ПЕРВАЯ ПОЛОСА
ДОЛГИ И ОБЕЩАНИЯ
У власти ответ один: денег нет
Но если выйти на митинг и написать
президенту – они могут появиться
Учителя Ярославля не раз просили
областные и городские власти повысить им
зарплату. Но никакого результата не добились.
«Денег в бюджете нет!» – неизменно отвечали им и
в мэрии, и в администрации. Тогда учителя
написали письмо президенту. И надо же – деньги на
увеличение зарплаты сразу нашлись.
Восьмого апреля актовый зал школы № 36 был
переполнен: составлять послание президенту сюда
собрались представители почти пятидесяти
ярославских школ. Заглянули к педагогам и
делегаты от местной власти. Но разговора не
получилось. Начальник управления образования
города Ярославля Александр Прямицын не смог
ответить ни на один вопрос учителей.
– Делается все возможное, изыскиваются средства,
– повторял чиновник одно и то же.
– Зачем вы сюда пришли? Сказать, что денег нет,
или предложить что-то сделать? – не отступали
учителя.
– Депутаты солидарны с учителями, – заявил
присутствовавший на встрече депутат областной
Думы Владимир Молодкин. За что был немедленно
освистан и покинул зал.
А педагоги стали писать обращение к президенту.
Под письмом с требованием немедленного
повышения зарплаты подписались около двух тысяч
человек. Копия документа вместе с обещанием 16
апреля выйти на митинг перед администрацией была
отправлена и губернатору области Анатолию
Лисицыну.
После такого поворота событий глава региона не
стал больше отговариваться дефицитом бюджета, а
пообещал повысить зарплату на 10% с июля и еще на 10%
осенью.
Но педагоги все равно вышли на митинг. Требуя
повышения зарплаты не когда-то потом и на 20%, а
прямо сейчас и в три раза. 16 апреля на Советской
площади собрались около тысячи человек.
Кроме повышения зарплаты учителя высказались за
то, чтобы «не допустить приватизации учебных
заведений» и «отправить в отставку
неспециалиста Фурсенко, разрушающего систему
образования».
Никто из представителей власти к митингующим не
вышел. Правда, в толпе был замечен все тот же
Александр Прямицын. Ему не раз предлагали
выступить, но начальник управления образования
отказывался. Тогда учителя стали скандировать:
«Позор!», обступив Прямицына плотным кольцом.
Чиновник поспешил покинуть митинг.
Письмо ярославских учителей тем временем ушло в
администрацию президента. Но педагоги не будут
дожидаться ответа, ничего не предпринимая. На 26
апреля назначен следующий митинг.
Наталья КЛЮЧАРЕВА
Не сводите образование к минимуму!
Прожиточному...
Открытое письмо учителей школ города
Ярославля
Уважаемый господин Президент!
Мы, учителя ярославских школ, доведенные до
отчаяния своим материальным положением,
обращаемся к Вам с просьбой решить наконец
вопрос об оплате труда работников народного
образования.
Система оплаты труда педагогов строится на
основе ЕТС (единой тарифной сетки) и зависит от
квалификации учителя. Ставка учителя начальных
классов составляет 20 часов в неделю, а среднего и
старшего звена – 18 часов в неделю. При
шестидневной учебной неделе по 3–4 урока в день.
Некоторые чиновники считают, что при такой
нагрузке можно работать и на двух ставках, чтобы
получать больше. Однако они не учитывают, что
подготовка к урокам занимает у учителя больше
времени, чем проведение самих уроков: необходимо
продумать методику, решить все задания,
подготовить дидактический и наглядный материал.
Проверка тетрадей также требует от двух до
четырех часов. А индивидуальная работа с детьми?
Кроме того, учитель – это еще и классный
руководитель, который ведет работу и во
внеурочное время: оформляет школьную
документацию, проводит внеклассную работу по
предмету, ведет класс в музеи, театры, на выставки,
концерты, встречается с родителями. Помимо своих
профессиональных обязанностей учителю
приходится составлять списки, писать
характеристики на учеников, собирать деньги на
питание детей и внеклассные мероприятия, водить
учеников на медицинский осмотр в поликлинику, на
призывную комиссию в военкомат. В последние годы
перечень наших профессиональных обязанностей
пополнился организацией и проведением экзаменов
в форме ЕГЭ, оформлением связанной с ними
документации, разработкой профильных курсов для
учащихся старших классов. Эта дополнительная
работа не оплачивается совсем. Таким образом,
продолжительность рабочего времени учителя
составляет не менее 10–12 часов в сутки.
Как же оценивает общество труд учителя?
Вдумайтесь только в эти цифры:
– урок учителя стоит 28 рублей;
– обучение одного ученика в течение 45 минут
стоит 92 копейки;
– проверка нескольких пачек тетрадей в день
оценивается в 8 рублей;
– проверка одной работы – 14 копеек;
– работа классного руководителя оценивается в 17
рублей в день (за каждого ученика – 56 копеек).
Как же надо не уважать труд учителя, чтобы
оценивать один час его работы стоимостью проезда
в общественном транспорте, а месячную зарплату
приравнивать к прожиточному минимуму? (В нашей
области он составлял в 4-м квартале 2004 года 2506
рублей для трудоспособного населения.)
Чтобы выжить в таких условиях, учитель вынужден
работать на 1,5–2 ставки. Но даже при такой
нагрузке зарплата педагога составляет в среднем
по области – 3879 рублей, в то время как средняя
зарплата по области по итогам 2004 года – 6488 рублей,
а в промышленности области – 7450 рублей.
Последнее повышение заработной платы педагогов
в нашей области произошло 1 октября 2003 года на 30%,
вместо обещанных бывшим министром В.Матвиенко 80%.
За прошедший период уровень инфляции в нашей
области составил более 21%. Только за два месяца
этого года в связи с резким ростом стоимости
коммунальных платежей инфляция составила 5,2%.
Таким образом, уровень нашего благосостояния не
только не повысился согласно Вашей предвыборной
программе, а резко снизился. Намерение
правительства увеличить заработную плату
педагогов в два раза только к 2008 году вызывает
искреннее возмущение. Вряд ли нынешние педагоги
дождутся этих «лучших времен», более 50% наших
учителей – это пенсионеры и люди
предпенсионного возраста, а выпускники
педагогических вузов не идут работать в школу за
столь унизительную зарплату.
Хочется задать вопрос: нужен ли наш труд обществу?
Можно ли сохранить духовный и интеллектуальный
потенциал нации, проводя такую социальную
политику в отношении рядовых тружеников системы
образования? Нам непонятно, почему мы бедствуем в
то время, когда в стране есть все возможности для
значительного повышения уровня заработной платы
учителям за счет высоких доходов от продажи
нефти. Вы, господин Президент, нашли возможность
повысить зарплату чиновникам в несколько раз,
так обеспечьте достойную жизнь учителям России!
Учителя традиционно считаются самой
сознательной и терпеливой категорией общества.
Но ведь и нашему поистине христианскому терпению
наступает конец. Мы слышим обещания об улучшении
нашего положения уже 14 лет. Наши требования
минимальны: это соблюдение Закона РФ «Об
образовании», статья 54 которого гарантирует
педагогам зарплату не ниже, чем в промышленности.
Для этого требуется повысить существующие
ставки в 2,5 раза. Печально знаменитый закон от
22.08.2004 № 122-ФЗ отменил указанную статью. От
решения этого вопроса зависит само
существование системы образования в России!
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|