Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №29/2005

Третья тетрадь. Детный мир

ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ

Воспитание как сплошное наказание
Современный идеал любви к ребенку в прошлом был просто невозможен

Историки нравов, культурологи и антропологи утверждают: в нынешнем веке принципиально изменилось отношение к ребенку. В Средние века “детей не очень любили (исключением были только некоторые матери) и воспитание представляли себе именно как наказание”, – пишет историк Илья Докучаев в книге “Введение в историю общения”. Воспитание в постоянном страхе, то есть в условиях резкого эмоционального неблагополучия, считалось не только нормальным, но даже необходимым и желательным.
Современный идеал любви к ребенку в прошлом был просто невозможен. Мешала слишком колоссальная, труднопредставимая в наши дни детская смертность. В середине прошлого столетия писатель Джордж Оруэлл провел четкую связь детской смертности с жестокостью по отношению к детям: “В начале девятнадцатого века уровень рождаемости был чрезвычайно высок, но тогдашнее отношение к детям сегодня кажется нам неимоверно черствым. Не вызывая особого протеста общества, шестилетних детей продавали на рудники и фабрики; смерть же ребенка – самое страшное несчастье, какое только доступно воображению современного человека, – не считалась ничем особенным”. О каком эмоциональном благополучии тут говорить…
В исследовании “Ребенок и семейная жизнь при старом порядке” французский культуролог Филипп Арьес свидетельствует: “Ребенок очень рано уходил из-под родительской опеки. Семья не могла питать глубокие экзистенциальные чувства между родителями и детьми. Семья была скорее социальной данностью, чем эмоциональной категорией”.
Изучая страшную проблему – как же могло случиться, что культурнейший народ Гёте и Бетховена поддержал гитлеризм, – специалисты обращают внимание и на такой аспект, как специфика немецкого воспитания в начале ХХ века. “Всеобщим и повсеместным истязанием детей” называет возобладавшие тогда воспитательные методы швейцарский психолог Элис Миллер в статье “Политические последствия дурного обращения с детьми”, опубликованной в сборнике “Обыкновенное зло: исследования насилия в семье”.
Очень суровое, жесткое, с применением физических наказаний воспитание должно было превратить детей в идеальных граждан германского государства. Движимые, как им казалось, самыми добрыми намерениями, родители и учителя следовали таким педагогическим установкам, которые требовали, чтобы ребенок проявлял беспрекословное и нерассуждающее послушание, воспринимал взрослого как своего повелителя и постоянно помнил об угрозе физической расправы. Тогдашние педагоги-теоретики уверяли, что к жестокому избиению прибегать часто не придется. Достаточно, мол, одного-двух раз, но “по-настоящему”. Зато впоследствии одного лишь взгляда, одного угрожающего жеста будет достаточно, чтобы мгновенно и полностью подчинить себе ребенка. То есть воспитание в страхе и подавленности, в предельном эмоциональном неблагополучии веками считалось необходимым и желательным.
В России на рубеже ХIХ–ХХ веков к проблемам эмоционального неблагополучия детей заставила обратиться прокатившаяся по стране волна подростковых самоубийств. В журнале “Воспитание и обучение” педагоги пытались начать серьезный разговор, чтобы понять, “где кроется действительная причина этих эпидемических самоубийств, этого самоистребления молодых жизней”... В статье “Одиночество детей”, появившейся в 1897 году с горестным комментарием, опубликованы последние слова из дневника юного самоубийцы: “Спрашиваю я, зачем жить, и особенно мне, ни на что не пригодному человеку? Пусть живут и работают те, кто обладают силой и талантом, чья жизнь дорога кому-нибудь. А я? Что мне жизнь и что я ей?”
А потом в газетах появляется заметка, ставшая за последнее время такой частой: “На Сергиевской улице застрелился молодой человек 17 лет. Причина самоубийства неизвестна”. Неизвестна товарищам, близким, даже родителям! Если бы мы поняли его одиночество, может быть, печальная газетная заметка не появилась бы? К сожалению, серьезная общественная дискуссия тогда так и не состоялась по-настоящему.
В педагогике и психологии в последние два года начали появляться исследования, посвященные эмоциональному неблагополучию детей, от которого, как свидетельствует кандидат психологических наук Вероника Сорокина в работе “Негативные переживания детей в начальной школе”, не избавлены даже младшие школьники.
В начальной школе исследования выявили 10–12% ребятишек с устойчивыми негативными переживаниями. “Усугубляет ситуацию авторитарный стиль педагогического воздействия, – утверждает исследовательница. – Незнание внутренней картины переживаний ребенка приводит к усилению эмоционального неблагополучия детей в школе. Если даже учитель посочувствует, чего почти никогда не бывает, он не владеет навыками помощи”.
Чувство одиночества, покинутости, постоянное напряжение, тревога, страх. Все это приводит к тому, что ребенок ищет спасения: уходит в болезненное фантазирование, укрываясь от реальности, начинает проявлять агрессивность, грубость, жестокость или “прячется в болезнь”.

Людмила РОСТОВА


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru