Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №29/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ПРИРОДА ШКОЛЫ

Урок чтения для учителя
Одиннадцать измерений вольного письма

1. Самое главное, на что обращаешь внимание в «рефлексивке», – это переживания, чувства, мысли ребенка. Иначе говоря, в каких формах в тексте проявляется его Я. В какой степени он пишет про себя, а не про внешние события.
2. Важен и размер текстов. Согласитесь, есть разница, пишет ребенок о своих мыслях и переживаниях одной строчкой или на семи страницах. Если второе – значит, он готов обсуждать свои внутренние события с другими. Это помимо прочего знак доверия к миру. И подтверждение того, что «рефлексивка» стала для ребенка не обузой, а внутренней потребностью.
3. Значимо ли для ребенка общение с другими людьми? Из «рефлексивок» можно узнать и об этом. Если в них появляются персонажи, с которыми связаны какие-то переживания ребенка, значит, общение с ними для него важно. Независимо от того, какие чувства, положительные или отрицательные, они вызывают.
4. Когда в тексте появляются заимствованные у кого-то из класса идеи или образы, это тоже говорит о значимости другого человека, об умении его услышать. Особенно, если эти образы получают развитие. Назовем это «параметр услышанности». Например, некая тема кочует из текста в текст. А почему так происходит? Потому что она находит отклик! Тут можно вводить даже индекс цитирования этой формы или темы.
5. «Рефлексивка» может быть диалогичной или монологичной. Если в ней появляются персонажи, с которыми ребенок разговаривает, значит, у него есть потребность в диалоге, предрасположенность к нему. Когда желание вступить в диалог очень сильно, персонажем, с которым ведется разговор, может стать все что угодно. Например, день недели: «Вторник, вторник, ты куда бежишь, вторник? Ты куда спешишь? Мне в голову пришла эта мысль, хотя сегодня и не вторник…» Дальше возникает обращение к себе: «Таня, сейчас не время для сна!» Для психолога это свидетельство психологической зрелости. Ребенок готов осознанно взять на себя родительские функции, ответственность за свои действия.
6. Еще один важный параметр: какие личностные проблемы ребенка отражаются и проявляются в «рефлексивках». О каких проблемах он готов говорить, а о каких – нет.
7. Еще имеет смысл оценить образность текста, оригинальность образов. Это показатель внутренней свободы, креативности ребенка. Важно и то, насколько текст эмоционален, какие интонации в нем преобладают: вопросительные или утвердительные.
8. Способность задержаться на каком-то переживании, долго писать о нем говорит о том, что или ребенок уверен в себе, или это переживание для него сверхзначимо. Когда, например, ребенок полстраницы пишет о том, как на его лицо падает снег. Когда мгновение разрастается в вечность, из ничего возникает нечто.
9. Бывают тексты монотонные, перегруженные перечислением событий. В них даже структура предложений однообразно-предсказуема. А бывают тексты, богатые разными интонациями. Это свидетельствует о душевной пластике ребенка.
10. Очень важна степень внятности текста, ясность предложений. То, что можно назвать языковой вменяемостью. При этом излишняя структурированность текста означает, что ребенок боится отпустить себя на свободу самовыражения.
11. И еще: «рефлексивки» нужно рассматривать в динамике. Отслеживать, как от текста к тексту происходит развитие, каким оказывается его вектор.

Ольга МЯГКОВА,
педагог-словесник


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru