КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ВЫСТАВКЕ
Московской школы пестрый сор
“Бубновый валет” и через 100 лет козырная
карта живописи
Именно так, заменив одно слово в
пушкинской строке – «фламандской школы пестрый
сор», – можно определить веселую сущность
обширной выставки российского объединения
«Бубновый валет», которая открылась в
Третьяковской галерее (Крымский вал, 9).
Шокирующее название было под стать тому
искусству, которое Петр Кончаловский, Илья
Машков, Аристарх Лентулов, Александр Куприн,
Наталья Гончарова, Михаил Ларионов, Роберт Фальк
и некоторые другие живописцы обрушили на головы
своих современников. Даже сегодня, почти через
сто лет, многие вроде бы приученные к различным
модернистским новациям зрители чувствовали на
себе сокрушительный красочный напор живописи
бубнововалетцев. Кстати сказать, по своей стати и
темпераменту это были и впрямь русские богатыри,
а не «бледные юноши с взором горящим». Не
случайно И.Машков начертал на стенах своего
ателье: «В моей мастерской работают только
сильные и здоровые». В своем «Автопортрете и
портрете П.П.Кончаловского» (1910) он изобразил
себя и своего друга полуобнаженными
мускулистыми атлетами по аналогии с цирковыми
афишами Ивана Поддубного и других знаменитых
борцов и силачей того времени. Как ни странно, но
даже такой искушенный в искусстве человек, как
Валентин Серов, и тот воскликнул в сердцах на
выставке бубнововалетцев: «Это не живопись, а
фонарь!» Шумные вернисажи, повышенное внимание
прессы, скандалы – все это неизменно
сопровождало выставки объединения с момента
возникновения в конце 1910 года и вплоть до
рокового 1917 года.
Живопись бубнововалетцев возникла не на пустом
месте. Исследователь русского искусства
московский искусствовед Глеб Поспелов писал, что
«на рубеже 1900–1910 годов, то есть как раз в период
формирования «бубнового валета», европейская
живопись вступала в свою критическую фазу. Это
были годы решительного выступления наиболее
радикальных и разрушительных по отношению к
традиционному искусству живописных течений –
экспрессионизма и кубизма в Германии и Франции,
примитивизма и супрематизма в России». Весьма
характерно, что русские художники в 1910–1914 годах,
то есть до Первой мировой войны, устраивали
объединенные экспозиции с французскими и
немецкими живописцами, демонстрируя общность
стоящих перед ними задач. Но не правы были те
зрители, кто видел в их искусстве одно лишь
«смешение французского с нижегородским».
Влияние Сезанна и других представителей
французского постимпрессионизма, а в дальнейшем
и фовизма (французский перевод слова «дикий»)
безусловно было, но, оглядываясь сегодня на весь
путь бубнововалетцев, можно смело утверждать,
что о банальном подражании французской школе не
может быть и речи. На выставке в Третьяковской
галерее в этом легко убедиться, так как там среди
обилия произведений россиян деликатно
представлены Анри Матисс, Поль Гоген и некоторые
другие мастера французского искусства.
Живопись москвичей, составлявших основу
объединения, напоминала, по меткому замечанию
критика Абрама Эфроса, своеобразный «обжорный
ряд». Натюрморт как жанр преобладал в
экспозициях и был отнюдь не «мертвой натурой», а
мощной демонстрацией материальной «вещности».
«Хлебы» И.Машкова, «Сухие краски»
П.Кончаловского, бесконечные развалы и стройные
композиции, составленные из фруктов, овощей,
цветов, бутылок, ваз и подносов у А.Куприна и
Р.Фалька, – все это разнообразие предметной
плоти горело и переливалось в произведениях
названных мастеров, их товарищей и учеников.
Огромные холсты А.Лентулова обрушивали на
зрителей целые каскады музыкальных
цветосочетаний. Не случайно одно из программных
своих творений он назвал «Звоны». Золото куполов
или сияющие на темно-синем фоне звезды этот
художник для усиления эффекта иногда изготовлял
из серебряной или золотой фольги. Любил подобные
коллажи и П.Кончаловский, «вписывающий» в свои
холсты этикетки и газетные страницы. В чести у
бубнововалетцев была и эстетика городских
вывесок, ярмарочных фотографических портретов и
народных картинок. Для кого-то это казалось
далекой от серьезного искусства игрой и чуть ли
не фокусничеством, но на самом деле художники
успешно пробивались к новому пониманию
возможностей декоративизма и монументального
искусства. Не случайно многие из них плодотворно
работали в сценографии, создавали праздничное
оформление площадей и улиц.
К сожалению, в конце 20-х – начале 30-х годов с
пестрой картиной разнообразных творческих
объединений и направлений было покончено.
Крепнущая и все более коснеющая в своем
партийном невежестве власть решила упорядочить
творческую вольницу и приступила к созданию так
называемых творческих союзов. Тогда же была
явлена миру и мертворожденная идеологическая
догма «социалистического реализма». Если бы на
нынешней выставке «Бубнового валета» были
показаны произведения ее ведущих мастеров,
созданные в конце 30–40-х или 50-х годов, мы бы
многих из них попросту не узнали. Это даже нельзя
назвать перерождением. Это было условием
выживания. Очень немногие, в частности Р.Фальк,
уходили в камерное глубинное творчество,
замыкались в своих мастерских и так или иначе
противостояли внешнему воздействию, за что и
были уличаемы в «формализме» и прочих смертных
грехах и отклонениях от основной линии партии. Но
как только в истории нашего отечества намечался
какой-либо либеральный просвет и очередная
«оттепель», так сразу же в искусстве делались
попытки восстановления «связи времен», живая
суть «Бубнового валета» и других отечественных и
мировых стилистических направлений вновь
обретала свою неувядающую творческую
привлекательность.
Вильям МЕЙЛАНД
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|