ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ
Воспитание как сплошное наказание
Современный идеал любви к ребенку в
прошлом был просто невозможен
Историки нравов, культурологи и
антропологи утверждают: в нынешнем веке
принципиально изменилось отношение к ребенку. В
Средние века “детей не очень любили (исключением
были только некоторые матери) и воспитание
представляли себе именно как наказание”, –
пишет историк Илья Докучаев в книге “Введение в
историю общения”. Воспитание в постоянном
страхе, то есть в условиях резкого
эмоционального неблагополучия, считалось не
только нормальным, но даже необходимым и
желательным.
Современный идеал любви к ребенку в прошлом был
просто невозможен. Мешала слишком колоссальная,
труднопредставимая в наши дни детская
смертность. В середине прошлого столетия
писатель Джордж Оруэлл провел четкую связь
детской смертности с жестокостью по отношению к
детям: “В начале девятнадцатого века уровень
рождаемости был чрезвычайно высок, но тогдашнее
отношение к детям сегодня кажется нам неимоверно
черствым. Не вызывая особого протеста общества,
шестилетних детей продавали на рудники и
фабрики; смерть же ребенка – самое страшное
несчастье, какое только доступно воображению
современного человека, – не считалась ничем
особенным”. О каком эмоциональном благополучии
тут говорить…
В исследовании “Ребенок и семейная жизнь при
старом порядке” французский культуролог Филипп
Арьес свидетельствует: “Ребенок очень рано
уходил из-под родительской опеки. Семья не могла
питать глубокие экзистенциальные чувства между
родителями и детьми. Семья была скорее
социальной данностью, чем эмоциональной
категорией”.
Изучая страшную проблему – как же могло
случиться, что культурнейший народ Гёте и
Бетховена поддержал гитлеризм, – специалисты
обращают внимание и на такой аспект, как
специфика немецкого воспитания в начале ХХ века.
“Всеобщим и повсеместным истязанием детей”
называет возобладавшие тогда воспитательные
методы швейцарский психолог Элис Миллер в статье
“Политические последствия дурного обращения с
детьми”, опубликованной в сборнике
“Обыкновенное зло: исследования насилия в
семье”.
Очень суровое, жесткое, с применением физических
наказаний воспитание должно было превратить
детей в идеальных граждан германского
государства. Движимые, как им казалось, самыми
добрыми намерениями, родители и учителя
следовали таким педагогическим установкам,
которые требовали, чтобы ребенок проявлял
беспрекословное и нерассуждающее послушание,
воспринимал взрослого как своего повелителя и
постоянно помнил об угрозе физической расправы.
Тогдашние педагоги-теоретики уверяли, что к
жестокому избиению прибегать часто не придется.
Достаточно, мол, одного-двух раз, но
“по-настоящему”. Зато впоследствии одного лишь
взгляда, одного угрожающего жеста будет
достаточно, чтобы мгновенно и полностью
подчинить себе ребенка. То есть воспитание в
страхе и подавленности, в предельном
эмоциональном неблагополучии веками считалось
необходимым и желательным.
В России на рубеже ХIХ–ХХ веков к проблемам
эмоционального неблагополучия детей заставила
обратиться прокатившаяся по стране волна
подростковых самоубийств. В журнале “Воспитание
и обучение” педагоги пытались начать серьезный
разговор, чтобы понять, “где кроется
действительная причина этих эпидемических
самоубийств, этого самоистребления молодых
жизней”... В статье “Одиночество детей”,
появившейся в 1897 году с горестным комментарием,
опубликованы последние слова из дневника юного
самоубийцы: “Спрашиваю я, зачем жить, и особенно
мне, ни на что не пригодному человеку? Пусть живут
и работают те, кто обладают силой и талантом, чья
жизнь дорога кому-нибудь. А я? Что мне жизнь и что
я ей?”
А потом в газетах появляется заметка, ставшая за
последнее время такой частой: “На Сергиевской
улице застрелился молодой человек 17 лет. Причина
самоубийства неизвестна”. Неизвестна товарищам,
близким, даже родителям! Если бы мы поняли его
одиночество, может быть, печальная газетная
заметка не появилась бы? К сожалению, серьезная
общественная дискуссия тогда так и не состоялась
по-настоящему.
В педагогике и психологии в последние два года
начали появляться исследования, посвященные
эмоциональному неблагополучию детей, от
которого, как свидетельствует кандидат
психологических наук Вероника Сорокина в работе
“Негативные переживания детей в начальной
школе”, не избавлены даже младшие школьники.
В начальной школе исследования выявили 10–12%
ребятишек с устойчивыми негативными
переживаниями. “Усугубляет ситуацию
авторитарный стиль педагогического воздействия,
– утверждает исследовательница. – Незнание
внутренней картины переживаний ребенка приводит
к усилению эмоционального неблагополучия детей
в школе. Если даже учитель посочувствует, чего
почти никогда не бывает, он не владеет навыками
помощи”.
Чувство одиночества, покинутости, постоянное
напряжение, тревога, страх. Все это приводит к
тому, что ребенок ищет спасения: уходит в
болезненное фантазирование, укрываясь от
реальности, начинает проявлять агрессивность,
грубость, жестокость или “прячется в болезнь”.
Людмила РОСТОВА
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|