ПРИРОДА ШКОЛЫ
Что такое «рефлексивка»
Диалог психолога и педагога о жизни
детского сознания
Поток сознания
Ирина Христосенко. На первый взгляд то, что пишут
в своих «рефлексивках» младшие школьники,
напоминает своего рода нерасчлененный поток
сознания, в котором все происходит очень
спонтанно и невыстроенно. Так, как это происходит
в реальной жизни: состояния перетекают из одного
в другое, мысли скачут с предмета на предмет.
Например, у Тани Левиковой (10 лет): «Ой, ручка
упала, а мне неохота за ней лезть… Ладно, возьму
другую. А эта сама себе назло пусть валяется под
столом. Я потянулась к пеналу, но ручки там не
оказалось. О нет, кошмар, она в портфеле, а туда
лезть еще дальше. Придется наклониться под стол».
Сюжет, казалось бы, абсолютно бытовой, ничего не
значащий. А ведь это поток сознания, который она
ничем не тормозит, не блокирует и все это
выписывает, и это невероятно важно. И тут же
буквально в следующем абзаце того же текста
вдруг рождается яркий поэтический образ: «Я
вышла на улицу и в полумраке увидела туманную
оболочку сна». Получается, что самое бытовое и
самое высокое в детском сознании как бы
рядоположены, равнозначимы. И это чудесно по
меньшей мере в двух смыслах. Во-первых, это знак
того, насколько открыто сознание ребенка, когда
всякие мелочи, которые происходят в его голове,
получают право на обозначение в тексте. А
во-вторых, это позволяет задуматься над тем, как в
принципе устроено человеческое сознание и
насколько в реальности относительно различие
между так называемым важным и не важным.
Ольга Мягкова. У меня ощущение, что дети получают
особое удовольствие от такого письма вот почему.
Здесь ценностью оказывается не то, что, к примеру,
ручка упала, а то, что можно ощутить себя
человеком говорящим. Не просто пишущим, а
говорящим и пишущим одновременно. И на такой
мелочи они умудряются испробовать в письме
разные интонации. Когда внутри текста возникает
ирония, трагизм или лирические нотки… Они
осваивают способность выражения разных
состояний и разные возможности играть
интонациями. Притом не имеет значения, на каком
материале это случится. То же самое падение ручки
может стать поводом для проявления ужаса,
отчаяния и в то же время знаком какого-то
состояния сибаритства. В какой-то момент уже все
равно, чем именно это состояние вызвано. Просто
наслаждаешься тем, что какую-то мелочь,
оказывается, можно сделать значимой для своего
состояния. Как под лупой, начинаешь эту мелочь
рассматривать: оказывается, это то, что можно
описать и получить удовольствие от того, что
можно об этом написать. Получается, что про все
можно рассказывать кому-то другому, и
рассказывать интересно. И там очень много
внутренних разговоров, много диалогов, когда
дети начинают разговаривать с неожиданными
собеседниками, когда у них появляется необычный
адресат или слово. Когда, например, Диана
начинает разговаривать с трамваем, который она
догоняет, или с мыслями («я до вас доберусь!»), или
с картошкой, или сама с собой...
И.Х. И через этот поток сознания ребенку его
«обыкновенная» жизнь предстает как жизнь
многоплановая и объемная. Когда самое простое
оказывается сложным и существенным. Лично
значимым. И мы можем ощутить ребенка в
одновременной сложности и легкости его бытия.
О.М. Еще один момент. Недавно дедушка Тани
Левиковой выразил некоторое недоумение, что Таня
пишет слишком большие «рефлексивки», а ему это
кажется избыточным. Мол, зачем так много о всякой
ерунде. Но это уже дедушке надо помогать
воспитывать зрение, способность видеть тонкие
оттенки того, о чем ребенок пишет. Видеть, что эти
семь страниц насыщены массой индивидуальных
эмоциональных подробностей. И кратко эти
эмоциональные подробности не опишешь…
И.Х. …особенно, если они значимы. Если они
переживаются как события внутренние. Когда
падение ручки под стол становится событием.
О.М. Одно дело – сделать внешние пометки каких-то
событий. Совсем другое – начать разворачивать
сверток своего отношения к этим событиям. И
разворачивать его столько, сколько
разворачивается.
И.Х. Конечно, при этом может возникать какая-то
шаблонность, повторяемость. Яркое письмо и яркое
состояние не могут быть постоянными. Но если
ребенок поймал свое внутреннее состояние, текст
станет легким и органичным.
Вот одна из «рефлексивок» Дианы (10 лет).
Начинается с простой фиксации того, что она идет
в школу: «Иду». Но уже следующее предложение:
«Вдыхаю свежий и чистый воздух. Чувствую аромат
приближающейся зимы»… И дальше: «Как долго я
ждала этого момента, но почему-то именно сейчас
мне грустно».
И так случается часто: начинается с чего-нибудь
совершенно незначительного, простенького, а
потом вдруг – бах! – и очень сильный образ.
Например: «У нас кончилась перемена. Какая
досада! Поиграть хочется. Урок под названием
«рефлексивки». Мы читали «рефлексивки», и мне
подчеркнули двенадцать очень хрупких золотых
строчек. А за прошлую неделю мне подчеркнули
тринадцать очень усердно устойчивых строчек…».
О.М. ...Абсолютно неожиданный образ...
И.Х. «…И все это равняется двадцати пяти усердно
устойчивым строчкам».
Идет что-то вроде бы банальное, а потом раз – и
мощный образ появляется. Все происходит как в
жизни: течет жизнь простая и незамысловатая, а
потом вдруг р-р-раз – и наступает какое-то
озарение, какое-то яркое ее осмысление. Но разве
можно вынуть это озарение из общего потока? Они
живут своей очень слитной и естественной,
ненатужной жизнью.
Палитра душевной жизни
О.М. Образ бусин, когда разные события, попадающие
в поле зрения, нанизываются на какую-то нить, и их
можно перебирать, и они могут оказываться
разными-разными. Когда в одной «рефлексивке» и
трагическое, и комическое, и лирическое… А еще,
поскольку «рефлексивка» пишется по поводу
целого дня, есть возможность отследить себя
разного. В этом смысле исключается зацикленность
на определенном состоянии. Ты можешь быть разным,
предъявить палитру своих состояний в течение
дня.
И.Х. Вот две коротенькие строчки: «И вот я в школе.
Как долго я ждала этого момента, целую вечность.
Ах, мои дорогие девчонки и мальчишки!»
Можно проводить разные тесты на отношение к
школе, на взаимоотношения с одноклассниками, на
желание-нежелание ребенка учиться. Можно
использовать проективные тесты и методики,
которые как бы не доверяют сознанию и
предполагают, что истинные чувства и отношения
проговариваются лишь тайным образом. Мол,
сознание лжет, и мы до истинных мотивов поведения
и состояний можем добраться только тайно, когда
человек не отдает отчета в чем-то и тогда
проговаривается. Ему дают, например, задание
«нарисуй семью», но при этом озабочены лишь тем,
как тот или иной штрих можно истолковать.
О.М. А я почему-то проективные тесты и методики
всегда воспринимала именно как наиболее
обращенные к человеку, создающие наиболее
цельный образ человека.
И.Х. Для исследователя, может, и да. Но
объективно-то эти методики означают крайнюю
степень нашего недоверия к данным сознания. Мол,
чтобы узнать, что происходит с человеком на самом
деле, нужно его как бы обмануть, занять его
сознание чем-то другим. И тогда он случайно
проговорится, и мы его подлинную сущность
бессознательную врасплох застанем и доберемся
до нее. Вот и просят ребеночка: «Нарисуй-ка свой
класс, школу или семью!» А сами думают: «Рисуй,
рисуй, а мы тебя сейчас – р-р-раз и вычислим! Ну-ка,
ну-ка что мы тут нарисовали в рисунке про школу?
Ага, доску учебную не нарисовал! Значит, для тебя
содержание урока незначимо! Ах, ты переменку
нарисовал! Значит, у тебя учебная мотивация не
развита! У тебя мотивация только на общение, на
коммуникацию… Да у тебя проблемы, проблемы,
дорогой друг!»
Но почему-то у меня гораздо больше доверия вот к
этим строкам, которые я читаю в тетрадке со
свободными «рефлексивками», где нет
вымученности искусственных конструкций и где
чувствуется подлинность интонаций. Это
абсолютно сознательные строки, здесь нет
бессознательного, которое следует вывести на
чистую воду. Но это очень точные в
диагностическом плане строки. Для меня эти две
строчки абсолютно убедительно свидетельствуют о
том, что ребенок школу принимает, что ему хочется
в школу, что ему хочется встречаться с
соучениками. Гораздо убедительнее, чем любые
тесты. Тут ни грамма фальши. Это абсолютно чистая
интонация, абсолютно искренняя. И когда это
читаешь, становится хорошо, спокойно: нет лучшего
свидетельства, что у ребенка все идет
замечательно, все отлично.
Или вот, к примеру, Сашины тексты. У нее в
«рефлексивках» с какого-то момента появился
такой особый герой: ее «мысленки». Именно в таком,
немножко ироническом и одновременно
нежно-любящем ключе. Она эти свои «мысленки»
уговаривает, она с ними как-то общается… Читаешь
такой ее текст, и остро понимаешь, что это в
каком-то смысле сигнал SOS, что здесь проблема, с
которой нужно что-то делать. При том что ребенок
отчетливо демонстрирует и принятие себя, и
понимание того, что заявленная проблема
неглобальна, что можно слегка отстраниться,
поиронизировать над собой.
«Вот я пришла домой. Первым делом посмотрела на
учебник по математике. Вначале было интересно, а
потом голова начала раскалываться на кучу
мелких-мелких кусочков. Слезы капают на тетрадь.
«Ну, мысленочки, ну, пожалуйста, не плачьте,
миленькие…» Я не могла найти для себя
хорошенькую и неслезящуюся задачку. Хи. Ну ладно,
не буду вас расстраивать. Пока». Длинная-длинная
«рефлексивка» на пять страниц.
Но даже если текст вроде бы простой, мы через него
ясно видим состояние ребенка, его проблемы.
Однако с незапамятных времен сложилась
установка на то, что доверять можно только языку
опросников и тестов, а не собственному языку
ребенка. Мол, это такой теленок неразумный,
которого можно изучать только окольными,
косвенными путями. А то, что он сам способен
представить картину своего сознания, не
укладывается в привычные психологические схемы.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|