ТЕОРЕМА СОЦИУМА
«Работать по совести – этого не ждите»
Деревенские очерки, написанные
полтораста лет назад
Замечательный публицист и первый
русский социолог Глеб Успенский любил народ не
меньше любых народников. Но, вместо того чтобы
кидать бомбы в "народных палачей", он искал и
с беспощадной проницательностью описывал корни
глубокого экономического, социального и
культурного кризиса пореформенной – после
Великих реформ середины XIX века – деревни. И
находил эти корни в самой же деревне, в нравах,
представлениях, психологии самих крестьян.
При прежнем владельце земля эта охотно
разбиралась как местными, так и соседними
крестьянами, но владелец пожелал, чтобы всю землю
приобрели его соседи, крестьяне смежной деревни,
и не в розницу, а всем миром… Все дело в мирском
приговоре, в ручательстве всей деревни; и вот уже
идет второй год со дня предложения, а
ручательства этого все нет. Владельца одолевают
просьбами некоторые из крестьян. Владелец,
однако, не желает отдавать земли иначе, как всему
обществу. Все общество не соглашается – и
отличная, нужная, дешевая земля под боком у него
лежит без дела и без пользы.
Что за причина такого непостижимого явления?
Из расспросов и разговоров с крестьянами,
которые касались этого предмета, я мог убедиться
только в том, что взаимная рознь членов
деревенского общества достигла почти опасных
размеров.
Покупая имение всем обществом, все-таки
необходимо «выбрать» одного человека, который бы
имел дело с конторой владельца, вел счет подводам
при возке дров, записывал рабочие дни при рубке и
т.д., словом – необходим человек, которому могло
бы доверять все общество, и вот такого-то
человека и нет между семьюдесятью дворами! Из
семидесяти домохозяев выбирают сельского
старосту, сборщика; но это лица официальные,
имеющие дело с начальством, да и выбираются-то
они для начальства больше. Выбрать же своего
человека, который бы блюл общие интересы так же
точно, как и свои собственные, оказывается
невозможным. Всякий привык думать, что человеку
нельзя не соблюдать своей собственной выгоды,
пользы и что он, особливо поставленный в
несколько иное положение, чем другие, сумеет
повернуть дело так, что только одному ему и будет
лучше, а всем другим хуже. Кого из крестьян,
знакомых мне, ни называл я, – все, по мнению
разных деревенских людей, оказывались
ненадежными:
– Ничего человек, что говорить, а дай-ка ему…
Недоверие к возможности существования личности,
которая бы не пользовалась на счет других, если к
этому подвернется случай, одинаково
господствует как в кругу состоятельных крестьян,
так и в кругу крестьян послабее. Для слабых не
дать сильным стать еще сильнее – прямое
удовольствие, а уверенность их в том, что при
равном участии в покупке сильным достанется
больше, – непоколебима. Все вместе – никто не
верит друг другу, и каждый из всех сил старается
как-нибудь захватить себе клочок землицы на
стороне, должает в банке, у частных лиц, платит
проценты и деньгами, и натурой, словом – бьется
как рыба об лед.
«Из деревенского дневника»
– Да неужели, – спрашиваю я Ивана
Ермолаевича, – при крепостном праве было лучше?
– Храни Бог от этого, – отвечает Иван Ермолаевич,
– кажется, как только живы остались, удивления
достойно… Чего уж в ту пору хорошего? А что
ровней было – это действительно правда. В ту
пору, надо так сказать, всем худо было, всем ровно,
а нониче стало таким манером: ты хочешь, чтобы
было хорошо, а соседи норовят тебе сделать худо.
– Да зачем же это надо?
– Да вот, стало быть, надо же зачем-нибудь. Тебе
хорошо, а мне худо, так пускай же и тебе будет
также худо. Поровнять… Посудите сами, я вам
расскажу. Лядины у нас делятся на участки под
вырубку; всякий рубит на своем участке. Вот я
вырубил свой участок, пни выкорчевал, вычистил.
Стала у меня пашня. Как только у меня пашни
прибавилось – переделять. У тебя, мол, больше
выходит земли, чем у другого с теми же душами.
Мирской земли прибавилось – переделять!
– Но ведь всякий может расчистить свою лядину?
– Только не всякий хочет. Вот в чем дело-то… Один
ослабел, другой обнищал, а третий ленив; есть
ленивые, это верно… Я встану до свету, бьюсь до
поту, у меня хлеба больше, – отымут, будьте
покойны! И помногу ли достанется-то? Как есть вот
по ремешочку, по тоненькой тесемке… Таким
манером два раза у меня землю-то отобрали… То
есть никак не подымешься. Богачи не дают, и
беднота не дает.
– Отчего же это беднота-то у вас?
– Оттого, что набаловался народ… В работники
пойдет, норовит как чтобы похуже. Чтобы по
совести делать – этого не ждите. Как чуть
отвернулся, он и сел отдыхать, папироску
закурил…
«Крестьянин и крестьянский труд»
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|