ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ
«Этот экзамен проводится в первую
очередь для организаторов»
22 апреля по всей стране прошли пробные
ЕГЭ
За несколько лет пробное тестирование
стало повседневностью. СМИ сообщают о них
деловито и с большим интересом. Примечательный
факт: руководители образования в разных регионах
России еще не разобрались, что можно и что нельзя
сообщать прессе о пробных экзаменах.
«Пробник» ЕГЭ, проводимый в последней
декаде апреля, – это официальная репетиция ЕГЭ.
Он проводится по тестовым материалам из Москвы, и
его результаты отправляются для проверки в Центр
тестирования. Оценки возвращаются в регионы в
виде тестовых баллов и в отличие от ЕГЭ июньской
волны не переводятся в школьные отметки.
В последние дни региональные информагентства
запестрели сообщениями о проведении пробного
ЕГЭ.
В ряде регионов руководители образования
перепутали пробный ЕГЭ с неким тренировочным
тестированием местного значения. Например, 31
марта в Тюмени состоялся малопонятный
«репетиционный ЕГЭ по гуманитарным наукам».
В Татарстане еще 29 марта среди желающих был
проведен локальный экзамен, в котором приняли
участие 1714 выпускников (28% из них, как сообщили в
республиканском министерстве образования,
получили «неуды»). Региональные СМИ опрометчиво
оповестили, что предварительный пробный экзамен
в Набережных Челнах состоялся в форме и по
технологии ЕГЭ. Ведь факт означает, что в регионе
оказалось подозрительно много неиспользованных
спецпакетов с заданиями ЕГЭ.
Интересная ситуация сложилась на пробном ЕГЭ в
Иркутске. По сообщению начальника департамента
образования администрации Иркутска Виктора
Басюка, «около 10% участников пробного ЕГЭ (а это
2114 выпускников) отказались сдавать экзамен.
Ученики сразу или через какое-то время покидали
аудитории. Многие из старшеклассников просто
приходили посмотреть, как проводится экзамен в
формате ЕГЭ».
Большинство региональных руководителей
образования предпочли провести 22 апреля
маленький «пробничек» ЕГЭ.
Даже в Свердловской области, где министр
образования Валерий Нестеров объявил, что
добровольно никогда не введет единый госэкзамен
на территории области, локальный репетиционный
ЕГЭ в девяти школах все-таки был проведен. Об этом
сообщили информагентства.
Свердловская область – не исключение. Ряд
регионов включились в ЕГЭ только несколькими
школами. Например, во Владимирской области в ЕГЭ
принимает участие один район – Муромский.
И это заставляет задуматься. Владимирская
область расположена в ближайшем соседстве с
Москвой. В столицу стремятся на учебу многие
владимирские школьники.
Москва обманула ожидания столичных выпускников.
В начале года им пообещали сдачу всех предметов в
форме ЕГЭ.
На грандиозный проект введения ЕГЭ в столице
руководитель Департамента образования Москвы
Любовь Кезина запросила у Рособразования и
Рособрнадзора ни много ни мало – триста
миллионов рублей. Иными словами, больше половины
той суммы, которая будет выделена на проведение
ЕГЭ по всей России.
Получив отказ, руководитель столичного
образования обиделась и объявила о проведении в
Москве всего двух экзаменов ЕГЭ – по русскому
языку и истории России.
Руководители Департамента образования Москвы
проявили заботу об имидже столичного
образования: из осторожности они выбрали два
предмета, по которым на ЕГЭ прошлого года
российские школьники показали наилучшие
результаты. Кезина решительно отказалась от ЕГЭ
по математике, на котором в прошлом году в стране
насчитывалось рекордное количество (до 80% в
некоторых регионах) двоек.
Это нельзя назвать заботой о поступлении
московских школьников в 78 столичных вузов,
обязавшихся засчитывать баллы ЕГЭ на
вступительных экзаменах. Пока о своем нежелании
принимать свидетельства о сдаче ЕГЭ заявили МГУ,
Академия ФСБ, Академия государственной
противопожарной службы МЧС России, вузы
искусств.
В северной столице не стали увеличивать
количество предметов ЕГЭ. Первым и единственным
экзаменом был и остается русский язык. 22 апреля
по нему был проведен пробный ЕГЭ. Примечательна
оговорка начальника отдела модернизации
Комитета по образованию Санкт-Петербурга
Леонида Илюшина. «Этот экзамен проводится в
первую очередь для организаторов, – заявил он, –
чтобы проверить, как действует техника, как
отработана схема». В прошлом году петербуржцы,
принимающие пробный ЕГЭ по технологии фирмы
КРОК, не смогли даже проверить результаты ЕГЭ: не
совпали форматы, в которых работают ЗАО КРОК и
проверяющая организация – Центр тестирования.
В конце апреля сообщения о сдаче пробного ЕГЭ
пришли почти из всех российских регионов.
Почему региональная пресса и местные
руководители уделяют внимание событию местного
значения? Что происходит? Дети сдали пробный ЕГЭ,
приучились заполнять странные бланки, убедились,
что нежелательно опаздывать на экзамен и
забывать дома паспорта… Почему сообщений о
репетиционном ЕГЭ едва ли не больше, чем о едином
госэкзамене июньской волны?
Можно предположить, что вся страна понемногу
осознает: школьникам России необходим такой ЕГЭ,
который можно было бы сдавать много раз. Лозунг
мог бы звучать так: «Больше ЕГЭ – хороших и
разных». И эта спонтанно возникшая в
региональном общественном мнении уверенность
полностью соответствует наработанному
десятилетиями мировому опыту.
Американская служба ETS тестирует школьников
восемь раз в год. В Великобритании тестирования
начинаются с начала учебного года. У нас под
боком, в Белоруссии, старшеклассник может
тестироваться несколько раз в год – причем при
поступлении в вузы республики учитывается
только лучший результат. Российские
руководители образования пока настаивают на
единственном ЕГЭ, от которого зависит дальнейшая
судьба выпускника.
Вероятнее всего, эту ошибку им в ближайшие годы
придется все-таки исправить. Общественность
заставит.
По сообщению начальника департамента
образования администрации Иркутска Виктора
Басюка, «около 10% участников пробного ЕГЭ
отказались сдавать экзамен. Ученики сразу
или через какое-то время покидали аудитории.
Многие из старшеклассников просто приходили
посмотреть, как проводится экзамен в формате
ЕГЭ»
Вся страна понемногу осознает: школьникам
России необходим такой ЕГЭ, который можно было бы
сдавать много раз. Лозунг мог бы звучать так:
«Больше ЕГЭ – хороших и разных».
И эта спонтанно возникшая в региональном
общественном мнении уверенность полностью
соответствует наработанному десятилетиями
мировому опыту.
Светлана КИРИЛЛОВА
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|