ЛЮБИМЫЙ ГОРОД N44
СЮЖЕТЫ
Памятник мудрой царицы
До революции в Судогде не было
памятников. А впрочем, был один, но не
скульптурный. Храм в честь святой Екатерины, по
сей день украшающий главную улицу города.
Правда, в наши дни он далеко не так роскошен, как в
былые времена.
В “Топографическом описании Владимирской
губернии”, вышедшем в 1784 году, о городе Судогде
сказано так: “В нем примечания достойных вещей
не имеется, кроме что Ее Императорское
Величество Государыня Императрица Екатерина
Алексеевна приказала ныне вновь строить
соборную каменную церковь, повелев Казенной
Палате на строение и украшение оной отпускать
деньги”.
По преданию, дело было так. В 1767 году Екатерина,
объезжая свои безграничные владения, оказалась в
Судогде. Погода радовала, хворь не донимала,
настроение было прекрасным. И под это настроение
Екатерина отдала распоряжение – преобразовать
существовавшую досель слободку в город Судогду.
А на главной улице поставить соответствующий
храм. Каменный и вполне приличный.
Деньги, разумеется, были отпущены, однако со
строительством никто не поспешал. Екатерина
давно уж скончалась, а в Судогде все еще стоял
старенький, плохонький, весь рассыпающийся
деревянный храм.
Стоял бы он, наверное, еще сто лет, но в 1806 году на
Судогду обрушился большой пожар. Церковь
сгорела, и спустя всего лишь восемь лет в городе
был построен новый каменный собор. Тогда же
сделали и “Опись церковного имущества и
ризницы”: “Судогодский Екатерининский собор
каменного здания начало свое воспринял в 1809 году
сентября 14 дня. Сооружен он по наружности за счет
высочайше ассигнованной суммы, в окончание
приведен тщением церковнослужителей и
приходских людей. В оный собор три приходится
входа от запада, севера и юга, во всех трех двери
деревянные, крашенные голландской сажею на
железных петлях с личинами и висящими замками,
двадцать восемь окон... При входе в собор над
дверью образ Знамения Пресвятой Богородицы. При
оном соборе пять колоколов весом от одного до ста
пудов”.
Храм неоднократно перекраивали, ремонтировали,
улучшали, и в туристическом пособии под
названием “Спутник по древнему Владимиру и
городам Владимирской губернии”, изданном в 1913
году, он был описан вот в таких словах: “После
всех... переделок собор в Судогде имеет в
настоящее время вполне благоустроенный вид; в
нем теперь пять приделов; кроме трех, указанных
выше (Великомученицы Екатерины, Покрова
Пресвятой Богородицы и Казанской иконы Божией
Матери. – А.М.), в теплом храме придел во имя св.
Николая Чудотворца и свят. мучен. Мины.
Из древних предметов, на которых археолог может
остановить свое любопытное внимание, здесь
имеются... Евангелие печати 1668 года с такою
подписью по листам: “лета 181 (1673) дал сию книгу
Евангелие напрестольное с Евангелистами
патриаршего соборного двора Феодосий старец, а
подал по душе и по родителях во Влади-
мирский уезд в отчину Симонова монастыря в
церковь великого Чудотворца Николая в слободку
Судогду”.
Из св. икон особенно чтима обывателями Казанская
икона Пресв. Богородицы; время происхождения
этой иконы неизвестно.
Самой же колоритной достопримечательностью
судогодского собора было не Евангелие, не икона
неизвестного происхождения, а протоиерей Иван
Ефимович Савелов. Он был известен как целитель и
волшебник-чернокнижник. Дело в том, что обыватели
города Судогды не слишком верили во врачевание
вообще, и все успехи протоиерея в этой области
приписывали именно магическим занятиям. И
излечившись, как добропорядочные христиане шли
писать на избавителя доносы в консисторию.
Протоиерей в конце концов поклялся:
“Нет, теперь уже не обманете меня вы, фальшивые и
противозаконные чувства души моей, Создателем
моим мне вложенные! Теперь уже я очень знаю, как
себя вести.
– Пожар? Не мое это дело и противно сану моему!
Есть на то пожарная команда, и обидишь ее, если
тушить будешь, а там рапорты брандмейстеров!
– Караул? Грабят? Не мое это дело – обидишь ее,
если побежишь спасать грабимого: там рапорты
городничего!
– Умирает? Пусть его умирает, и хотя бы спасти от
смерти стоило не больше двух ложек квасу! Ибо
есть медицинская команда – обидишь ее...
Там рапорты Бернгарда – там всякий самарянин за
все масло свое и вино будет только осужден”.
Но все равно значительно труднее было притчу и
вообще всей пастве этой церкви после революции. В
частности, в 1921 году газета “Призыв”
возмущалась: “В Судогодском уезде есть Народный
судья 6-го участка Надеждинский, который служит и
богу и мамоне. Мамоне служит так: судит граждан,
выносит приговоры, осуждает... оправдывает... Мало
Убъюст контролирует. Административная комиссия
по объезду фабрик и заводов сообщала, что судья
судит подозрительно, но как – пусть на страницах
“Призыва” нас информирует Судогодский Убъюст,
ему лучше известно. Богу работает так, как бывший
дьякон: распевает в церкви, управляет хором и ?..
морочит население. А граждане только удивляются,
как же это так: в Суде разводит браки, а в церкви
вместе с попом не прочь повенчать кого угодно.
Постановлением Суда разводит, говорит, что
церковный брак не действителен, законной силы не
имеет, а подпевая при церковных манипуляциях...
Стало быть, считает эту ересь правильной?.. Хорош
судья!.. Судит, получает от советской власти... и
поет, получает от граждан, у которых все-таки,
нужно сказать, создалось плохое впечатление от
дел дорогого судьи.
Убъюст, постарайся поднять престиж Суда в глазах
населения”.
Ясно, что судья Надеждинский рисковал гораздо
больше, чем добрый доктор, протоиерей Савелов.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|