лето ученик?
Искренностью только людей насмешишь: «В этом
году родители не смогли меня никуда отправить, и
лето я провел в подвале нашего дома, где мы
оборудовали штаб и играли в разведчиков…» И если
в школе тебя просят найти значение Х, ищи ответ. И
не думай, что это математика.
Далеко же простирается школьный алфавит!
Единица грамотности
При изучении русского языка все внимание
сосредоточено конечно же на букве, этой наиболее
очевидной единице текста. Преобладающее
упражнение – вставить букву. Буквально:
оценивается не знание русского языка, а умение
правильно поставить буквы.
Пятиклассник переписывает из учебника
словосочетание «раздЕваться в вышине» и на
вопрос: «Это как?» – отвечает: «РаздЕть!» Слово
«раздаваться» ему не пришло в голову, но при чем
здесь смысл, если орфограмму №1 он применил.
Выполняя упражнения на вставку букв, дети имеют
дело не со смыслами, а с буквами. Буквы нужно
вставить правильно! Отношения с русским языком у
ребенка примерно такие: есть любимые буквы, есть
и нелюбимые. Нелюбимые вызывают проблемы: «н»
(одна или две?), «ь-ъ» (ставить или нет?), шипящие (о
букве после них приходится думать), а также
парочки «а-о», «е-и».
Почему упор делается на буквы, ведь это
обессмысливает язык? Не то нужно учить, не сюда
бросать
силы!
Риторические вопросы: букву легче
проконтролировать.
Содержание есть у слова, только слову учить
гораздо труднее.
Как правильно не по правилам
Мы обманываем себя, когда думаем, что наделяем
формальную задачу неформальным содержанием:
позволяем себе говорить об историческом смысле
буквы, о части речи, части слова и даже
синтаксической роли буквы (некоторые буквы вовсе
не буквы, а слова!). В поисках смысла можно
наделить смыслом что угодно.
Будем объективны: мы просим вставить буквы, и
ученик делает не что иное, как вставляет буквы.
Как он их вставляет – это его дело. Известно
только, что правила вспоминают так называемые
слабые, точнее сказать, доверчивые ученики.
Отличники и хорошисты никаких правил не
вспоминают, аргументации не ищут – это лишнее, а
им вечно некогда. У них совершенно другая
психология: они опираются на собственное
соображение, поэтому ориентируются по-своему:
«красиво-некрасиво», «а как рука подскажет»,
«должно быть так» – валидность буквы определяют
по какой-то своей системе. Но именно это
называется умением писать. Грамотность – это
не когда букву вставляют,
а когда образ слова чувствуют.
Внимание к месту неуместно
В написанное с пропуском слово надо вставить
букву. Как ни вырисовывай, красиво не получится:
таким же шрифтом, цветом написать не сможешь. В
русском же языке выбор буквы определяется не
самой буквой, а близостью к чему-то или
удаленностью от чего-то – разными зависимостями;
поэтому повышенное внимание к букве по окончании
занятий каллиграфией просто ни к чему. Простой
пример вреда букволюбия: как бы мы ни учили
связывать постановку запятой со строением
предложения, как бы ни отрабатывали навык
анализа синтаксической структуры, любой ученик
продолжает привязывать знак препинания к букве
(и, а, но) или к союзам, имеющим чуть больше смысла,
чем буквы. Так уж наш ученик заточен: правила в
одном кармане, навык сам по себе.
ЕГЭ: что, где, когда
Ни для кого не секрет, что эрудит и специалист не
одно и то же. Широта охвата информации и глубина
ее постижения редко пересекаются в одной
человеческой голове. Что мы проверяем на ЕГЭ?
Широту охвата. Какое может быть требование к
ребенку по поводу знания русского языка? Только
одно: чтобы он мог писать относительно грамотно.
Хорошо, что в ЕГЭ включено задание на составление
письменного высказывания о чужом тексте – о его
смысле и стиле. Ведь если человек высказывается
грамотно, он знает русский язык. Но непонятно,
какое отношение к русскому языку имеют нерусские
слова «анафора», «метонимия», «парцелляция» и
прочие термины? Эти опосредованные названия,
ярлычки, повешенные древними риторами на те или
иные случаи необычного (ненормативного)
употребления языка, – предмет специальных
риторико-поэтических штудий. Когда мы говорим о
тропах и фигурах, мы обсуждаем вопрос о том, как
следует нарушать правила ради того, чтобы
добиться выразительности и глубины
высказывания. Инверсия – изменение порядка слов;
парцелляция – произвольное членение
предложения; метафора – нарушение лексической
сочетаемости. Почувствовать стиль, понять смысл
текста и выразить это письменно человек может и
не имея ясного представления о метафоре или
эвфонии (переизбытке какого-то звука,
фонетическом повторе). И наоборот: читатель может
знать приемы выразительности и находить их в
тексте, но при этом ничего не чувствовать (не
понимать).
ЕГЭ знания проверяет, а не грамотность. Не
способность мыслить и говорить, а готовность к
нужным ответам на известные вопросы. Слово
ученика ничего не весит, и он не отвечает за свои
слова. Что за прелесть: абстрактный ученик пишет
абстрактную работу! Он знает, как правильно
писать по-русски. Умеет придумывать правильные
ответы на вопросы к тексту, даже если его мнение о
тексте самое невысокое.
Иначе как новую школьную переменную, воспринять
ЕГЭ невозможно.
Людмила КОЖУРИНА
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|