ТОЧКА ОПОРЫ
Наверняка многие из читателей помнят
историю батюшки из ярославского села Горинское,
который стал председателем колхоза («ПС» № 70 за 2004 год).
Ему удалось спасти хозяйство от разорения. Но где
горинцам взять силы работать и дальше, растить
детей в уважении к крестьянскому труду, если
вокруг одни заброшенные поля? Отец Григорий
открыл при храме воскресную школу. И созвал
учителей со всего района – вместе думать, какие
слова говорить детям. Потому что во многих селах
только и осталось что школа да храм…
А в Ленинградской области, в деревне с названием
«Светлана», живут волонтеры из разных стран и
люди с задержками умственного развития, каждый
день собираются вместе русские и иностранцы,
инвалиды и здоровые люди. Они пекут хлеб, доят
коров, пашут землю. И эта совместная работа
становится целительной.
Две деревни, две истории. Такие разные, они
говорят об одном. О том, что даже самые жесткие
условия еще не повод опускать руки. И тогда
придут силы и надежда.
Остров Светлана
Здесь люди преодолевают болезнь, а не
диагноз
Можете ли вы представить себе маленькое
поселение в Ленинградской области, рядом с
Ладожским озером, где ребята-инвалиды с
задержками умственного развития живут не на
чьем-то попечении, а самостоятельно, самой
обыкновенной жизнью, на равных правах со
здоровыми людьми?
В этом поселении бок о бок трудятся и инвалиды, и
обычные люди, и русские, и иностранцы. Пашут
землю, разводят коров и свиней, своими руками
делают молоко, сыр, творог.
Здесь, так же как в стародавние времена русской
деревни, не запирают дверей. А сами двери с
тонкими изящными вставками из стекла, так что с
улицы видно, что и как внутри устроено. В каждом
доме несколько дверей, а не один-единственный
вход, запирающийся на тридцать три замка.
Ребята с ограниченными способностями живут в
собственных комнатах, пользуются полной
самостоятельностью и имеют такое же право
голоса, как и все поселенцы. Они шьют мягкие
куклы, рисуют, устраивают концерты и спектакли,
обсуждают евангельские притчи и поют
рождественские песни коровам. Чувствуя свою
необходимость, они изо всех сил растут, стараясь
превзойти изъяны собственной природы.
Такое место действительно существует. Полное его
название – Учреждение содействия и помощи
инвалидам с задержками в умственном развитии
«деревня Светлана». Находится она под городом
Волховстроем Ленинградской области.
«Светлану» основали две женщины в далеком
девяносто третьем году – норвежский педагог
доктор Маргит Энгель и простая русская женщина
Светлана, дочь которой была тяжело больна.
Деревня «Светлана» – абсолютно некоммерческое
предприятие и никак не зависит от российского
государства. Вся поддержка идет из-за рубежа.
В мире давно уже существует обширная сеть
подобных вольных поселений – кэмпхилов, где
волонтеры живут бок о бок с инвалидами и просто
нуждающимися в душевной поддержке людьми.
Различные деревни развиваются независимо,
согласуясь с законами и спецификой разных стран,
– всего свыше восьмидесяти таких объединений в
двадцати странах мира. Начало этому движению
положил австрийский доктор Карл Кениг, во время
Второй мировой войны основавший в Шотландии
маленький поселок под названием «Кэмпхил».
«Светлана» расположена на берегу реки Сясь.
Домов в деревне всего четыре. Два больших – синий
и розовый – стоят друг против друга. Чуть выше по
склону ярко желтеет двухэтажный домик с синей
крышей. Еще один дом нежно-голубого цвета стоит
почти у самой дороги.
Ты заходишь в деревню, идешь по улице вдоль линии
низеньких фонарей и вдруг словно пересекаешь
незримый периметр, за которым начинается свой
мир – с иными законами и укладом, проглядывающим
в лицах и в глазах идущих тебе навстречу людей.
Подходишь ближе и говоришь: «Здравствуйте, я из
“Первого сентября”».
Меня поселили в доме, безукоризненно розовом от
фундамента до печной трубы, у двери которого
висела табличка – «Дом имени Фритьофа Нансена».
Рядом висела выбивалка для ковров, похожая на
снегоступ.
– А у нас все дома с именами, – пояснила Ирина
Петровна, невысокая изящная женщина с легкими
движениями, встретившая меня на кухне. –
Соседний дом – Достоевского. Мы уже привыкли
говорить: я пошел в Нансена, в Достоевского. Да вы
присядьте с дороги…
Наливая травяной чай, она расспрашивала между
делом, чем живет столица и в какую сторону дуют
нынче образовательные ветра.
– Вообще я валь-
дорфский учитель, – улыбнулась она. – Начинала
когда-то «Эврику», может быть, знаете? Я так
горела тогда всем этим – проектами, методиками,
новыми образовательными технологиями. Сказал бы
кто мне в то время, что вот так буду жить
безвылазно в глуши... А теперь думаю, что здесь
совершается дело гораздо более важное. Вообще в
провинции, в тиши, происходит все самое главное,
здесь и есть настоящая педагогика. А в Москве –
только шум, блеск.
Был субботний полдень, и солнце слепило глаза,
заглядывая в окна. Мы сидели на кухне, Ирина
Петровна готовила обед, в доме Нансена стояла
сонная тишина.
– Надо вам было приехать в будний день, –
объяснила Ирина Петровна, – все сейчас отдыхают,
разбрелись по комнатам. Ребята скорее всего
отсыпаются. Вот если до понедельника останетесь,
увидите, как все бурлит. И ребята работают так,
что и здоровый с ног упадет. Что делают? Навоз
выгребают, ведра с водой носят, на кухне работают.
Наравне со всеми. Конечно, им помогают, если
необходимо. Но они тоже хитрые. Когда сюда
новенькие приезжают в восторге, c желанием всем
помогать, то ребятки наши могут и на шею сесть.
Приходится их иногда поправлять. Они же очень
многое могут сами.
В каждом доме «Светланы» живет от десяти до
пятнадцати человек – число непостоянно, кто-то
из волонтеров уезжает домой, кого-то из ребят
берут погостить к себе соскучившиеся родители,
кто-то, наоборот, приезжает.
У деревни десяток коров, столько же свиней,
лошадь Венера, трактор, комбайн, несколько
гектаров окрестных полей, овощехранилище и
мастерские. Свои продукты и доходы, вырученные с
их продажи, покрывают ровно треть расходов. Все
остальное – пожертвования и помощь других
кэмпхилов. Самая главная на сегодня задача –
окупить половину затрат. А потом, глядишь, и
полностью себя обеспечивать.
Жизнь в «Светлане» обыкновенна и удивительна
одновременно. У жителей кэмпхила такие же
ежедневные заботы, как и у жителей окрестных
деревень.
Вот девочка Лена, с диагнозом синдром Дауна,
берет в авоську свежевыпеченный хлеб и, опираясь
на сучковатый посох, идет в соседний дом – несет
хлеб работающим там людям. Казалось бы, что здесь
сложного – отнести хлеб? Но для нее это
становится если не подвигом, то по крайней мере
чем-то очень значительным.
Джонни, обросший лохматый колли, догоняет ее, и
они медленно поднимаются вверх по дороге.
А другая Лена, девушка в инвалидной коляске,
каждое утро замешивает и выпекает этот хлеб. На
тридцать человек его нужно много. Она устает и
раздраженно срывается на окружающих, но потом
снова берется за дело. И в какой-то момент уже не
различаешь, с чем она борется – с упругостью
теста или со своей болезнью?
Руки ее беспрестанно двигаются. Улыбаясь, она
рассказывает, что настоящий хлеб пекут у нее на
родине – в Узбекистане, а здесь нет хорошего
хлеба. Все потому, что хлеб надо любить, когда
печешь, – он это чувствует. И у нее, кажется,
получается. Правда, если бы она знала, что попадет
сюда, то конечно же взяла бы рецепты.
Из-за болезни Лена не ходила в школу и осталась
почти неграмотной, но ее проекты реабилитации
инвалидов просты и разумны. Она знает, что
необходимо инвалидам больше всего, – общение. И
инвалиды готовы делиться со здоровыми людьми
опытом и терпением.
Вот немецкий паренек Лукас, он делает в
«Светлане» сыр, вместо того чтобы служить в армии
Германии. Его мама, только лишь узнав о
возможности поехать в Россию, буквально
выпихнула сына – езжай.
Отвечая на вопросы, Лукас мягко коверкает слова и
вдруг солнечно улыбается. И кажется, именно в
этот момент сыр желтеет.
Лукас с удовольствием помешивает створожившееся
молоко, движения его неторопливы и спокойны. Он
будто священнодействует – не сыворотку от
будущего сыра отделяет, а твердь от земли. И
чудится, что в этот момент закладывается не
только сыр в форму, но и замыкается свод его души
неким камнем, ключом свода, на который он сможет
опираться потом всю жизнь.
В кэмпхилах все равны и все решается на общем
совете. Но в «Светлане» есть человек, который
общается с российскими властями, прессой,
гостями. Он уже давно несет большой груз
ответственности за существование деревни. Зовут
его Марк Барбер. Он англичанин и приехал в Россию
в девяносто шестом году всего на полгода – таким
же волонтером, как и все остальные. Да так и
остался. Здесь же он встретил русскую девушку
Яну, ставшую его женой. В кэмпхиле родился его сын
Иван.
Пожалуй, именно в семье Марка воплощается дух
кэмпхила. Обретают существование те принципы и
свободы, на которых построена «Светлана». В
каком-то смысле он ее нынешний хранитель.
– Мы все волонтеры, сколько бы ты здесь ни прожил,
– объясняет Марк, баюкая на коленях задремавшего
сына – светловолосого трехлетнего мальчика. –
Вы знаете, что в кэмпхилах люди с синдромом Дауна
живут почти в два раза дольше, чем в других
местах? И не потому, что за ними как-то особенно
ухаживают. Мы не больница или интернат, а
сообщество людей, решивших жить именно таким
образом. Они работают, как и остальные. Просто они
здесь нужны, они делают свое дело.
Ваня спускается с от-
цовских коленей и отправляется по своим делам.
Марк провожает его взглядом и продолжает:
– «Светлана» кажется особенным местом из-за
того, что здесь много иностранцев. Но если ты
зайдешь где-нибудь в Америке в кэмпхил, то
почувствуешь – он нездешний, неместный. Кэмпхил
– это отдельная страна, разбросанная по всему
миру. Здесь есть ощущение, что ты не просто
живешь, но еще и создаешь какую-то новую культуру.
Внешняя простота здешней жизни скрепляется
тихими ритуалами – зажжением высокой свечи во
время обеда, молитвами перед едой, евангельскими
чтениями в выходные – все сначала слушают
отрывок из Евангелия, а потом обсуждают. И ты
знаешь, что тот же отрывок сейчас читают по всему
миру.
Кэмпхил «Светлана» – место, где встречаются
истории людей, сливаются, как ручейки, и текут
дальше рекой. Потом, ниже по течению времени, они
отделяются в свое русло жизни. Но остается
«память воды» о загадочном месте – кэмпхиле
«Светлана», в котором, казалось бы, ничего не
происходило и так много произошло.
Алексей ОЛЕЙНИКОВ
Фото автора
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|