Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №29/2005

Третья тетрадь. Детный мир

ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ

Беспросветные минуты трудного возраста
Часто дети не могут объяснить, что с ними происходит, но еще чаще – и не пытаются.
Потому что не верят, что взрослые их поймут

В чем причина подростковой депрессивности: постоянной подавленности, тревоги, чувства тоски, безысходности, одиночества? С какими негативными особенностями семейной и школьной жизни это связано? Эмоциональное неблагополучие – это и проблемы со школьной успеваемостью, побеги из дому, попытки самоубийства, стремление «исправить» свое состояние с помощью алкоголя и наркотиков, что неминуемо оборачивается конфликтностью и агрессивностью характера, задержкой социального развития, невозможностью для молодого человека занять достойное место в социуме, из-за чего и он отвергает общество, и общество отвергает его – со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями.
Начиная с 1993 года группа отечественных ученых в содружестве со специалистами из Голландии, Финляндии и Германии проводит мониторинг психоэмоционального состояния учащихся 12–17 лет в различных регионах Российской Федерации, на Украине и в Киргизии.
В монографии «Внимание: подростковая депрессивность» представили и проанализировали результаты исследований психологи Андрей Подольский и Ольга Идобаева, участвующие в работе с самого начала проекта.
Было обнаружено, что наименьший (хотя все равно очень высокий!) процент депрессивности – у семиклассников, ребят 12–13 лет: 19% от общего количества школьников этого возраста. Самый высокий, более 40%, – у девятиклассников. А вот у выпускников уровень депрессивности уже несколько снижается. Важный момент: «Судя по результатам исследований, выполненных на Западе, показатели депрессивности девушек существенно выше аналогичных показателей у юношей». Авторы монографии задаются вопросом: «А как это выглядит у наших подростков? Все-таки жизнь “у них” и “у нас” достаточно разная».
А так: уровень депрессивности девочек 14–15 лет более чем в два раза выше, чем у мальчиков.
У мальчиков наблюдается постепенное нарастание эмоционального неблагополучия: чем школьник старше, тем выше уровень депрессивности. У девочек картина принципиально иная: резкий, в два с лишним раза, скачок от семиклассниц к девятиклассницам – от двадцати процентов к пятидесяти двум! А затем тоже очень резкое, до 30 процентов, уменьшение уровня депрессивности у старших девушек. Что же такое происходит в жизни девочек в 14–15 лет? Какие такие страсти-мордасти превращают их в угнетенных и депрессивных? Почему по прошествии двух лет, несмотря на продолжающееся взросление и близящееся окончание школы, приносящее, казалось бы, все новые и новые проблемы в жизнь девушек, их эмоциональное состояние резко улучшается? Отчетливо и однозначно ответить на эти вопросы психологи не берутся. Но эти поразительные данные, подтвержденные многолетними наблюдениями, должны насторожить родителей и педагогов.
При значительном сходстве средних показателей депрессивности подростков, проживающих в разных регионах, заметные различия все же существуют. Наивысший уровень депрессивности, более 20%, обнаружился у подростков Черкасской области, а низший, 15%, – в Вологде и Обнинске. «Таким образом, – убеждены психологи, – измеренный уровень подростковой депрессивности может рассматриваться в качестве своеобразного индикатора социально-экономического и социально-психологического благополучия/неблагополучия регионов».
Как и насколько связано угнетенное эмоциональное состояние подростка с особенностями его жизни, взаимоотношений в семье, в школе, в кругу сверстников?
Первым параметром, которым проверялась связь депрессивных состояний подростка, было экономическое состояние семьи, ее годовой доход. Неожиданно выявилось: экономическое благосостояние семьи, высокое оно или низкое, само по себе не обнаруживает значимых связей с уровнем депрессивности подростков – ни у мальчиков, ни у девочек. Столь же несущественной оказалась связь подростковой депрессивности с уровнем образования родителей. Зато прослеживаются очень четкие связи с родительским стилем поведения. С директивностью родителей, непоследовательностью воспитательной тактики матери, а также с тем типом родительско-детских отношений, который подростки воспринимают как враждебность. Статистический анализ, проведенный отдельно для юношей и для девушек, показал, что особенно тесно связана с эмоциональным неблагополучием юношей директивность отца. Для девушек же наиболее болезненной оказывается непоследовательность матери.
Тесно связана подростковая депрессивность и с оценкой родителями собственного эмоционального состояния. «Замеры» подтвердили, что у матерей, которые чувствуют себя счастливыми и уверенными в себе, дочери эмоционально благополучны, а у матерей несчастных, оценивающих свою жизнь как несостоявшуюся, дочери депрессивны. На юношах болезненнее сказывается депрессивность отца.
Школьная успеваемость, которая в зарубежных исследованиях оценивается как очень существенная причина возникновения подростковой депрессивности, в наших российских условиях проявилась как незначимая. Как ни странно, но и такое неприятное событие подростковой жизни, как ухудшение отношений со сверстниками, хотя и выявляет связь с депрессивностью ребят, но не в первую очередь.
Эмоциональное состояние учащихся старших классов, подводят итоги исследователи, не внушает оптимизма. В среднем почти у тридцати процентов ребят от 12 до 17 лет уровень эмоциональной подавленности, угнетенности, тревожности существенно превышен. Эти данные оказались выше, чем у западноевропейских или североамериканских подростков. Более углубленный анализ показал, что у эмоционального неблагополучия мало общего с материальным положением семьи и оно далеко не всегда связано с учебой или общением со сверстниками. Больше всего подростки страдают от потери или ухудшения эмоциональных контактов с родителями, от перекосов семейного воспитания.
Неизбежный вопрос: что делать? Андрей Подольский и Ольга Идобаева советуют для начала увидеть проблему.
Но как разглядеть, что подростку не просто взгрустнулось, а у него уже возникла устойчивая душевная подавленность, мучительная угнетенность? В трудном возрасте нередки перепады настроения, беспросветные минуты, тяжкие переживания – это неизбежно. Но в норме такое состояние не затягивается надолго, не становится постоянным мотивом существования.
Часто дети просто не могут объяснить, что с ними происходит, но еще чаще – даже не пытаются. Потому что не верят, что их поймут. Взрослые же в большинстве своем либо не замечают подобных состояний у детей, либо относятся к ним без должной серьезности.
Первый этап психологической помощи: внимательно и терпеливо выслушать подростка. Роль взрослого собеседника, школьного психолога тут неоценима.

Елена ИВАНИЦКАЯ


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru