Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №29/2005

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ТЕОРЕМА СОЦИУМА

Страна послушных детей
Советские методы воспитания приводили в восторг американских профессоров

Из отчета о предварительных обследованиях, представленного на Международном психологическом конгрессе 1963 года: «Более всего автора отчета поразило “примерное поведение” советских детей. У них хорошие манеры, они внимательны и прилежны. В беседах с нами они выражали сильное желание учиться, готовность служить народу и т.п. Их отношения с родителями, учителями и воспитателями носят характер почтительной и нежной дружбы. Дисциплина в коллективе воспринимается безоговорочно, какой бы суровой с точки зрения западных стандартов она ни выглядела. Наблюдения и отчеты советских педагогов, а также мои посещения пионерских и комсомольских собраний позволяют сделать вывод, что случаи агрессивности, нарушения правил и антиобщественного поведения – явление крайне редкое».
То же подтверждают результаты проведенных нами систематических исследований.
Мы предложили 150 детям двенадцати лет из трех западных стран (США, Англии и ФРГ) ситуации, в которых должны были проявиться их склонности к аморальному поведению, например, отрицание вины при порче имущества, обман учителей при выполнении контрольной работы и т.д. Советские дети по сравнению со своими западными сверстниками менее всего склонны к совершению антиобщественных поступков. Более того, когда американские дети узнали, что их ответы будут показаны товарищам, они принялись выбирать из предложенных им вариантов поведения наихудшие. Реакция советских детей была прямо противоположной: они беспокоились, как на их ответы отреагируют товарищи, учителя, родители.
В другой серии экспериментов мы стремились выявить меру влияния коллектива на поведение детей только из интернатов, то есть тех, которые не живут дома. Ответы учеников (опять же двенадцатилетних) сравнивались с ответами нескольких сотен их сверстников из детских домов Швейцарии, страны, где еще со времен Иоганна Песталоцци была разработана теория и практика группового воспитания, но отсутствовал и даже отрицался коллективный метод.
Каждый ученик должен был отвечать, как бы он поступил, узнав, что его одно-
классник или друг совершил тот или иной недостойный поступок. Ребенку разрешали выбрать один вариант из предложенных ему действий: 1) пожаловаться взрослым; 2) рассказать об этом другим детям, чтобы они помогли ему воздействовать на товарища; 3) самому поговорить с другом и объяснить ему недостойность поведения; 4) ничего не предпринимать, считая, что это его не касается.
В большинстве своем (75%) советские дети ответили, что сами бы поговорили с нарушителем дисциплины. Только третья часть швейцар-
ских детей выбрали этот вариант, 39% предпочли пожаловаться взрослым. К ним присоединились 11% русских учеников. 12% русских и 6% швейцарских детей решили, что надо обратиться за помощью к сверстникам. Последний вариант – «ничего не предпринимать, так как это меня не касается» – предложили 20% швейцарских и всего 1% советских детей.
Исследования эти являются убедительным подтверждением того, что детский коллектив не только выступает в поддержку поведения, соответствующего нормам общества взрослых, но и успешно добивается, чтобы каждый его член проявлял внимание к поведению товарищей и чувствовал, что несет за всех ответственность.
Советские девочки с наибольшим рвением придерживаются норм поведения, но в классе индивидуальность каждой из них мало проявляется. Иными словами, советские девочки поддерживают цельность коллектива и как активные его члены воздействуют на других, призывая всех выполнять требования взрослых. Советские мальчики не столь податливы, и все же их ответы в экспериментах были чаще «ориентированы на взрослых», чем ответы западных сверстников.
Таким образом, советские методы воспитания как в семье, так и вне ее весьма эффективны. Дети послушны и дисциплинированны, по крайней мере в коллективе. А как обстоит дело с отдельной личностью? Способен ли ребенок стать дисциплинированным и самостоятельным с наступлением совершеннолетия, когда возникает вопрос о его месте в жизни, особенно в ситуации, при которой ему, возможно, придется идти одному против большинства?
Некоторый свет на этот вопрос проливают исследования, посвященные нормам общественного поведения среди школьников четырех стран: Англии, Швейцарии, Советского Союза и Соединенных Штатов. Объектами экспериментов в СССР и Швейцарии были шестиклассники интернатов и детских домов. Оказалось, что советские дети придавали большее значение внешней благопристойности – опрятности, дисциплинированности, вежливости, но, по правде говоря, проявляли меньше, чем другие дети, любознательности, склонности к интеллектуальному взаимопониманию.
Результаты эти не противоречат изложенным фактам, и вот почему: советские дети в отличие от западных реже сталкиваются как в семье, так и вне ее с противоположными точками зрения на разнообразные проблемы. Вследствие этого у них выработалась привычка к однородной реакции на ту или иную конфликтную ситуацию.

Ури БРОНФЕРБРЕННЕР,
профессор Корнуэлльского университета (США).
Из книги «Два мира детства.
Дети в США и СССР»


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru