Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №29/2005

Первая тетрадь. Политика образования

ПЕРВАЯ ПОЛОСА
ДОЛГИ И ОБЕЩАНИЯ

У власти ответ один: денег нет
Но если выйти на митинг и написать президенту – они могут появиться

Учителя Ярославля не раз просили областные и городские власти повысить им зарплату. Но никакого результата не добились. «Денег в бюджете нет!» – неизменно отвечали им и в мэрии, и в администрации. Тогда учителя написали письмо президенту. И надо же – деньги на увеличение зарплаты сразу нашлись.

Восьмого апреля актовый зал школы № 36 был переполнен: составлять послание президенту сюда собрались представители почти пятидесяти ярославских школ. Заглянули к педагогам и делегаты от местной власти. Но разговора не получилось. Начальник управления образования города Ярославля Александр Прямицын не смог ответить ни на один вопрос учителей.
– Делается все возможное, изыскиваются средства, – повторял чиновник одно и то же.
– Зачем вы сюда пришли? Сказать, что денег нет, или предложить что-то сделать? – не отступали учителя.
– Депутаты солидарны с учителями, – заявил присутствовавший на встрече депутат областной Думы Владимир Молодкин. За что был немедленно освистан и покинул зал.
А педагоги стали писать обращение к президенту. Под письмом с требованием немедленного повышения зарплаты подписались около двух тысяч человек. Копия документа вместе с обещанием 16 апреля выйти на митинг перед администрацией была отправлена и губернатору области Анатолию Лисицыну.
После такого поворота событий глава региона не стал больше отговариваться дефицитом бюджета, а пообещал повысить зарплату на 10% с июля и еще на 10% осенью.
Но педагоги все равно вышли на митинг. Требуя повышения зарплаты не когда-то потом и на 20%, а прямо сейчас и в три раза. 16 апреля на Советской площади собрались около тысячи человек.
Кроме повышения зарплаты учителя высказались за то, чтобы «не допустить приватизации учебных заведений» и «отправить в отставку неспециалиста Фурсенко, разрушающего систему образования».
Никто из представителей власти к митингующим не вышел. Правда, в толпе был замечен все тот же Александр Прямицын. Ему не раз предлагали выступить, но начальник управления образования отказывался. Тогда учителя стали скандировать: «Позор!», обступив Прямицына плотным кольцом. Чиновник поспешил покинуть митинг.
Письмо ярославских учителей тем временем ушло в администрацию президента. Но педагоги не будут дожидаться ответа, ничего не предпринимая. На 26 апреля назначен следующий митинг.

Наталья КЛЮЧАРЕВА

Не сводите образование к минимуму! Прожиточному...
Открытое письмо учителей школ города Ярославля

Уважаемый господин Президент!
Мы, учителя ярославских школ, доведенные до отчаяния своим материальным положением, обращаемся к Вам с просьбой решить наконец вопрос об оплате труда работников народного образования.
Система оплаты труда педагогов строится на основе ЕТС (единой тарифной сетки) и зависит от квалификации учителя. Ставка учителя начальных классов составляет 20 часов в неделю, а среднего и старшего звена – 18 часов в неделю. При шестидневной учебной неделе по 3–4 урока в день. Некоторые чиновники считают, что при такой нагрузке можно работать и на двух ставках, чтобы получать больше. Однако они не учитывают, что подготовка к урокам занимает у учителя больше времени, чем проведение самих уроков: необходимо продумать методику, решить все задания, подготовить дидактический и наглядный материал. Проверка тетрадей также требует от двух до четырех часов. А индивидуальная работа с детьми? Кроме того, учитель – это еще и классный руководитель, который ведет работу и во внеурочное время: оформляет школьную документацию, проводит внеклассную работу по предмету, ведет класс в музеи, театры, на выставки, концерты, встречается с родителями. Помимо своих профессиональных обязанностей учителю приходится составлять списки, писать характеристики на учеников, собирать деньги на питание детей и внеклассные мероприятия, водить учеников на медицинский осмотр в поликлинику, на призывную комиссию в военкомат. В последние годы перечень наших профессиональных обязанностей пополнился организацией и проведением экзаменов в форме ЕГЭ, оформлением связанной с ними документации, разработкой профильных курсов для учащихся старших классов. Эта дополнительная работа не оплачивается совсем. Таким образом, продолжительность рабочего времени учителя составляет не менее 10–12 часов в сутки.
Как же оценивает общество труд учителя?
Вдумайтесь только в эти цифры:
– урок учителя стоит 28 рублей;
– обучение одного ученика в течение 45 минут стоит 92 копейки;
– проверка нескольких пачек тетрадей в день оценивается в 8 рублей;
– проверка одной работы – 14 копеек;
– работа классного руководителя оценивается в 17 рублей в день (за каждого ученика – 56 копеек).
Как же надо не уважать труд учителя, чтобы оценивать один час его работы стоимостью проезда в общественном транспорте, а месячную зарплату приравнивать к прожиточному минимуму? (В нашей области он составлял в 4-м квартале 2004 года 2506 рублей для трудоспособного населения.)
Чтобы выжить в таких условиях, учитель вынужден работать на 1,5–2 ставки. Но даже при такой нагрузке зарплата педагога составляет в среднем по области – 3879 рублей, в то время как средняя зарплата по области по итогам 2004 года – 6488 рублей, а в промышленности области – 7450 рублей.
Последнее повышение заработной платы педагогов в нашей области произошло 1 октября 2003 года на 30%, вместо обещанных бывшим министром В.Матвиенко 80%. За прошедший период уровень инфляции в нашей области составил более 21%. Только за два месяца этого года в связи с резким ростом стоимости коммунальных платежей инфляция составила 5,2%. Таким образом, уровень нашего благосостояния не только не повысился согласно Вашей предвыборной программе, а резко снизился. Намерение правительства увеличить заработную плату педагогов в два раза только к 2008 году вызывает искреннее возмущение. Вряд ли нынешние педагоги дождутся этих «лучших времен», более 50% наших учителей – это пенсионеры и люди предпенсионного возраста, а выпускники педагогических вузов не идут работать в школу за столь унизительную зарплату.
Хочется задать вопрос: нужен ли наш труд обществу? Можно ли сохранить духовный и интеллектуальный потенциал нации, проводя такую социальную политику в отношении рядовых тружеников системы образования? Нам непонятно, почему мы бедствуем в то время, когда в стране есть все возможности для значительного повышения уровня заработной платы учителям за счет высоких доходов от продажи нефти. Вы, господин Президент, нашли возможность повысить зарплату чиновникам в несколько раз, так обеспечьте достойную жизнь учителям России!
Учителя традиционно считаются самой сознательной и терпеливой категорией общества. Но ведь и нашему поистине христианскому терпению наступает конец. Мы слышим обещания об улучшении нашего положения уже 14 лет. Наши требования минимальны: это соблюдение Закона РФ «Об образовании», статья 54 которого гарантирует педагогам зарплату не ниже, чем в промышленности. Для этого требуется повысить существующие ставки в 2,5 раза. Печально знаменитый закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ отменил указанную статью. От решения этого вопроса зависит само существование системы образования в России!


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru