ТЕОРЕМА СОЦИУМА
Страна послушных детей
Советские методы воспитания приводили в
восторг американских профессоров
Из отчета о предварительных
обследованиях, представленного на Международном
психологическом конгрессе 1963 года: «Более всего
автора отчета поразило “примерное поведение”
советских детей. У них хорошие манеры, они
внимательны и прилежны. В беседах с нами они
выражали сильное желание учиться, готовность
служить народу и т.п. Их отношения с родителями,
учителями и воспитателями носят характер
почтительной и нежной дружбы. Дисциплина в
коллективе воспринимается безоговорочно, какой
бы суровой с точки зрения западных стандартов
она ни выглядела. Наблюдения и отчеты советских
педагогов, а также мои посещения пионерских и
комсомольских собраний позволяют сделать вывод,
что случаи агрессивности, нарушения правил и
антиобщественного поведения – явление крайне
редкое».
То же подтверждают результаты проведенных нами
систематических исследований.
Мы предложили 150 детям двенадцати лет из трех
западных стран (США, Англии и ФРГ) ситуации, в
которых должны были проявиться их склонности к
аморальному поведению, например, отрицание вины
при порче имущества, обман учителей при
выполнении контрольной работы и т.д. Советские
дети по сравнению со своими западными
сверстниками менее всего склонны к совершению
антиобщественных поступков. Более того, когда
американские дети узнали, что их ответы будут
показаны товарищам, они принялись выбирать из
предложенных им вариантов поведения наихудшие.
Реакция советских детей была прямо
противоположной: они беспокоились, как на их
ответы отреагируют товарищи, учителя, родители.
В другой серии экспериментов мы стремились
выявить меру влияния коллектива на поведение
детей только из интернатов, то есть тех, которые
не живут дома. Ответы учеников (опять же
двенадцатилетних) сравнивались с ответами
нескольких сотен их сверстников из детских домов
Швейцарии, страны, где еще со времен Иоганна
Песталоцци была разработана теория и практика
группового воспитания, но отсутствовал и даже
отрицался коллективный метод.
Каждый ученик должен был отвечать, как бы он
поступил, узнав, что его одно-
классник или друг совершил тот или иной
недостойный поступок. Ребенку разрешали выбрать
один вариант из предложенных ему действий: 1)
пожаловаться взрослым; 2) рассказать об этом
другим детям, чтобы они помогли ему
воздействовать на товарища; 3) самому поговорить
с другом и объяснить ему недостойность
поведения; 4) ничего не предпринимать, считая, что
это его не касается.
В большинстве своем (75%) советские дети ответили,
что сами бы поговорили с нарушителем дисциплины.
Только третья часть швейцар-
ских детей выбрали этот вариант, 39% предпочли
пожаловаться взрослым. К ним присоединились 11%
русских учеников. 12% русских и 6% швейцарских
детей решили, что надо обратиться за помощью к
сверстникам. Последний вариант – «ничего не
предпринимать, так как это меня не касается» –
предложили 20% швейцарских и всего 1% советских
детей.
Исследования эти являются убедительным
подтверждением того, что детский коллектив не
только выступает в поддержку поведения,
соответствующего нормам общества взрослых, но и
успешно добивается, чтобы каждый его член
проявлял внимание к поведению товарищей и
чувствовал, что несет за всех ответственность.
Советские девочки с наибольшим рвением
придерживаются норм поведения, но в классе
индивидуальность каждой из них мало проявляется.
Иными словами, советские девочки поддерживают
цельность коллектива и как активные его члены
воздействуют на других, призывая всех выполнять
требования взрослых. Советские мальчики не столь
податливы, и все же их ответы в экспериментах
были чаще «ориентированы на взрослых», чем
ответы западных сверстников.
Таким образом, советские методы воспитания как в
семье, так и вне ее весьма эффективны. Дети
послушны и дисциплинированны, по крайней мере в
коллективе. А как обстоит дело с отдельной
личностью? Способен ли ребенок стать
дисциплинированным и самостоятельным с
наступлением совершеннолетия, когда возникает
вопрос о его месте в жизни, особенно в ситуации,
при которой ему, возможно, придется идти одному
против большинства?
Некоторый свет на этот вопрос проливают
исследования, посвященные нормам общественного
поведения среди школьников четырех стран:
Англии, Швейцарии, Советского Союза и
Соединенных Штатов. Объектами экспериментов в
СССР и Швейцарии были шестиклассники интернатов
и детских домов. Оказалось, что советские дети
придавали большее значение внешней
благопристойности – опрятности,
дисциплинированности, вежливости, но, по правде
говоря, проявляли меньше, чем другие дети,
любознательности, склонности к
интеллектуальному взаимопониманию.
Результаты эти не противоречат изложенным
фактам, и вот почему: советские дети в отличие от
западных реже сталкиваются как в семье, так и вне
ее с противоположными точками зрения на
разнообразные проблемы. Вследствие этого у них
выработалась привычка к однородной реакции на ту
или иную конфликтную ситуацию.
Ури БРОНФЕРБРЕННЕР,
профессор Корнуэлльского университета (США).
Из книги «Два мира детства.
Дети в США и СССР»
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|