Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №28/2005

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ЛЮБИМЫЙ ГОРОД N44
СЮЖЕТЫ 

Алексей МИТРОФАНОВ

Памятник мудрой царицы

До революции в Судогде не было памятников. А впрочем, был один, но не скульптурный. Храм в честь святой Екатерины, по сей день украшающий главную улицу города.
Правда, в наши дни он далеко не так роскошен, как в былые времена.

В “Топографическом описании Владимирской губернии”, вышедшем в 1784 году, о городе Судогде сказано так: “В нем примечания достойных вещей не имеется, кроме что Ее Императорское Величество Государыня Императрица Екатерина Алексеевна приказала ныне вновь строить соборную каменную церковь, повелев Казенной Палате на строение и украшение оной отпускать деньги”.
По преданию, дело было так. В 1767 году Екатерина, объезжая свои безграничные владения, оказалась в Судогде. Погода радовала, хворь не донимала, настроение было прекрасным. И под это настроение Екатерина отдала распоряжение – преобразовать существовавшую досель слободку в город Судогду. А на главной улице поставить соответствующий храм. Каменный и вполне приличный.
Деньги, разумеется, были отпущены, однако со строительством никто не поспешал. Екатерина давно уж скончалась, а в Судогде все еще стоял старенький, плохонький, весь рассыпающийся деревянный храм.
Стоял бы он, наверное, еще сто лет, но в 1806 году на Судогду обрушился большой пожар. Церковь сгорела, и спустя всего лишь восемь лет в городе был построен новый каменный собор. Тогда же сделали и “Опись церковного имущества и ризницы”: “Судогодский Екатерининский собор каменного здания начало свое воспринял в 1809 году сентября 14 дня. Сооружен он по наружности за счет высочайше ассигнованной суммы, в окончание приведен тщением церковнослужителей и приходских людей. В оный собор три приходится входа от запада, севера и юга, во всех трех двери деревянные, крашенные голландской сажею на железных петлях с личинами и висящими замками, двадцать восемь окон... При входе в собор над дверью образ Знамения Пресвятой Богородицы. При оном соборе пять колоколов весом от одного до ста пудов”.
Храм неоднократно перекраивали, ремонтировали, улучшали, и в туристическом пособии под названием “Спутник по древнему Владимиру и городам Владимирской губернии”, изданном в 1913 году, он был описан вот в таких словах: “После всех... переделок собор в Судогде имеет в настоящее время вполне благоустроенный вид; в нем теперь пять приделов; кроме трех, указанных выше (Великомученицы Екатерины, Покрова Пресвятой Богородицы и Казанской иконы Божией Матери. – А.М.), в теплом храме придел во имя св. Николая Чудотворца и свят. мучен. Мины.
Из древних предметов, на которых археолог может остановить свое любопытное внимание, здесь имеются... Евангелие печати 1668 года с такою подписью по листам: “лета 181 (1673) дал сию книгу Евангелие напрестольное с Евангелистами патриаршего соборного двора Феодосий старец, а подал по душе и по родителях во Влади-
мирский уезд в отчину Симонова монастыря в церковь великого Чудотворца Николая в слободку Судогду”.
Из св. икон особенно чтима обывателями Казанская икона Пресв. Богородицы; время происхождения этой иконы неизвестно.
Самой же колоритной достопримечательностью судогодского собора было не Евангелие, не икона неизвестного происхождения, а протоиерей Иван Ефимович Савелов. Он был известен как целитель и волшебник-чернокнижник. Дело в том, что обыватели города Судогды не слишком верили во врачевание вообще, и все успехи протоиерея в этой области приписывали именно магическим занятиям. И излечившись, как добропорядочные христиане шли писать на избавителя доносы в консисторию.
Протоиерей в конце концов поклялся:
“Нет, теперь уже не обманете меня вы, фальшивые и противозаконные чувства души моей, Создателем моим мне вложенные! Теперь уже я очень знаю, как себя вести.
– Пожар? Не мое это дело и противно сану моему! Есть на то пожарная команда, и обидишь ее, если тушить будешь, а там рапорты брандмейстеров!
– Караул? Грабят? Не мое это дело – обидишь ее, если побежишь спасать грабимого: там рапорты городничего!
– Умирает? Пусть его умирает, и хотя бы спасти от смерти стоило не больше двух ложек квасу! Ибо есть медицинская команда – обидишь ее...
Там рапорты Бернгарда – там всякий самарянин за все масло свое и вино будет только осужден”.
Но все равно значительно труднее было притчу и вообще всей пастве этой церкви после революции. В частности, в 1921 году газета “Призыв” возмущалась: “В Судогодском уезде есть Народный судья 6-го участка Надеждинский, который служит и богу и мамоне. Мамоне служит так: судит граждан, выносит приговоры, осуждает... оправдывает... Мало Убъюст контролирует. Административная комиссия по объезду фабрик и заводов сообщала, что судья судит подозрительно, но как – пусть на страницах “Призыва” нас информирует Судогодский Убъюст, ему лучше известно. Богу работает так, как бывший дьякон: распевает в церкви, управляет хором и ?.. морочит население. А граждане только удивляются, как же это так: в Суде разводит браки, а в церкви вместе с попом не прочь повенчать кого угодно. Постановлением Суда разводит, говорит, что церковный брак не действителен, законной силы не имеет, а подпевая при церковных манипуляциях... Стало быть, считает эту ересь правильной?.. Хорош судья!.. Судит, получает от советской власти... и поет, получает от граждан, у которых все-таки, нужно сказать, создалось плохое впечатление от дел дорогого судьи.
Убъюст, постарайся поднять престиж Суда в глазах населения”.
Ясно, что судья Надеждинский рисковал гораздо больше, чем добрый доктор, протоиерей Савелов.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru