ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ
Беспросветные минуты трудного возраста
Часто дети не могут объяснить, что с ними
происходит, но еще чаще – и не пытаются.
Потому что не верят, что взрослые их
поймут
В чем причина подростковой
депрессивности: постоянной подавленности,
тревоги, чувства тоски, безысходности,
одиночества? С какими негативными особенностями
семейной и школьной жизни это связано?
Эмоциональное неблагополучие – это и проблемы
со школьной успеваемостью, побеги из дому,
попытки самоубийства, стремление «исправить»
свое состояние с помощью алкоголя и наркотиков,
что неминуемо оборачивается конфликтностью и
агрессивностью характера, задержкой социального
развития, невозможностью для молодого человека
занять достойное место в социуме, из-за чего и он
отвергает общество, и общество отвергает его –
со всеми вытекающими отсюда негативными
последствиями.
Начиная с 1993 года группа отечественных ученых в
содружестве со специалистами из Голландии,
Финляндии и Германии проводит мониторинг
психоэмоционального состояния учащихся 12–17 лет
в различных регионах Российской Федерации, на
Украине и в Киргизии.
В монографии «Внимание: подростковая
депрессивность» представили и проанализировали
результаты исследований психологи Андрей
Подольский и Ольга Идобаева, участвующие в
работе с самого начала проекта.
Было обнаружено, что наименьший (хотя все равно
очень высокий!) процент депрессивности – у
семиклассников, ребят 12–13 лет: 19% от общего
количества школьников этого возраста. Самый
высокий, более 40%, – у девятиклассников. А вот у
выпускников уровень депрессивности уже
несколько снижается. Важный момент: «Судя по
результатам исследований, выполненных на Западе,
показатели депрессивности девушек существенно
выше аналогичных показателей у юношей». Авторы
монографии задаются вопросом: «А как это
выглядит у наших подростков? Все-таки жизнь “у
них” и “у нас” достаточно разная».
А так: уровень депрессивности девочек 14–15 лет
более чем в два раза выше, чем у мальчиков.
У мальчиков наблюдается постепенное нарастание
эмоционального неблагополучия: чем школьник
старше, тем выше уровень депрессивности. У
девочек картина принципиально иная: резкий, в два
с лишним раза, скачок от семиклассниц к
девятиклассницам – от двадцати процентов к
пятидесяти двум! А затем тоже очень резкое, до 30
процентов, уменьшение уровня депрессивности у
старших девушек. Что же такое происходит в жизни
девочек в 14–15 лет? Какие такие страсти-мордасти
превращают их в угнетенных и депрессивных?
Почему по прошествии двух лет, несмотря на
продолжающееся взросление и близящееся
окончание школы, приносящее, казалось бы, все
новые и новые проблемы в жизнь девушек, их
эмоциональное состояние резко улучшается?
Отчетливо и однозначно ответить на эти вопросы
психологи не берутся. Но эти поразительные
данные, подтвержденные многолетними
наблюдениями, должны насторожить родителей и
педагогов.
При значительном сходстве средних показателей
депрессивности подростков, проживающих в разных
регионах, заметные различия все же существуют.
Наивысший уровень депрессивности, более 20%,
обнаружился у подростков Черкасской области, а
низший, 15%, – в Вологде и Обнинске. «Таким образом,
– убеждены психологи, – измеренный уровень
подростковой депрессивности может
рассматриваться в качестве своеобразного
индикатора социально-экономического и
социально-психологического
благополучия/неблагополучия регионов».
Как и насколько связано угнетенное
эмоциональное состояние подростка с
особенностями его жизни, взаимоотношений в
семье, в школе, в кругу сверстников?
Первым параметром, которым проверялась связь
депрессивных состояний подростка, было
экономическое состояние семьи, ее годовой доход.
Неожиданно выявилось: экономическое
благосостояние семьи, высокое оно или низкое,
само по себе не обнаруживает значимых связей с
уровнем депрессивности подростков – ни у
мальчиков, ни у девочек. Столь же несущественной
оказалась связь подростковой депрессивности с
уровнем образования родителей. Зато
прослеживаются очень четкие связи с
родительским стилем поведения. С директивностью
родителей, непоследовательностью
воспитательной тактики матери, а также с тем
типом родительско-детских отношений, который
подростки воспринимают как враждебность.
Статистический анализ, проведенный отдельно для
юношей и для девушек, показал, что особенно тесно
связана с эмоциональным неблагополучием юношей
директивность отца. Для девушек же наиболее
болезненной оказывается непоследовательность
матери.
Тесно связана подростковая депрессивность и с
оценкой родителями собственного эмоционального
состояния. «Замеры» подтвердили, что у матерей,
которые чувствуют себя счастливыми и уверенными
в себе, дочери эмоционально благополучны, а у
матерей несчастных, оценивающих свою жизнь как
несостоявшуюся, дочери депрессивны. На юношах
болезненнее сказывается депрессивность отца.
Школьная успеваемость, которая в зарубежных
исследованиях оценивается как очень
существенная причина возникновения
подростковой депрессивности, в наших российских
условиях проявилась как незначимая. Как ни
странно, но и такое неприятное событие
подростковой жизни, как ухудшение отношений со
сверстниками, хотя и выявляет связь с
депрессивностью ребят, но не в первую очередь.
Эмоциональное состояние учащихся старших
классов, подводят итоги исследователи, не
внушает оптимизма. В среднем почти у тридцати
процентов ребят от 12 до 17 лет уровень
эмоциональной подавленности, угнетенности,
тревожности существенно превышен. Эти данные
оказались выше, чем у западноевропейских или
североамериканских подростков. Более
углубленный анализ показал, что у эмоционального
неблагополучия мало общего с материальным
положением семьи и оно далеко не всегда связано с
учебой или общением со сверстниками. Больше
всего подростки страдают от потери или ухудшения
эмоциональных контактов с родителями, от
перекосов семейного воспитания.
Неизбежный вопрос: что делать? Андрей Подольский
и Ольга Идобаева советуют для начала увидеть
проблему.
Но как разглядеть, что подростку не просто
взгрустнулось, а у него уже возникла устойчивая
душевная подавленность, мучительная
угнетенность? В трудном возрасте нередки
перепады настроения, беспросветные минуты,
тяжкие переживания – это неизбежно. Но в норме
такое состояние не затягивается надолго, не
становится постоянным мотивом существования.
Часто дети просто не могут объяснить, что с ними
происходит, но еще чаще – даже не пытаются.
Потому что не верят, что их поймут. Взрослые же в
большинстве своем либо не замечают подобных
состояний у детей, либо относятся к ним без
должной серьезности.
Первый этап психологической помощи: внимательно
и терпеливо выслушать подростка. Роль взрослого
собеседника, школьного психолога тут неоценима.
Елена ИВАНИЦКАЯ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|